Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В круг важных проблем теории познания входят проблемы изучения

Толкованию познания

Познание как раздел философии. Основные подходы к

Все мы знаем, что человек живет в природе. Он познает, преобразовы­вает ее и осознает собственное существование. Различают несколько аспектов познавательного отно­шения человека к природе:

1.Практический — который подразумевает преобразо­вательно-потребительское отношение к природе.

2.Эмоциональный — то есть переживания, чувственные отношения к чему- или к кому-либо. Например, наслажде­ние красотой природы, любовь, антипатия, страх, гнев...

3.Аксиологический — который подразумевает ценно­стно-оценочное отношение к миру, к природе. Человеку что-то нравится, что-то не нравится, и, исходя из своих вкусов и взглядов, он оценивает явления положительно или отрицательно.

4.Теоретический — объяснение предметов и явлений, познание их сущностей, качества и характеристик.

Познание — процесс деятельности чело­века, направленный на получение новых знаний, на основе которых возни­кают цели и мотивы человеческих действий.

Познание является результатом мыслительной деяте­льности человека.

Философскую теорию, изучающую проблему позна­ния, называют «Гносеология».

Гносеология занимается поиском ответов на такие вопросы:

- насколько познаваем мир?

 

- как человек познаёт мир?

- каково соотношение истины и заблуждений?

- что может являться критерием истинности знания?

- как подтвердить верность наших представлений?

- видов, ступеней, форм познания,

- отношений между объектом и субъектом познания,

- проблема истины,

- проблема соотношения познания и практики.

Основной проблемой гносеологии является проблема границ познания: насколько познаваем мир, т. е. что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно. Многие философы высказывали мнение о том, что возможности познания людей ограничиваются особенностями человека и его восприятия. То, что мир совсем не таков, каким он воспринимается человеком, было понято уже философами древности. Ещё одна трудность была связана с объяснением причины того или иного ощущения.

В зависимости от ответа на вопрос: познаваем ли мир? в философии все философские течения можно разделить на два основных направления – это гностицизм и агностицизм.

Гностицизм – религиозно-философское течение, представители которого утверждают, что мир познаваем.

Агностицизм – соответственно философское учение о непознаваемости мира, бытия.

Гностики – это представители религиозно-философского течения, соединявшие теологию с религиями Древнего Востока, а также с неоплатонизмом и пифагореизмом. Гностики признавали духовное непознаваемое первоначало, проявляющее себя в истечении (эманации), противостоящее материи – источнику «зла» [Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя, 1975. – 496 с. С.87].

Агностики это философы, которые утверждают, что мир познаваем лишь в ограниченных пределах. Агностицизм также называют гносеологическим пессимизмом.

Наиболее полно позиция агностицизма выражается в философских взглядах родоначальника немецкой классической философии – И. Канта, который утверждал, что, познавая предмет, человек познаёт лишь то, как этот предмет представляется ему и назвал познаваемый предмет «явлением», сам же предмет исследования есть «вещь в себе». Например, человек воспринимает листву деревьев в зелёном цвете (это «явление»), в то время как на самом деле ей свойственно лишь отражать солнечные лучи той длины, которая при воздействии на человеческий глаз даёт ощущение зелени. Вывод: человек познаёт только «явления», в то время как вещи в себе непознаваемы.

Гностики – это философы, которые утверждают, что мир познаваем исчерпывающее и безусловно. В современной литературе данное направление называется гносеологическим оптимизмом. Позиция гносеологического оптимизма свойственна как объективному идеализму, так и материализму.

Сторонники диалектического материализма считают, что познание это диалектический социокультурно обусловленный процесс активного творческого отражения действительности. Данный процесс осуществляется человеком как общественным существом в ходе изменения им этой действительности, т. е. входе социально-исторической практики.

Сторонники релятивизма полагают, что все знания рассматриваются как относительно правильные, т. к. они обусловливаются положением, которое в зависимости от обстоятельств занимает познающий, особенно в зависимости от индивидуального телесно-душевного состояния.

Скептицизм (рассматривающий, исследующий) – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления человека. Сторонники скептицизма считают, что при установлении надёжности истины в ней следует сомневаться и выверять должным образом.

Интуитивизм – учение об интуиции как самом главном и надёжном источнике познания. Интуиция (взгляд, вид) – рассматривание, видение, созерцание, понимание, приобретённое непосредственно, а не эмпирически или путём размышления, озарения.

Также в философии есть мнение, что познание является функцией тех, кто профес­сионально осуществляет тот или иной вид духовного производства (религиозно-нравственную, эстетиче­скую, этическую, научную и др.). И поэтому теория по­знания разрабатывалась как теория собственно-духов­ной деятельности (Аза Давидовна Иоселиани).

Религиозно-идеалистическое понимание познания говорит нам о том, что познание есть способность, дарованная свыше или врождённая (Аза Давидовна Иоселиани).

Наряду с вышеуказанными пониманиями процесса познания в истории философии разные философские системы выделяли две ведущие формы познания: чувственное и рациональное, в соответствии с которыми в философии сформировалось ещё два направления – рационализм и эмпиризм.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 2. Тема 2. Гносеология и научное познание: общее и особенное | Субъект и объект познания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.