КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение архитектуры бренда
Тема 10. Архитектура бренда. Цель темы: изучить понятие, состав и способы построения архитектуры бренда.
Задачи темы. Эта тема поможет вам разобраться в следующих вопросах: · Почему Nike All Condition Gear (ACG) считается стратегическим брендом и как создание синергии связано с потсроением архитктуры брендов? · Зачем GE создает бренд-дом, а P&G дом брендов? · Каким образом провести аудит архитектуры брендов? Обзор темы: · Определение архитектуры бренда. · Система взаимоотношений брендов. · Аудит архитектуры бренда. Конечно, очень важно создать сильный бренд путем разработки четкой, понятной идентичности и эффективной программы создания бренда. Но в действительности все фирмы имеют множество брендов, и их необходимо организовать в команду, чтобы они работали вместе, помогали друг другу и не вставали друг у друга на пути. Рассматривать бренды отдельно друг от друга — лучший способ прийти к путанице и неэффективной работе. Стратегическое лидерство одного бренда требует оптимизации командных целей, а также целей индивидуальных игроков-брендов. Архитектура бренда — средство, позволяющее команде брендов функционировать как единая система, создавая синергию, ясность и продвижение вперед. Если рассматривать каждый бренд как футбольного игрока, то идентичность и программы коммуникаций — это инструменты или упражнения, улучшающие качества одного игрока. Между тем архитектура бренда предполагает работу тренера, который расставляет игроков на правильные позиции и заставляет их действовать по принципу команды, а не группы отдельных игроков. Архитектура бренда становится особенно важной, когда усложняются условия функционирования бренда: включается множество сегментов, расширений, увеличивается количество товарных предложений, возникают различные типы конкуренции, сложные каналы дистрибуции и необходимо более широкое использование поддерживаемых брендов и суббрендов. Рис. 10.1. Архитектура бренда. Архитектура бренда — это организующая структура портфеля бренда, которая определяет роли брендов и взаимоотношения между брендами (например, Ford и Taurus) и контекстами товарного рынка (Sony Theaters против Sony Television или Nike Europe против Nike U.S.). Архитектуру бренда определяют пять измерений (рис. 10.1.) — портфель бренда, роли в портфеле, роли в разных контекстах товарного рынка, структура портфеля и графическое изображение портфеля. В этом разделе каждое из них будет определено, проиллюстрировано и рассмотрено. Портфель бренда. Портфель бренда включает в себя все бренды и суббренды, прикрепленные к товарным предложениям, в том числе совместные бренды с другими фирмами. Определение сущности всех этих брендов может оказаться непростой задачей, если речь идет о множестве брендов, среди которых есть нечеткие бренды или даже не действующие. Основной параметр архитектуры бренда — состав его портфеля: следует ли добавить еще один или несколько брендов? Иногда можно укрепить портфель, добавив в него бренды, но такие добавления всегда должны быть одобрены командой, непосредственно занятой разработкой портфеля и поэтому четко представляющей его дальнейшее развитие. Далее, должна существовать определенная структура, контролирующая принятие решений о добавлении брендов и учитывающая критерии эффективности нового бренда. Или, может быть, надо удалить бренды? Каждый бренд требует средств на его создание, но если количество брендов чрезмерно, может не хватить ресурсов, чтобы их поддерживать. Хуже того, лишние бренды могут вносить путаницу одним лишь своим присутствием. Чтобы выйти из этого положения, необходимо сократить портфель, как бы болезненно это ни было. Например, когда фирма Safeway проанализировала свой бизнес, было выявлено свыше 25 брендов. Поскольку большинство из них были очень слабые (в основном из-за маленького бюджета на их создание или недостаточной синергии), в Safeway решили оставить четыре бренда: премиум-бренд Safeway Select (обычно позиционируемый как равный пли далее превосходящий лучшие бренды в этой категории) и бренды, которые всегда входили в самые низкие ценовые сегменты в своих категориях. Еще два бренда, Lucerne в категории записных книжек и Mrs. Wright для упакованной выпечки, сохранили потому, что они воспринимались как имеющие значительный капитал. В существовании остальных брендов не было никакого смысла. Это решение было основано на реалистичной оценке капиталов существующих брендов, предложения ценности для покупателей, расходов на содержание липших брендов и синергии от действия всего двух основных брендов из всего запаса. Роли в портфеле. Роли в портфеле, которые помогают системно взглянуть на портфель бренда, включают: стратегический бренд, запускающий бренд, «серебряную пулю» и «дойную корову». Эти роли не исключают друг друга. Бренд может быть одновременно