КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Игровая программа как жанр
Целью обучения студентов специальности "Социально-культурный сервис и туризм" основам сценарно-режиссёрского дела является овладение совокупностью знании и навыков создания сценария и постановки театрализованных и игровых программ. Преследуется две взаимосвязанные задачи: молодой специалист должен уметь выступить квалифицированным экспертом, знающим предмет изнутри; при необходимых условиях он должен суметь разработать сценарий и осуществить постановку самостоятельно, Экспертизе подвергается в первую очередь сценарий. Наличие актуальной темы, опирающейся на знаменательные даты или на традиции /встреча Нового года, проводы зимы и т.п./, -позволяет встроить представление в естественное течение жизни в её повторяющиеся циклы, рубежи которых традиционно отмечаются празднествами. Рассматривается оригинальный поворот темы, наполняющий новым смыслом порой знакомые сюжетные схемы. Подбор материала ведётся в соответствии с формирующейся концепцией будущего сценария. Идёт выстраивание его по сюжетному, тематическому или смысловому принципу. Дальнейшее углубление замысла требует поиска сценарного хода - художественного решения, приёма, обеспечивающего целостность сценария в совокупности всех его частей. Разрабатываются отдельные эпизоды /блоки/, обладающие внутренней целостностью. Учитывается возможность, а порой, и желательность, разножанрового характера эпизодов /блоков/ сценария. Поиск художественного решения каждого эпизода, с учётом характера встроенных в него номеров. Построение композиции сценария с выделением особой роли экспозиции, финала, эмоциональной и смысловой кульминации, с развитием действия от зачина к концовке. Монтирование эпизодов в сценарии и номеров в эпизоде по принципу тематического и смыслового "стыка". Создание сценарного плана, где в последовательном перечислении номеров и эпизодов, обозначении участников и требуемых материально-технических средств проглядывает композиция будущего сценария. Экспертной оценке нужно уметь подвергнуть и замысел будущего представления, оформленный в виде заявки. Взаявке развёртывается концепция театрализованной игровой программы. Принимаются в расчёт и условия реализации: место, сроки, состав исполнителей, финансовое и материально-тех-ническое обеспечение. При разработке сценария, а особенно на этапе его воплощения важнейшее значение приобретает вопрос жанра. Игровую программу следует сматривать в системе зрелищных, среди которых как традиционные: агитационно-художественные представления, литературно-музыкальные композиции, театрализованные празднества, театрализованные и тематические концерты, -так и завоевавшие современную зрелищную нишу разнообразные "шоу", использующие, в основном, музыкальные, вокальные и пластические средства, дополняя их сценографией и костюмами. Расширяется сфера фольклорных представлений. В театрализованной игровой программе используется разнообразные средства: слово, движение, музыка, звук исвет, хоровое и сольное пение, конферанс и интермедия, пантомима, танец, клоунада, куклы, акробатика, прямое обращение к зрителю и введение зрителя в игровую структуру представления. Монтаж элементов театрализованной игровой программы можно рассматривать как "монтаж аттракционов" /термин С. Эйзенштейна/. Эстетическим принципом монтажа следует придать "остранение" /Термин В.Шкловского/- принцип, который начал активно использоваться ещё в 20-е года в постановках Э.Пискатора, Б.Брехта, В.Мейерхольда, а также б сценических композициях и программах «Живой газеты", "Синей блузы". Уместно использование таких композиционных приёмов как повтор, тормоз, отказ, ускорение, замедление, предыгра, контраст фона и первого плена, а также - таких художественных приемов как гипербола, литота /преуменьшение/ пародия, ирония, аллюзия. Учитывается влияние места проведения театрализованной игровой программы на композицию представления. Рассматриваются пространственные особенности игровой среды, оформление места действия, предусматриваете развёртывание программы как в условно-сценическом, так и в реально-жизненном пространстве и времени. Создание художественной целостности программы опирается на единую атмосферу, возникающую во взаимодействии всех участников представления: и актёров, к зрителей. Это атмосфера праздника, игры воображения, свободы от бытовой необходимости, - это зона мифологического "золотого века", куда погружаются участники программы, и где они чувствуют себя как дома: своими, родными, в окружении таких же родных и близких. В этом глубинный смысл любого праздника, возвращающего нас к истокам, к моменту сотворения родного нам мира. Здесь ищется связь сверхзадачи представления и сверхсверхзадачи режиссёра, как космической ориентации его высшего "я". Замысел на стадии решения может быть подвергнут экспертизе, если составляется режиссёрская разработка, постановочный план, фиксирующий решение каждого эпизода /в его развитии/ при помощи сценических средств: музыки, света, мизансцены, вещи на сцене, темпоритма, пространства, костюма и т.п. Важным подготовительным этапом становится создание монтажного листа с указанием времени и места действия, состава участников и характера действия, принципов художественного и музыкального оформления каждого номера, с указанием средств материально-технического обеспечения и организационных требований. На основе этих документов составляется предварительная смета, учитывающая предполагаемые расходы на реализацию художественной программы. Для организации и практической реализации программы может быть создана постановочная группа - штаб, включающий, помимо режиссёра, хореографа, композитора, художника и представителя администрации. В зависимости от функции - эксперта или сценариста-режиссёра - сдвигаются акценты и меняется характер выполняемой работы. Но освоенный массив знаний и умений должен позволить специалисту социально-культурного сервиса и туризма квалифицированно выполнить и ту, и другую задачу. Необходимо определиться с вопросом жанра игрового театрализованного представления. В синкретическом искусстве древних народов будущие роды как способы изображения, отражения действительности существовали лишь в неразвернутом виде, в зародышевом состоянии. В дальнейшем синкретизм исчезает, образуются отдельные самостоятельные области, сферы, или, как иногда говорят, отрасли искусства. Внутри каждой такой области, сферы образовались существующие и поныне способы, или роды, изображения, отражения жизни. Так, поэзия (художественная литература) разделилась на три рода — эпический, лирический и драматический, которые в свою очередь с течением времени получали все более многочисленные видовые и жанровые формы их конкретного существования. В переизданном много раз учебнике «Введение в литературоведение» Г. Л. Абрамовича утверждается, что все многосторонние проявления человеческой жизни и человеческого сознания охватываются в их общей форме тремя родами поэзии:«Эпос, лирика и драма в своей совокупности открывают почти безграничные возможности полного и глубокого воспроизведения жизни и сознания людей, начиная от изображения сложнейших общественных процессов, знаменовавших целые эпохи в жизни народов (например, в таких произведениях, как „Илиада" Гомера, „Гамлет" Шекспира, „Война и мир" Л. Толстого, „Мать" Горького, „Тихий Дон" Шолохова), и кончая передачей какого-либо одного человеческого переживания (например, в таких стихотворе ниях, как „Я помню чудное мгновенье..." Пушкина, „Парус" Лермонтова, „Тройка" Некрасова)»[1]. Однако современная практика искусств опровергает подобную абсолютизацию принятого в прошлом веке деления. Невиданная динамика жизни обусловила и очень сложную динамическую систему искусства во множестве своих разновидностей. Что касается художественной литературы как таковой, то она как бы стерла границы между эпосом, лирикой, драмой. Она выдвинула сегодня другое триединство, строго соблюдая лишь суверенитет прозы, поэзии, драмы. Тут уже линии размежевания очевидны 2. Многие теоретики отмечают, что современное художественное развитие человечества приводит к самоопределению драматургии театральной, драматургии кино, радио, телевидения, эстрады, театрализованных представлений. Назрела необходимость в исследовании родовых признаков этого огромного потока театральных искусств. Практика заставит это сделать. Углубление в существо проблем технологии творчества неизбежно приводит ко все большей и большей дифференциации его родов и видов. Закономерно в этом смысле и то, что ведущие мастера сцены говорят уже о необходимости определения жанра не только пьесы, но и актерской игры. «Сейчас все чаще и чаще режиссеры пытаются определить границы жанров и способы актерской игры в определенном жанре. Это похвально. Но сегодня этого уже мало. Надо определить географическую точку, а не материк. Водевиль водевилю рознь. Трагедии Шекспира не похожи на трагедии А. К. Толстого. Драма у Алешина — не драма у Арбузова... И не может быть особых правил игры драмы, правил игры комедии. Даже такие дополнительные определения, как „бытовая", „лирическая", „салонная", „плаща и шпаги", не помогают делу. Жанр — понятие важное, но очень уж общее.. Роды как способы изображения, отражения действительности, как мы знает, еще не являются формами конкретных произведений. Они представляют собой лишь самые общие принципы отображения жизни. В процессе развития некоторые формы каждого из родов искусства подразделились на отдельные группы и подгруппы. Например, такая форма эпического рода, как роман, может быть романом социально-психологическим, семейно-бытовым, историческим, сатирическим, документально-художественным, научно-фантастическим и т. д. Поэтому и возникла необходимость оперировать тремя понятиями: род, вид и жанр. В пределах каждого рода различали на протяжении ряда исторических периодов такие виды: в эпосе—-эпопея, былина, сказка, роман, повесть, рассказ, очерк, басня, анекдот; в лирике —эпиграмма, эпитафия, эпиталама, идиллия, романс и т. д., в драме — трагедия, комедия, драма. Принципы деления на виды определяются главным образом характером изображения жизненного процесса, уровнем этого процесса — выделяется определенная форма эпической, лирической, драматической поэзии (роман, ода, комедия и пр.). Но и виды — еще не окончательные конкретные формы произведений искусства. Сохраняя всякий раз общие родовые признаки и структурные особенности вида, каждое произведение несет в себе и своеобразные черты, диктуемые запросами жизни, особенностями материала и особенностями таланта художника, т. е. имеют неповторимую жанровую окраску. Категория жанра является наиболее конкретной. При характеристике жанра учитывается не только тематическое своеобразие произведения, но и особенности идейно-эмоциональной трактовки изображаемого (исторический роман, сатирическая поэма, драматическая притча, трагифарс и т. д.). Иными словами, под жанром подразумевается конкретная разновидность того или иного вида искусства. Каждому жанру (или жанровой форме) свойственны специфические приемы художественного воплощения. В отличие от рода и вида, жанровая категория оказывается чрезвычайно изменчивой. В искусстве происходит постоянная смена жанровых форм, жанровых разновидностей, и вызвана она тем, что общественное развитие, бесконечно изменяя человеческие взаимоотношения, требует от художника поисков новых путей эстетического познания и отражения. Но какой бы неповторимой ни была та или иная жанровая форма, сквозь ее призму непременно просвечивают особенности рода и вида. Будучи элементом художественной формы, жанр одновременно является и одним из средств раскрытия содержания. Практиками искусства давно замечено, что в неопределенности жанра отражается прежде всего неопределенность замысла, позиции автора; эта неопределенность делает произведение художественно незавершенным. Но это отнюдь не означает, что та или иная жанровая форма обязательно соответствует только определенному содержанию. Произведения одного и того же жанра могут отражать различные стороны действительности, использоваться для осуществления различных идейных задач. В то же время можно говорить об общих эстетических своиствах того или иного жанра, а применительно к драматургии нужно с определенностью сказать, что жанр определяет и тип конфликта, тип жизненных противоречий, воссозданных, специфическими средствами искусства смоделированных в драматическом конфликте конкретного произведения. Формирование новых жанровых разновидностей определяет медленную, многовековую эволюцию видов и в конечном счете родов. Это, разумеется, не значит, что в процессе создания художественного произведения писатель умозрительно взвешивает на неких внутренних весах миллиграммы жанровых черт и особенностей. Руководствуясь стремлением поведать людям нечто новое и существенное о той или иной стороне действительности, художник чаще всего и не помышляет о жанровых закономерностях. И тем не менее глубокие знания о делении искусств нужны не только теоретику, а и практику искусства, тем более когда речь идет о таком сложном, синтетическом искусстве, как искусство сценическое. В современной практике искусства термин, жанр (от франц. genre — род, вид) употребляется в различных значениях. Одни, в соответствии с этимологией слова, называют так роды (эпос, лирику, драму). Другие под этим термином понимают виды, на которые делится род (роман, повесть, рассказ и т. д.). Это, второе из указанных, употребление термина жанр является самым распространенным, но, как и первое, оно неточное, ненаучное, и оно очень путает, затемняет представление о реальных явлениях. Особенно пагубна такая терминологическая путаница для теории и практики искусства, еще только становящихся, активно формирующихся в своих родовых качествах. К театрализованным представлениям это имеет непосредственное отношение. В течение довольно продолжительного времени в практике самодеятельного искусства было одно понятие — агитбригада. Затем, примерно с конца 60-х годов, появились термины: агитационно-художественное представление, агитспектакль, агиттеатр, театр поэтический, политический и т. д. С чем связана подобная дифференциация? Какие тенденции развития отражают данные разграничения? Все это не праздные вопросы для практиков агитбригадного движения. А происходило следующее. Первоначально, осуществляя свои боевые задачи по мобилизации трудящихся на выполнение конкретных планов предприятия, колхоза, совхоза, агитбригада не разрасталась вширь; коллектив ее, как правило, не превышал десяти человек, вместе с лектором, докладчиком и баянистом. Несколько позже (конец 50-х — начало 60-х годов), с выездом агитбригад на районные и областные смотры самодеятельности, агитбригада стала нередко включать в свое представление хор, танцевальный коллектив, самодеятельный эстрадный оркестр и другие коллективы участников массовой художественной самодеятельности. Получалась громоздкая, чаще всего эклектичная концертная программа. Выезжая на смотры с таким широким представлением, так называемая агитбригада начала отрываться от местной темы, от злободневного, конкретного жизненного материала. Тематическая направленность определялась теперь событием большого масштаба, порой даже международного. Постепенно это явление широко распространилось, и явно обнаружилась разница между теми выступлениями, что идут, с одной стороны, в цехах, на полевых станах, в сельских клубах и, с другой — на смотрах. Постановки смотровых программ стали поручаться наиболее опытным руководителям и специалистам. И тогда последние стали называть их более общим и точным термином — агитационно-художественное представление. Но привычка к ранее сложившемуся типу агитбригадного выступления еще долго давала себя знать, так что даже весьма удачные, совершенные программы, не опирающиеся целиком на конкретные факты, события и фамилии, оценивались порой как неудачные, поскольку выходили за рамки, агитбригадных выступлений. Так, прекрасной программе одного из московских заводов на областном смотре не было присуждено призовое место на том основании, что участников было более 30 человек и что коллективный театрально-поэтический рассказ о заводе был слишком обобщающего характера, без конкретных фамилий и цифр. Хотя все при этом отмечали высокое мастерство исполнителей сольных партий, актуальность идеи и другие хорошие стороны программы. На смотре агитбригад, проходившем в рамках Первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся, уже не было столь неоправданных оценок: здесь на равных состязались и агитбригады, и коллективы, ставившие агитационно-художественные представления (чаще всего поэтического характера). На профессиональной сцене тоже появлялись спектакли-фактомонтажи: «Десять дней, которые потрясли мир» по Джону Риду, «Правду! Ничего, кроме правды!» Д. Аля, «Нюрнбергский процесс» Л. Кронфельда и Л. Компанейца и др., а также поэтические представления типа «Павшие и живые», «Братская ГЭС» Е. Евтушенко, спектакли-диспуты «Думая о нем» В. Долгого, «Остановите Малахова!» В. Аграновского. Социальной заостренностью проблематики, открытой публицистичностью, системой выразительных средств и другими элементами такие агитспектакли профессионального театра, несомненно, в определенной мере обязаны агитационно-художественным представлениям самодеятельных коллективов. Так в чем же видовая специфика агитационно-художественного представления во всех его разновидностях? Ясно, что такое представление — это прежде всего агитация театрально-художественными средствами. Более чем полувековая практика агитационно-художественных представлений, начиная с «живой газеты»,— ярчайшее тому подтверждение. Агитбригада — основное ядро, основной коллектив, который создает агитационно-художественные представления, будь это представления достаточно узкого (местного) характера или более широкого, обобщающего плана. Ведь даже руководитель грандиозного театрализованного представления опирается в организации всего выступления чаще всего именно на агитбригаду. Нельзя назвать такой род или вид искусства, который был бы противопоказан агитбригаде. Сама ее природа, синтетический характер форм ее выступления обусловливает необходимость бесконечных поисков все новых и новых, выразительных средств. Слово, движение, музыка, хоровое пение и живопись, звук и свет, фарс, лирика и сатира, дружеский шарж и пародия, конферанс, пантомима, тантамореска, кукольный театр, звукоподражание, сюжетный танец, клоунада, акробатика — все это может найти применение в агитбригадном представлении. В агитбригадных программах пользуются самыми разнообразными выразительными средствами, начиная от репризы. Репризой называют наипростейшую комическую реплику, игру смыслами, неожиданное, но оправданное сближение далеко отстоящих друг от друга понятий. Репризы в устах ведущих, репризность текста игровых сцен и номеров активизируют внимание зрителей, помогают воздействовать на их эмоции и разум. Так, в представлении, посвященном охране природы, браконьер-охотник, рассказывая о своем лучшем друге, ходившем «по краю родному» на трех изюбров, констатирует: «А теперь тоже ходит по краю, только край узенький, шаг вправо, шаг влево считается побегом»... Вслед за репризой можно назвать такие традиционные художественно-образные средства, как аллегория и символика. Отдельные факты подвергаются осмеянию и в скрытой форме — в виде иронического намека, притчи. Ирония — это прием художественного осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным выступает не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый смысл. И чем сильнее противоречие между ними, тем ярче ироническая окраска. Ирония основана на сопоставлении данного и должного. В одном эстрадном монологе рассказывается о «прелестях» городской жизни следующим образом: «Вот, говорят, в нашем городе воздух загрязненный. Вредный, мол. На это я скажу: кому как! Мне, который привык, этот воздух даже очень полезен. Меня, наоборот, от озона мутит. Ей-богу! Час по лесу походишь — сердце свербит, а «Беломор» закуришь — вроде и отпускает. В прошлый месяц коллективно за грибами ездили, так, веришь, со мной в роще обморок случился. Надышался кислорода — организм не выдержал. Хорошо еще, ребята сообразили: подтащили меня к автобусу, к выхлопной трубе... еле отдышался!» Двусмысленность здесь основана на сопоставлении данного и общеизвестного. Злая, негодующая ирония, изобличающая явления, особенно опасные по своим общественным последствиям, называется сарказмом. Сарказм является одним из сильнейших средств критики. Не противопоказан он и агитбригаде. Сатирический намек (особенно в репризе) —также одно из распространенных художественно-выразительных средств. В основе намека — неожиданное сближение двух частных понятий, позволяющее догадаться о третьем, более общем. Реприза может служить выражением не только отрицательной, но и положительной оценки фактов и явлений. Но в том и в другом случае контекст помогает понять недосказанный вывод. Агитбригадная критика часто строится на контрасте, когда персонаж говорит одно, а делает совершенно другое. Гипербола, т. е. преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления, усиливает нужное впечатление, делает его ярче. Например, ведущий сообщает председателю одного хозяйства следующую новость: «Нам сейчас по дороге ваша машина попалась. Из кузова зерно так и сыплется. А в яме у моста как тряхнет ее — сразу полкузова просыпалось». Эта весть «потрясла» председателя и заставила принять «оперативное решение». «Немедленно согнать туда всех гусей, кур, уточек...»— приказывает он наблюдательнице контрольного поста. «Может, и свиней пригнать?»— предлагает его помощница. Председатель отклоняет это предложение: «Не надо свиней, одной птицей обойдемся». При этом он не забывает сделать важное указание: «Если вороны будут садиться, разогнать!»... Литота, художественное преуменьшение,— тоже одно из ярких средств, которым широко пользуются в агитбригадах. Один из номеров агитбригадной программы строился на гиперболе и литоте одновременно. Выглядело это так. В момент принятия коллективом соцобязательств все было преувеличенно помпезным, даже размеры музыкальных инструментов, играющих туш. При отчете же о выполнении этих обязательств всё — и речи, и голосовые данные, и музыкальные инструменты, и оформление — было невероятно уменьшено. Снижение — художественно-выразительное средство, основанное на соединении возвышенного с узко практическим, явлений обобщающего характера и сугубо конкретных. Так, в агитпрограмме «Донцы-молодцы» интермедии ведут два казака — «высокий» и «низкий», обозначенные в сценарии как Первый и Второй. Первый, убеждая Второго в том, что все запланированное будет выполнено, говорит вдруг: Первый. Что я тебе объясняю — ты же из-за своего роста перспективы не видишь!.. Н-ну, влезай мне на плечи... (Второй влезает.) Ну, видишь? Второй. Вижу. Первый. Что? Второй. Людей наших вижу! Славу их гвардейскую!.. Первый. Это само собой... Ты другого не увидел. Второй. Чего же? Первый. Как я тебя до своего уровня поднял... (Обращается в зал.) Запомните все, вырос сам, подтяни товарища!.. А теперь слезай, покатался и хватит! Пародия— ироническое подражание осмеиваемому образу,, передача в гиперболизированном виде свойственных ему характерных черт, доведение их до абсурда, нелепости, чем и достигается сатирико-комический эффект. Агитбригадная сатира приобретает гораздо большую остроту при сочетании различных средств выразительности. Вот как агитбригада выступает против пьянства в пантомимическом номере «Горе-шофер». На сцену выходят две девушки и парень. В руках у них закрытые зонтики. Они замерли в определенных мизансценах. Перед ними спящий шофер. Появляется бригадир, он тормошит спящего. Шофер нехотя встает, протирает глаза, потягивается, зевает. Трое с зонтами, раскрыв их, мгновенно делают «автомобиль». Шофер долго заводит машину. Потом достает гаечный ключ, начинает ремонтировать. Все готово! Шофер берет бутылку и выпивает. Садится в машину, едет. Появляется плакат «Эх, прокачу!». Вращением зонтов по оси создается иллюзия движения машины. Навстречу машине «бегут» девушки, в руках у них дорожные знаки. Шофер уже опьянел, дорожные знаки начинают мелькать, машина мчится все быстрее и быстрее, шофер уже путает знаки... Трах-х! Машина развалилась, т.е. зонтики начинают «худеть» и закрываются совсем. Появляется плакат «Пьяниц с транспорта – вон! И эмблема: бутылка с перечёркнутым крест-накрест красными линиями – знак запрещения. В современных условиях принципы работы агитбригады сохранились в командах КВН. Представление КВН синтетично по средствам, компактно по составу, энергично и мобильно по уровню организации, но не выполняет тех социальных задач, какие ставились перед агитбригадами и делали их нужными. Современные представления КВН направлены на состязания между командами и на эпатаж публики. Сохранился, хотя и в ограниченных масштабах, жанр литературно-музыкальных композиций. Довольно широко распространено мнение, что литературно-музыкальная композиция — это некое театральное представление, созданное по произведениям литературы и музыки. А говоря об истоках этого типа представлений, одни называют «Свержение самодержавия» (1919), другие — «Синюю блузу», в передовых статьях-ораториях которой впервые начали комбинироваться стихи, газетные отрывки и другие материалы, третьи утверждают, что отцом литературно-музыкальной композиции является народный артист СССР Владимир Яхонтов, создавший в 1924 году литературную композицию «На смерть Владимира Ильича Ленина». Однако все эти утверждения не выдерживают строгого анализа. «Свержение самодержавия» было названо постановщиком Виноградовым-Мамонтовым и участниками представления инсценировкой, и основана она была не на художественных текстах, а главным образом на живых воспоминаниях непосредственных! участников революционных событий 1917 года. По сути это было первое художественно организованное и завершенное массовое театрализованное представление, лабораторно созданное и впервые! разыгранное в Железном зале Народного дома в Петрограде, a затем начавшее свою большую жизнь на площадях и улицах городов молодой Советской Республики. Что касается выступлений синеблузников, то они настолько своеобразны и связаны со своим временем, что представляют исторически сложившийся, рожденный эпохой тип (или разновидность) агитационно-художественного представления. Ставить в один ряд «Синюю блузу» и литературно-музыкальную композицию — значит рассматривать явления поверхностно, не улавливая главного, сущностного в них. Да, В. Яхонтов как чтец и как автор своих композиций действительно создал художественные произведения эстрадного искусства небывалого до тех пор вида. Описанный им самим в книге «Театр одного актера» процесс работы является во многом поучительным и в чем-то универсальным. К опыту Яхонтова обращались и всегда будут обращаться желающие создавать сценарии театрализованных представлений. Это своего рода творческая лаборатория. Но отождествление литературных композиций большого художника с получившим широкое распространение на самодеятельной сцене особым видом театрализованного представления неправомерно. Литературно-музыкальная композиция рассчитана не на одного, а на многих и разного плана актеров и исполнителей, а часто в ней принимает участие и несколько художественных кол лективов. В современной литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику в отличие от композиций В. Яхонтова. Понять литературно-музыкальную композицию как сложившийся вид игрового театрализованного представления можно лишь при сравнении, сопоставлении с другими видами и разновидностями явлений данного рода. А есть принципиальная разница между агитационно-художественными представлениями, тематическим театрализованным концертом и литературно-музыкальной композицией. Различия эти весьма существенны — они связаны как с первоисточником, системой выразительных средств, композиционной структурой, так и с принципами подхода к материалу, с методами работы, с процессом творчества, наконец. Главнейшие отличительные, именно видовые особенности здесь совершенно точно отражены в самом названии. Литературная — это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Часто возникает вопрос: а может ли использоваться в литературно-музыкальной композиции документальный местный материал? Самый убедительный ответ на этот вопрос — что такой материал часто и, как правило, удачно используется в клубных и школьных постановках. Но при этом непременно доминирует материал литературный и музыкальный. Музыкальной называют композицию потому, что музыка в такого вида представлениях не является лишь художественно-выразительным средством. Она наравне с литературным материалом (иногда в большей, а иногда чуть в меньшей степени) оказывается частью действенной структуры каждого звена, каждого цикла представления, а следовательно, и драматическим элементом последнего. В театрализованных представлениях вообще и в литературно-музыкальной композиции в частности композиционное построение смыкается с творческим монтажом. Монтаж связан здесь с содержательной сущностью произведения, со спецификой творческого процесса. Литмонтаж как часть «синеблузного» представления появился ещё в 20-х годах. Чтобы оперативно откликаться на злободневные события, синеблузники комбинировали стихи, газетные отрывки и другие материалы, и эти фрагменты назывались литмонтажами. Они получили широкое распространение в художественных коллективах страны. Но и еще раньше, до появления термина литмонтаж, существовали приемы составления инсценировок из различных кусков художественной и публицистической прозы, из отрывков стихотворений, очерков и т. п. В этих инсценировках, как и «синеблузых» литмонтажах, куски, как правило, складывались по смысловому принципу и располагались в порядке логической последовательности. И в большинстве случаев фрагменты воспринимались как отдельные части, достаточно искусственно связанные в нечто целое. Монтажный прием «стыка» служил в них лишь техническим средством соединения кусков. Литмонтажи обязательно имели музыкальное сопровождение. Однако творческий монтаж элементов художественной литературы и музыки в единое органическое целое еще не был доступен литмонтажу. Это явилось результатом определенной эволюции театрализованных представлений, результатом взаимодействия и синтеза искусств. Как мы уже говорили, Владимир Яхонтов не создавал литературно-музыкальных композиций в качестве вида театрализованного представления (и не стремился к этому). Но, готовя для выступления на эстраде одну из первых своих программ, он обнаружил одну черту монтажа, важную и для любого театрализованного представления, а именно: при сближении, соединении разнородного материала на стыках его создаются новые оттенки смысла, углубляется содержание, заостряется смысл куска, эпизода. В дальнейшем Яхонтов сознательно сопоставляет различные отрывки прозы, стихов, пьес и публицистики таким образом, чтобы создать непрерывную цепь заострения текстов на всех стыках. То есть вслед за техническим пошел уже сознательный творческий монтаж. Целью монтажа было создание единого целого и подчинение всего материала определенной идее. Так монтажный прием «стыка», служивший поначалу лишь техническим средством соединения художественных текстов (стихотворных и прозаических), стал художественным приемом, способствующим более углубленному, порой философскому переосмыслению текста. Но, к сожалению, поверхностное упрощенное понимание монтажа как только технического приема составления композиции в практике все еще преобладает. Такое поверхностное, дилетантское понимание приводило и приводит к тому, что «литературно-музыкальными композициями» часто называют бескрылые компиляции, печатающиеся и ставящиеся на подмостках. Подлинный «композитор литературных текстов» (как писали в одной статье о Владимире Яхонтове) сам был расстроен нетворческим использованием своего приема: «Я, как Христос, напитал шестью хлебами черт знает сколько халтурщиков. Этот ужас довлеет надо мной, но я за него не несу никакой ответственности... конечно, дело наживное, дело легкое: взять прозу, прибавить стихи и пошел, и пошел — чего проще. Но это ничего общего с искусством композиции не имеет. Искусство композиции подразумевает в известной степени метод мышления, а если его нет, это будет компиляция. Литературная композиция — это есть сложный процесс, который делается на основе какой-то идеи, пронизывающей всю эту композицию. Здесь очень большую роль играет и вкус человека, и выбор материала, умение компоновать и прочее»1. Эти выводы Яхонтова относятся не только к чисто литературной композиции и к профессиональному искусству, но к любому игровому театрализованному представлению и в первую очередь к литературно-музыкальной композиции. Но творческий монтаж имеет место и в кино, и в художественной прозе, и в драме, и в стихах, и нет оснований только по этому свойству соединять воедино разные виды и роды искусства. Литературно-музыкальная композиция, как и любой другой вид театрализованного игрового представления, определяется по главным своим составным элементам. Если на основе современной художественной практики и ее осмысления сформулировать определение литературно-музыкальной композиции, то оно может выглядеть так. Литературно-музыкальная композиция — это один из видов современного игрового театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя. Газета «Советская культура» в свое время писала о литературно-музыкальной композиции, созданной студентами Московского государственного института культуры к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции — «Наша биография». Это было незабываемое, волнующее представление, сочетающее в нераздельном единстве и пластику, и художественное чтение, и театральные эффекты, и фрагменты из музыки Моцарта, Шостаковича, Свиридова, Дзержинского, Щедрина. Одиннадцать ярких по режиссерским решениям и актерскому исполнению номеров были спаяны в единое, монолитное, стремительно развивающееся действие. В ее основе лежали произведения Маяковского, Есенина, Евтушенко, Рождественского и других авторов. Уже в момент своего рождения советское массовое празднество представляло собой небывалое в истории явление. В отличие от праздников прошлого, советский массовый праздник сразу же устранил извечный антагонизм между официально-государственным и народным праздником, разрешая тем самым и всегда имевшее место противоречие между эстетико-культурной и функционально-социологической сторонами праздника вообще. Именно это определило феноменальные особенности советского театрализованного празднества, в котором подлинная праздничность вырастает «из ощущения живого присутствия беспредельного мира в настоящем»[2], а активная жизнедеятельность становится самой существенной чертой. Советское празднество синтезировало в себе основы нового, небывалого еще бытия и сразу же явилось, по мнению исследователей, целостным актом — переживанием-действием: социально-художественная цельность была присуща ему изначально, с момента возникновения и становления. Совершенно прав А. Мазаев, говоря о том, что театрально-зрелищная часть революционного празднества не была привнесена извне, не изобреталась, а возникла сама собой, из специфических для того времени форм общественного быта: «...то, что самодеятельность восставших масс с самого начала использовала в качестве средств мобилизации, в качестве средств политического давления на буржуазию и как источник дополнительной информации о событиях, о настоящей и будущей жизни,— то и легло в основу построения советского массового революционного праздника. Говоря так, мы имеем в виду митинг и демонстрацию (шествие)»[3]. В результате эволюции, видового становления современное театрализованное празднество представляет собой комплекс культурных и художественных мероприятий. Оно, как правило, рассредоточивается на обширной территории, и присутствующие на нем выступают и как зрители, и как участники действований одновременно. И. М. Туманов (условно, конечно) делит всех участников театрализованного празднества на две основные группы: «...непосредственные, активные участники — исполнители и, если так можно выразиться, пассивные участники — зрители. Но пассивны они только до тех пор, пока не началось праздничное действие. В течение праздника, тема которого им близка и дорога, а форма понятна и увлекательна, зрители начинают сопереживать, активно откликаться на воздействие. Это может быть выражено аплодисментами, различными эмоциональными переживаниями, т. е. в определенные моменты эти две стороны объединяются, между ними устанавливается тесная связь — контакт между действием и его восприятием»[4]. Названные особенности массового театрализованного празднества обусловили и специфические черты его драматургии и сценарной работы. Структурную основу и само существо драматургии театрализованного массового празднества (так же как и драматургиитеатральной и любой другой) составляет единое драматическое действие, специфически отражающее, моделирующее важный и существенный процесс действительной жизни. | Конкретно-художественное проявление драматического кон А. В. Луначарский, делая на основе первых революционных празднеств практически-организационные и теоретические выводы, уже в 1920 году выделил две основные части массового театрализованного празднества. Это, во-первых, торжественно-героический акт как «массовое выступление в собственном смысле слова, которое предполагает движение масс из пригородов к какому-то единому центру, а если их слишком много — к 2—3 центрам, где совершается какое-то центральное действие типа возвышенной символической церемонии...». И, во-вторых, часть «более интимного характера — либо в закрытых помещениях, ибо всякое помещение должно обратиться в своего рода революционное кабаре, либо в открытых: на платформах, на движущихся грузовиках, просто на столах, бочках и т. п. Здесь возможны и пламенная революционная речь, и декламирование куплетов, и выступление клоунов с какой-нибудь карикатурой на враждебные силы, и какой-нибудь остро сатирический спич, и многое другое...»[5]. Говоря же сегодня подробно о драматургии театрализованного празднества, режиссеры и теоретики единодушно выделяют в нем три важнейших момента единого действия: экспозицию (как открытие празднества), кульминацию и финал. Что же касается понятий коллизия или развитие действия, то в празднестве этот момент, в отличие от театрализованных представлений других видов, более локального характера, рассредоточен в общей мозаике компонентов. Некоторые специалисты видят известное сходство в построении массового театрализованного празднества с композицией такой музыкальной формы, как симфония. Содержанием симфонии, как известно, являются глубокие мысли и чувства, существенные жизненные проблемы и противоречия. Массовое театрализованное празднество отражает важные события в жизни большой общности людей, а иногда и в масштабах государства и в глобальных измерениях. Для того и другого искусства характерны идейная устремленность, масштабность, обобщенность. И думается, что сравнение композиционных структур этих двух разных форм отражения действительности вполне правомерно. В первой части симфонии — в экспозиции — основные контрастные темы-образы получают развитие в разработке, и затем темы этих образов подкрепляют, поддерживают основную схему композиции симфонии. Сценаристу театрализованного массового празднества разработка темы также помогает через частное провести общее, т. е. основную идею. С театрализованным празднеством перекликается и такая музыкальная форма, как тема с вариациями. Основная тема праздника, развиваясь, также варьируется в разных формах и видах. Это обусловлено и спецификой восприятия массового празднества: если театрализованный концерт, литературно-музыкальная композиция или агитационно-художественное представление зритель воспринимает от начала до конца как завершенное целое, то массовое празднество воспринимается по частям и выборочно. «Если в театрализованном концерте необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, то в массовом празднике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможности органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на праздник.. Участник театрализованного празднества, проводимого в парке или на площадях города, редко находится длительное время в каком-либо одном месте. Передвигаясь по территории празднества, он имеет возможность, в соответствии со своими интересами и вкусами, выбрать то или иное представление, мероприятие, те или иные игры, аттракционы, зрелище и т. п. Выстраивая празднество, сценарист должен прежде всего думать о том, как объединить эту массу зрителей, помочь им рассредоточиться и одновременно воспринять основную тему всего празднества, как подчинить второстепенное, разнородное главному и единому. А это значит, что сценарий театрализованного празднества нужно строить так, чтобы определенные средства художественного воздействия распространялись на всех присутствующих. К таким средствам относятся: оформление территории, эстрад и сооружений; передвижные театрализованные процессии или группы костюмированных; умело составленный радиоконферанс, печатный путеводитель или либретто, в котором в хорошей литературной форме излагается содержание и программа празднества. Всей массой зрителей воспринимаются также: пиротехническое представление, представление на воде и заключительный фейерверк, театрализованное шествие (демонстрация, парад). Эти общие средства воздействия дополняются теми впечатлениями, которые пришедшие в парк или на площадь получают, прослушав и просмотрев какую-либо программу концерта и т. п. В массовых театрализованных празднествах тема начинает раскрываться с экспозиции, функции которой могут выполнять художественное оформление территории праздника, объединяющее его части и диктующее его ритм, слово, театрализованное шествие участников, торжественные ритуалы, марши-парады и т. п. Развитие действия включает в себя всевозможные игровые моменты, массовые гулянья, монтаж театрализованных представлений и многое другое. Кульминация как наивысший эмоциональный момент в развитии действия представляет собой конкретное выражение темы; по словам И. М. Туманова, кульминация обобщает тему праздника и вовлекает зрителей в действие, в орбиту своего влияния. В практике драматургии кульминация есть своего рода критерий обоснованности всех элементов данного драматического построения. К кульминации следует так психологически подготовить зрителя, чтобы возник момент соучастия, который выражается обычно в массовом активном пении, в каких-либо коллективных действиях. Завершающий единое действие момент финал — весьма важная часть в построении массового театрализованного празднества. Задача финала — закрепить в сознании зрителей то, для чего было организовано празднество, к чему стремились его постановщики. Он несет в себе особую смысловую нагрузку, так как является наиболее подходящим временем для максимального проявления активности всех участников празднества. В массовом празднестве, как и в любом игровом театрализованном представлении, затянутый, многоступенчатый финал расслабляет впечатление, разрушает концепцию. Она должна «достраиваться» удачно найденной последней точкой, завершающим штрихом. Желательно придавать финалу мобилизующий характер. Не случайно театрализованные празднества 20-х годов часто заканчивались парадом войск или демонстрацией трудящихся, а позднее — театрализованными шествиями, карнавальными процессиями и т. п. Творчески осмысленная и четко выстроенная композиционная структура массового театрализованного празднества является решающей предпосылкой непрерывности его действия, ясности и законченности художественного образа. В такой композиционной структуре конфликтность выступает как специфическая форма отражения противоречивой, движущейся, изменяющейся действительности. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ По курсу
Нормативная литература:
Основная:
1.Коптев Л.Н. Основы культурно-художественной деятельности: Творческая готовность в культуре: Учебное пособие. – СПб: СПбГУСЭ, 2005 2.Приезжева Е. М.Организация и методы игровой деятельности в туризме. – М. Советский спорт,2005.
Дополнительная:
3. Герасимова О.А. Мастерство шоумена: Учебное пособие. - 7-е издание. – Ростов н/Д: Феникс,2006. 4.Голубовский Б.Г. Читайте ремарку: от информации к образу. - М.: ГИТИС, 2004 5.Жарков А.Е.Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология: Уч. пособие. - М.: МГУКИ, 2003 6. Коптев Л.Н. Основы культурно-художественной деятельности: методические указания для студентов заочного отделения. – СПб.: СПбГУСЭ, 2005 8.Коптев Л. Н. Основы культурно-художественной деятельности. Истоки творчества и символы в искусстве и культуре: Учебное пособие. – СПб.: СПбГИСЭ, 2001 9. Коптев Л.Н. Истоки творческой готовности актера. Монография. – СПб.: СПбГИСЭ, 1998 10. Коптев Л.Н. Готовность к культурно-досуговой деятельности: Постановка сказки: Учебное пособие. – СПб: СПб ГУСЭ, 2005 11.Малочевская И.Б. Режиссерская школа Товстоногова: Уч. пособие – СПб.: СПбГАТИ, 2003 12.Петров В.А. Основы теории драматургического искусства в терминах: Уч. пособие. - Челябинск: ЧГАКИ, 2002 12.Ряпосов А.Ю. Режиссерская методология Мейерхольда - СПб: СПб ГАТИ, 2001 13. Рубб А..А.Феномен эстрадной режиссуры: Опытисследования. - М.: Луг, 2001 14.Сулимов М.В. Посвящение в режиссуру. - СПб.: Изд. СпбГУ, 2004 15. Сценарии праздников, конкурсов, дискотек для студентов. От сессии до сессии живут студенты весело. - 2-е издание. – Ростов н/Д: Феникс,2003.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |