Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъект и объект познания

Познание играет как бы служебную роль в практической деятельности человека, так как главное в его жизни — это система действий, направленная на создание такой окружающей среды, которая наиболее близка его пред­ставлению об идеале.

Сторонники сенсуализма(чувство, ощущение, смысл)теоретико-познавательного и психологического направления считают, что познание выводится из чувственных восприятий, сенсуалисты полагают, что все явления духовной жизни есть связанные комплексы ощущений, причиной которых является внешнее и внутреннее раздражение.

Сторонники рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Ге­гель) считают, что разум является основой познания и поведения. Разум является источником и критерием истинности.

При этом рационалисты не отрицают значения чувственного познания в качест­ве механизма связи разума с материальным миром.

Сторонники эмпиризма признают источником познания в первую очередь опыт. Чув­ственное, сензитивное познание является главным, а иногда единственным источником наших знаний. Например, Т. Гоббс утверждал, что в разуме нет ничего, что не было бы в чувст­вах. И эту мысль в еще более резкой форме повторял Дж. Локк.

К методам эмпирического познания можно отнести эксперимент, сравнение, описание, наблюдение, измерение, анализ (расчленение целого на компоненты), индукцию (выведение общего умозаключения из частного) и пр. В ходе эмпирического познания принимают участие и рациональные формы познания – понятия, суждения, умозаключения.

Эмпирический уровень познания логично дополняется теоретическим уровнем познания. Научные факты, выявленные в процессе опытного познания, образуют эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Чувственное эмпирическое познание (живое созерцание) на теоретическом уровне познания никуда не устраняется, а становится подчинённым, важным аспектом познавательного процесса.

На основе сказанного мы можем отметить, что все вышеуказанные направления философской мысли можно дифференцировать (разделить) на рациональные и иррациональные (интуиция, озарение, вера), а также на эмпирические и теоретические.

Что принято понимать под иррационализмом? – то, что не может быть постигнуто разумом, что явно не подчиняется законам логики (сверхразумное, противоразумное).

Главной целью познавательной деятельности человека является приобретение знаний. Знание — высшая форма отражения, важное средство преобразования действитель­ности.

Ещё Аристотель писал: «Все люди стремятся к знанию. Доказательство тому — влечение к чувственным восприяти­ям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих, и больше всех зрительные восприя­тия. Зрение больше всех других чувств содействует нашему познанию и обнаруживает много различий в вещах».

А Локк говорит: «Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для доказательства того, что оно неврожденное».

Французский материалист Гельвеций различал две способности или, как он называл, «две пассивные силы», существование которых всеми отчетливо осознается:

одна — способность получать различные впечатления, производимые на нас внешними предметами; она называ­ется физической чувствительностью;

другая — способность сохранять впечатление, произве­денное на нас внешними предметами. Она называется па­мятью, которая есть не что иное, как длящееся, но ослаб­ленное ощущение».

Человеческое познание как высшая форма отражения действительности предполагает сознательное отношение субъекта к объекту, а также сознательное отношение субъ­екта к самому себе. Научная теория познания является особым видом реф­лексии над знанием и ставит задачу выявить необходимые условия познания, выделить всеобщие познавательные нормы.

Целью познания является не всякого рода знания, а только то, что соответствует реальности. Такое знание называется объективным, так как его содержание обусловлено не особенностями субъекта, а самой действительностью, реальностью. Такое знание носит ин­терсубъективный и необходимый характер.

Субъект с присущим ему сознанием является порождением материи, объективной реальности; объект, ставший предметом практической и познавательной деятельности, существовал и до того, как вступил во взаимодействие с субъектом, объект не просто тождествен объективной реальности, а выступает как ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом.

Взаимодействуя с объектом, субъект изменяет его и из­меняется сам. В этом процессе обнаруживается, что зна­ние субъекта об объекте не отражает объект во всей полно­те его свойств, вследствие чего субъект должен изменить способы своей практической деятельности, уточнить и уг­лубить знание.

Что же такое «субъект познания»?

Субъект — это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания.

Субъектом познания может быть индивид, наделен­ный сознанием, ощущениями, восприятием, эмоциями, способностью оперировать образами, понятиями.

Субъектом познания может быть социальная группа, коллектив, класс, общество в целом. При этом общество как субъект реализует свои познавательные возможности лишь через познавательную деятельность индивидуаль­ных субъектов.

Объект познания — это то, на что направлена практиче­ская, познавательная деятельность субъекта.

Следует отметить, что «объект познания» отличается от «объективной реальности». Последнее шире, так как существуют такие материальные системы, которые еще не стали объектами познания. (Потому что наука о них не знает ничего.) «Субъект» и «объект» в определенном смысле относи­тельны: например, данный человек есть субъект познания (познающий) и в то же время он может быть объектом по­знания для другого человека.

Объектом познания могут быть как материальные предметы, так и духовные явления. (Скажем, для психоло­га объектами познания являются сознание человека, его чувства и переживания.)

В процессе познания очень важную роль играют усло­вия познания. Они могут дать как реальную картину позна­ния, так и исказить изучаемое явление.

Субъект и объект познания являются парными категориями, которые выражают единство противоположностей. Разрешение постоянно возникающих противоречий между субъектом и объектом происходит посредством практического изменения субъектом познаваемого объекта, посредством его подчинения субъекту. Но в ходе их взаимодействия меня­ются цели субъекта, которые определяют его волю, и про­тиворечие воспроизводится вновь.

Таким образом, взаимодействие субъекта и объекта в структуре человеческой практики характеризуется диалектикой цели, средства и результата деятельности. Цель — это намеченный сознанием, идеально предвосхищённый результат деятельности, «идеальный, внутренне побужда­ющий мотив производства...» — как говорил Маркс.

Необходимым условием адекватного познания, объективности знания становится уровень интеллектуальной подготовки субъекта познания и осмысление роли субъекта в процессе познания, в процессе производства знания. Активность субъекта в познании направлена на созидание и оперирова­ние предметами-посредниками. Человек в процессе приобретения знаний конструирует разные прибо­ры, машины, инструменты, создает научные теории, знако­вые системы (искусственные языки), символы и др. для дальнейшего использования.

Если субъект познания обладает фундаментальными знаниями в своей области деятельности, то объект познания постигается глубже; и чем глубже постигается познаваемый объект или явление, тем более объективный характер носит знание, тем выше и степень самосознания, то есть осознание субъектом своего места в объективной структуре реальности. Объективно-субъективные взаимоотношения включа­ются в объективную действительность — как природную, так и социальную.

Вместе с тем диалектика субъекта и объ­екта — это не просто один из моментов всеобщей диалектики. Здесь речь идет о тех отношениях субъекта к объекту, исследование которых относится к ядру всякого философ­ского мировоззрения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В круг важных проблем теории познания входят проблемы изучения | Подумайте, почему в познании недопустим разрыв его чувственных и рациональных моментов (ступеней, сторон)?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.