запускающим и «серебряной пулей» или может эволюционировать от стратегического к «дойной корове». Стратегический бренд. Стратегический бренд выражает собой будущий уровень продаж и прибылей. Это может быть доминирующий в настоящее время бренд (иногда его называют мегабрендом), который должен сохранять пли повышать свою позицию, либо маленький бренд, который по плану должен стать главным. Для Американской автомобильной ассоциации AAA Financial Services — стратегический бренд, поскольку в будущем компания планирует идти по пути дорожного сервиса. ACG — стратегический бренд, потому что предоставляет бренду Nike базу для укрепления в сфере экстремальных видов спорта Запускающий бренд — это отправная точка для продвижения в главной области бизнеса или будущее видение фирмы. Он будет косвенно влиять на бизнес, создавая основу для доверия покупателя. Hilton Rewards — запускающий бренд для Hilton Hotels, потому что олицетворяет будущую способность бренда контролировать самый важный сегмент в гостиничной индустрии. Если у конкурента программа вознаграждений по какой-то причине окажется доминирующей, Hilton потеряет стратегическое преимущество. «Серебряная пуля» — это бренд или суббренд, который положительно влияет на имидж другого бренда. Он может стать мощным фактором в создании, изменении или поддерживании имиджа бренда. Вот некоторые успешные «серебряные пули»: § IBM ThinkPad. Достигнув успеха, этот новаторский продукт вызвал сильный (и редкий) всплеск в общественном восприятии бренда IBM. Тот факт, что в минуту продается столько же ThinkPad, сколько всей продукции IBM, еще значительнее свидетельствует об эффективности воздействия на потребителя. § San Jose Sharks. Эта хоккейная команда высшей лиги поменяла § Новый VW Beetle. Этот продукт был символом возрождения брен Если бренд или суббренд (например, IBM ThinkPad) определяется как «серебряная пуля», стратегией коммуникации и бюджетом, соответственно, не будет управлять только лишь менеджер, ведущий этот бренд. В этом должна участвовать и группа сотрудников, ведущая родительский бренд, возможно, отводя бренду-«серебряной пуле» важное место в корпоративных коммуникациях или увеличивая его бюджет. «Дойная корова». Стратегический, запускающий бренды и «серебряная пуля» для выполнения своей стратегической задачи требуют инвестиций и активного управления. «Дойная корова», напротив, это бренд со значительной потребительской базой, который не подразумевает инвестиций, необходимых для других брендов в портфеле. Даже если продажи не увеличиваются или не уменьшаются, существует стержень, состоящий из лояльных потребителей, которые неохотно расстаются с брендом. Роль «дойной коровы» — собрать запасы ресурсов, которые можно вложить в стратегический, запускающий бренды или в «серебряную пулю», а они уже послужат базой для будущего роста и жизнеспособности портфеля брендов. Пример «дойной коровы» — Campbell’s Red&White. Эти супы составляют основу капитала бренда Campbell, но его реальную жизнеспособность обеспечивают другие продукты. Еще одна «дойная корова» — Nivea Creame, первоначальный продукт бренда Nivea, который расширился с созданием разнообразных продуктов по уходу за кожей и иных, связанных с ними. Роли в контекстах товарного рынка. В целом набор брендов составляется для описания предложения в условиях особого товарного рынка. Например, Cadillac Seville с системой Northstar — особое предложение, для которого Cadillac — родительский бренд с преимущественной побуждающей ролью, Seville играет роль суббренда, а Northstar — роль брендируемого компонента. Существует четыре набора ролей в контекстах товарного рынка, которые действуют вместе, чтобы определить специфическое предложение: поддерживающий бренд/суббренды, брендируемые выгоды, совместные бренды и побуждающие роли. Поддерживающий бренд и суббренды. Родительский (или зонтичный, или ассортиментный) бренд — главный индикатор предложения, ориентир. Чтобы определить специфическое предложение, родительский бренд могут подкрепить поддерживающий бренд и/или один или более суббрендов. Поддерживающий бренд (например, General Mills, поддерживающий Cheerios) — это известный бренд, который обеспечивает предложению доверие и состоятельность, а суббренды (Porsche Carrera или Apple-Cinnamon Cheerios) модифицируют ассоциации родительского бренда для особенностей рынка. Понимание и использование поддерживающего бренда и суббрендов — ключ к достижению ясности, синергии и продвижения портфеля брендов. Брендирование выгод — это брендирование признака, компонента или услуги, которые укрепляют брендируемое предложение. Примеры брендируемых признаков: зубные щетки Oral-B — щетина Power Tip и форма Action Cap; Reebok — дизайн подошвы UltraLite; чай Lipton — пакетик Flo-Thru. Брендируемые компоненты или ингредиенты: Compaq — Intel Inside; Куртки-парки North Face — Core-Tex; Reebok — Hexalite (легкие подушечки в форме сот). Брендируемые услуги: American Express — Round Trip (пакет услуг для корпоративных путешествий); UPS — Proprietary Mail. Брендирование выгод оказывается полезным, когда оно действительно дополняет чем-то товар или услугу. Ведь это дополнительное «что-то» обычно относится (или кажется, что оно относится) к обещанию бренда, оно вносит свой вклад в функциональную выгоду бренда. Оно также может работать в некотором роде как поддерживающий бренд, обеспечивая доверие к предложению. Например, Core-Tex утверждает, что одежда, согласно обещанию, защитит в сырую погоду. Как выясняется, брендирование выгод резко повышает интерес к брендам, особенно к новым или не очень известным. Одно из исследований показало, что покупатели были готовы заплатить больше за предмет одежды с брендированным компонентом, даже несмотря на то, что они не знали преимуществ этого компонента. Intel Inside, классическая программа брендирования компонента, последовательно приносит существенные прибыли. Другие исследования показали, что брендирование компонентов добавляет бренду ценность, если только оно не касается брендов с уже очень сильным имиджем. Например, в ходе контрольного эксперимента брендируемая шоколадная начинка помогла бренду Nabisco (печенье), но ничего не сделала для Pepperidge Farm (печенье и крекеры) — бренда, позиционируемого в суперпремиум-сегмепте рынка: по-видимому, покупатели считали, что Pepperidge Farm и так использует лучшие ингредиенты. Бренды могут обеспечить себе уже готовые капитал и доверие, получив лицензию на брендированные выгоды (например, Core-Tex), которые принадлежат другим фирмам. Однако собственные выгоды потенциально сильнее, поскольку могут представлять собой области дифференциации, приводящие к лидерству над конкурентами, даже если свойство, компонент или услуга имитируются другими. Собственные брендированные выгоды могут сыграть роль «серебряной пули», помогая выражать концепцию бренда. Например, признак Power Tip зубных щеток Oral-B доносит до потребителя новаторскую сущность бренда. Совместные бренды. Совместный брендинг возникает, когда бренды разных компаний (или принципиально разных областей бизнеса в рамках одной компании) объединяются, чтобы создать предложение, в котором каждый из них играет значительную побуждающую роль. Один из совместных брендов может быть компонентом или ингредиентом бренда (как Рillsbury Brownies с шоколадом Nestle) или поддерживающим брендом (как хлопья Healthy Choice от Kellogg’s). Он может также представлять собой составной бренд со множеством родительских брендов, как в случае с «трехбрендовой» кредитной карточкой Citybank-American Airlines-Visa. Совместный брендинг имеет важные преимущества и существенные недостатки. Он может использовать два (или более) источников капитала бренда, укрепив предложение ценности и отстраивание. Влияние совместного брендинга на потребителя может оказаться сильнее, чем ожидалось, если ассоциации с каждым брендом достаточно сильны и взаимно дополняют друг друга. Совместный брендинг может и должен улучшать не только совместное брендированное предложение, но и ассоциации с обоими брендами. Кроме того, совместный бренд не должен повредить ассоциациям с каждым брендом в отдельности, а большая опасность этого возникает, когда позиционируемый бренд обладает более высоким уровнем воспринимаемого качества и престижности, чем бренд, с которым он связан. Ключ к успешному совместному брендированию — найти бренд-партнера, который будет улучшать предложение взаимодополняющими ассоциациями. Совместный брендинг, как и любое сотрудничество между разными компаниями, таит в себе опасности. Если один из партнеров почувствует, что отдача недостаточна или что программа больше не соответствует стратегии, он может свернуть ее или, что иногда еще хуже, остаться в предприятии, но потерять интерес. Кроме того, когда вовлечены две разные компании, разработка и осуществление программы становятся сложнее, и это может закончиться подчинением одного бренда другому и злоупотреблениями союзом. Побуждающая роль. Побуждающая роль бренда показывает, насколько бренд стимулирует решение о покупке и определяет опыт использования продукта. Бренд, играющий побуждающую роль, пользуется определенной лояльностью потребителя. Если не будет бренда, покупатели станут по-иному относиться к продукту. Построение архитектуры бренда включает в себя выбор нескольких брендов, которые должны играть преимущественную побуждающую роль, — эти бренды будут иметь приоритет в общей иерархии. Архитектура бренда также подразумевает понимание того, какую побуждающую роль имеет каждый отдельный бренд в данном контексте товарного рынка. Рассмотрите, например, различную степень побуждающей ответственности у брендов, составляющих бренд Porsche Carrera Cabriolet. Побуждающую роль обычно играет родительский бренд или суббренд, но некоторую побуждающую силу могут иметь и поддерживающие бренды, брендируемые услуги и второстепенные или третьестепенные суббренды. Отведение бренду побуждающей роли очень важно, поскольку оно напрямую связано с необходимостью построения капитала бренда. Побуждающими брендами следует активно управлять. Если же побуждающая роль бренда ограничена, на него не стоит тратить средства, и он не требует активного менеджмента. Структура портфеля бренда. Бренды в портфеле связаны между собой. Существует три подхода к обсуждению и выработке структуры портфеля: группирование брендов, иерархическое древо брендов и ассортимент брендов. Группирование брендов. Группирование (или конфигурация) брендов — это логическое сочетание брендов, которые вместе имеют значимую характеристику. Группирование вносит логику в портфель бренда и помогает контролировать его рост с течением времени. Сегмент, товар и качество часто фигурируют во многих портфелях, поскольку эти факторы определяют структуру многих товарных рынков. Например, гостиничная индустрия структурирована соответственно сегменту (отели Courtyard для бизнесменов против Fairfield Inn для свободных путешественников), товару (Marriott Residence Inn для длительного проживания против Marriott для коротких ночевок) и уровню качества (роскошные отели Marriott против экономичных Fairfield Inn от Marriott). Две другие важные переменные — это каналы дистрибуции и применение. L’Oreal использует бренды Lancome и Bioterm для универмагов и специализированных магазинов, L’Oreal и Maybelline для специализированных магазинов, а еще один набор брендов, включая Redken, — для салонов красоты. Фирма Nike имеет набор брендов, сгруппированных вокруг применения — по отдельным видам спорта (баскетбол, туризм и т. д.).
Рис. 10.2. Иерархическое дерево брендов средств за уходом за полостью рта Colgate. Иерархическое древо брендов. Иногда логику структуры бренда можно описать с помощью иерархического (или семейного) древа, как показано на рис. 10.2. Иерархическое древо выглядит как таблица структуры компании, включающая и горизонтальное, и вертикальное построения. Горизонтальное построение отражает границы бренда с точки зрения суббрендов и поддерживаемых брендов, которые принадлежат зонтичному бренду. Вертикальное построение охватывает набор брендов и суббрендов, которым необходим индивидуальный выход на товарный рынок. Иерархическое древо продуктов для ухода за полостью рта Colgate (рис. 10.2.) показывает, что имя Colgate охватывает зубную пасту, зубные щетки, отбеливающие средства и другие средства гигиены полости рта. По нему также видно, что у бренда Colgate Plus есть два отдельных суббренда, выделенных по форме зубной щетки. Если фирма обладает несколькими брендами, то для каждого потребуется свое древо, а в результате может получиться целый лес. Например, у компании Colgate три бренда зубной пасты (Colgate, Ultra Brite и Viadent) и десятки других главных брендов, таких как Mennon, Softsoap, Palmolive, Irish Spring и Skin Bracer. Построение иерархического древа бренда помогает определить архитектуру бренда. Во-первых, возможно, в нем слишком много или слишком мало брендов, учитывая рыночное окружение и практические реалии других брендов компании. Во-вторых, является ли система брендов ясной и логичной, или она запутана и не отвечает общим требованиям. Грамотная архитектура бренда делает ассортимент предложений ясными как для потребителя, так и для специалистов компании. Существует много способов ясно и логично построить портфель бренда. Например, можно следующим образом распределить суббренды: § семья продуктов — бренды L’Oreal Plenitude (средства для ухода за § технологии — принтеры HP LaserJet, InkJet и ScanJet; § позиционирование качества/ценности — карточки Visa Classic, Gold, Platinum и Signature; § выгоды — теннисные ракетки Prince Thunder (для мощности удара) и Precision (для точности удара); § сегменты рынка — LeePipes (радикальный стиль для детей и подрост Ассортимент брендов. Ключевой вопрос архитектуры брендов — ассортимент портфеля брендов, особенно поддерживающих и побуждающих брендов. Ассортимент брендов может быть составлен по каждому бренду в портфеле, который охватывает разные классы товаров или обладает необходимым для этого потенциалом. Необходимо ответить на следующие вопросы: насколько расширен бренд и насколько его еще нужно расширять. Анализируя эти вопросы, компания должна отличать поддерживающую роль бренда (где его можно расширять и дальше) от его роли родительского бренда (где его, вероятно, следует ограничить) и понимать, что суббренды и совместные бренды могут играть ключевую роль в продвижении брендов. Графическое изображение портфеля. Графическое изображение портфеля — это образец наглядного представления брендов и контекстов рынка. Часто самым наглядным, центральным графическим изображением бренда является его логотип, который представляет бренд в его различных ролях и контекстах рынка. Главные характеристики логотипа — цвет, макет и шрифт — могут изменяться, если возникает необходимость сделать позиционирующее заявление о бренде, его контексте и отношении к другим брендам. Графическое изображение бренда определяется также визуальной представленностью (упаковкой, символами, дизайном продукта, макетом печатной рекламы, ярлыком или даже просто субъективным ощущением того, как представлен бренд). Все это может так или иначе говорить об отношениях брендов внутри портфеля. Задача графического изображения бренда — показать побуждающие роли наборов брендов относительно друг друга. Относительные размеры шрифтов и расположение двух брендов на логотипе или подписи будут отражать их относительную важность и побуждающую роль. Еще одна задача графического изображения портфеля — разделить два бренда или два контекста рынка. И еще одна цель создания графического изображения портфеля - обозначить структуру портфеля бренда. Использование цвета и общего логотипа (или части логотипа) могут указывать на группирование. Очень полезно собрать все изображения бренда для всех контекстов рынка и поместить все рисунки на большую стену. Производят ли они одинаковое впечатление? Возникает ли визуальная синергия, то есть содействует ли изображение одного контекста изображению другого? Или, может быть, бренд представлен непоследовательно, запутанно? Этот наглядный тест хорошо дополняет логический тест структуры бренда. Он также полезен для сравнения графических изображений бренда с изображениями конкурентов. Задачи построения архитектуры бренда. Основной задачей остается создание эффективного и сильного воздействия бренда на потребителя, но для достижения бренд-лидерства существенны и другие. Ниже подробно рассматриваются шесть задач архитектуры бренда. 1. Создание эффективных и сильных брендов. В основе лежат предложения сильных брендов, которые отвечают запросам потребителей и цель которых — отстраивание от конкурентов и прочные взаимоотношения с покупателями. В этом часто помогают новые суббренды и бренды, добавляя или улучшая ассоциации, даже несмотря на то, что из-за них существующая архитектура бренда становится дороже и сложнее. Отсутствие сильных брендов как цели архитектуры бренда приводит к их саморазрушению. 2. Распределение ресурсов на создание бренда. Если каждый бренд финансируется отдельно, согласно его вкладу в общую прибыль, брендам с высоким потенциалом и средними на данный момент объемами продаж не будет хватать ресурсов; бренды, играющие роли запускающих и «серебряных пуль», также будут получать недостаточно средств для выполнения своих ролей в портфеле. Идентификация брендов, способных играть роли в портфеле, — первый и основной шаг при принятии решений относительно оптимального распределения ресурсов. 3. Создание синергии. Хорошо продуманная архитектура бренда должна вырабатывать несколько источников синергии. Использование брендов в разных контекстах рынка особенно должно повышать визуальное присутствие бренда, создавать и укреплять ассоциации и приводить к повышению прибыли (частично путем экономии на программах коммуникации). Архитектура бренда также должна избегать негативной синергии, которая может возникнуть при взаимодействии брендов с конфликтующими идентичностями, с разными ролями и в разных контекстах рынка. 4. Достижение ясности товарного предложения. Система брендов должна прояснять товарные предложения не только для потребителей, но и для специалистов компании, а также ее партнеров (оптовых продавцов, рекламных агентств, фирм, специализирующихся на выставках в магазинах, PR-агентств и т. д.). Сильные бренды создают идентичность бренда, ясную для специалистов и партнеров фирмы. 5. Повышение капитала бренда. Недостаточно продвинутые бренды представляют собой частично используемые активы. Продвинуть бренд означает заставить его лучше работать — повысить эффективность его воздействия па потребителя на основном рынке и расширить его в новые сегменты товарного рынка. Одна из целей архитектуры бренда — создание четкой структуры и дисциплины при использовании возможностей расширения бренда. Конечно, необходимо учитывать опасности, сопровождающие расширение бренда. Особенно уязвимым бренд становится при вертикальном расширении, поскольку версия для самого низкого сегмента имеет тенденцию характеризовать бренд в целом. 6. Создание платформы для возможного будущего роста. Архитектура бренда должна ориентироваться на будущее и поддерживать стратегическое продвижение в новые сегменты товарного рынка. Это может означать создание родительского бренда со значительным потенциалом для расширения, даже если существование такого бренда трудно оправдать, исходя из данных о продажах в настоящий момент.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |