КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные этапы процесса подготовки, принятия и реализации управленческих решений
Лекция 6. Диагностика ситуации и обоснование системы целей в процессе управления ТЕМА 5. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ, ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Основные понятия: процесс разработки решений; алгоритм разработки управленческих решений; схема разработки управленческих решений; теоретический, методический и практический аспекты; этапы разработки управленческих решений; подготовка, принятие и реализация управленческих решений; особенности процесса; варианты вмешательства ЛПР; делегирование и децентрализация; факторы, влияющие на процесс; основные, вспомогательные и обслуживающие процессы; проектирование процессов; принципы организации процесса; область существования организации; зона комфортного существования; цель управления; установление проблемы; симптомы дискомфорта; методы сбора информации; классификация информации; источники внутренней и внешней информации; критерий классификации исследований; требования к информации; значимость, эффективность, полнота, надежность информации; штатная информационно–аналитическая структура и специальный институт; внутренние и внешние источники; опрос; наблюдение; тестирование; диаграмма ЧКГСК; анализ информации; миссия организации; соотношение целей; требования к системе целей.
Рассмотрение процесса разработки решений в условиях определенности является основой всего комплекса проблем разработки управленческих решений. Это обусловлено рядом моментов. 1. Реальные управленческие ситуации характеризуются сложностью, наличием риска, динамизмом. Решаемые задачи, как правило, открытые, а принимаемые решения должны быть программными. Однако основой принятия таких решений являются принципиальные подходы к разработке управленческих решений в условиях определенности. Такие подходы – необходимая ступень к разработке и более сложных решений, в частности программных решений в условиях риска. 2. Управленческие решения, принимаемые в реальной хозяйственной практике, далеки от эффективных. Применение даже сравнительно простых приемов и инструментов разработки решений позволяет существенно повысить эффективность управления. Значительное число таких приемов и инструментов рассматривается при разработке решений в условиях определенности. Их активное освоение имеет и большую практическую значимость. 3. В процессе разработки управленческих решений в условиях определенности рассматривается общая схема, алгоритм разработки управленческих решений. Это та основа, на которой могут и должны быть рассмотрены процессы принятия решений в ситуациях, более приближенных к реальным. И если использование в управленческой практике даже отдельных методов и инструментов принятия решений может дать значительный результат, то еще более значимым является применение целостной схемы разработки управленческих решений. Таким образом, изучение процесса разработки управленческих решений в условиях определенности важно с ряда точек зрения: · С теоретической точки зрения – поскольку решения в условиях определенности представляют собой важный частный случай решений в условиях неопределенности. · С методической точки зрения – поскольку для эффективного применения более сложных инструментов необходимо, прежде всего, хорошее освоение сравнительно простых. · С практической точки зрения – поскольку применение даже сравнительно простых инструментов, а тем более целостной схемы разработки решений, позволяет существенно повысить эффективность управленческой деятельности. Все это требует рассмотрения общей схемы разработки управленческих решений. Такая схема включает в первую очередь выделение основных этапов (фаз) разработки и рассмотрение их содержания и взаимосвязей. Наиболее часто выделяют три этапа (фазы) разработки управленческих решений. Это подготовка, принятие и реализация решения. Однако число конкретных шагов в рамках указанных этапов существенно различается. Учитывая, что рассматриваемый алгоритмявляется базовым, число таких шагов должно быть максимально возможным, а сам алгоритмне только логически последовательным, но и достаточно детальным. Этап подготовки решений включает следующие шаги: 1. Формирование команды для подготовки решения; 2. Диагностика ситуации; 3. Разработка и обоснование системы целей; 4. Определение проблемы; 5. Анализ проблемы; 6. Формулировка критериев и ограничений; 7. Выдвижение альтернатив; 8. Анализ альтернатив; 9. Оценка альтернатив и последствий. Этап принятия решений содержит следующие шаги: 1. Выбор альтернативы; 2. Принятие решения руководителем; 3. Конкретизация решения, его дезагрегирование для более низких уровней управления; 4. Доведение решений до исполнителей; 5. Принятие решения исполнителем; 6. Разработка плана действий; 7. Экспериментальная проверка; 8. Уточнение и корректировка принятых решений. Этап реализации решения охватывает следующие шаги. 1. Организация исполнения решений. 2. Определение результатов и последствий. 3. Оценка и анализ результатов и последствий. 4. Организация обратной связи. Каждый шаг любого этапа в общем случае включает ряд процедур. Первая процедура – сбор информации, вторая – обработка и анализ информации, третья – обоснование полученного результата и четвертая – его проверка. На первый взгляд, последний этап при всей его самостоятельной значимости, не относится непосредственно к процессу разработки решения. Однако здесь необходимо учитывать ряд моментов: · Одним из важнейших критериев при разработке решений является их выполнимость. Она в решающей мере зависит от конкретных исполнителей. Это должно быть учтено уже на стадии разработки; · Необходимым требованием управления является обеспечение принципа обратной связи. Это также требует рассмотрения этапа реализации решения; · Принимаемое решение основывается на опыте разработки решений, накопленном в предшествующие периоды. Ясно, что и отдельные процедуры конкретного шага, и выделенные шаги определенного этапа разработки решения органически взаимосвязаны. Поэтому границы отдельных процедур в рамках конкретных шагов и даже границы самих шагов довольно условны. В практической деятельности с учетом конкретной ситуации отдельные шаги могут быть объединены или вообще пропущены, допускается другая интерпретация базового алгоритма. (Рис.6.1).
Например, анализ собранной информации может выявить потребность в новой информации. В процессе анализа альтернатив может быть выдвинута и обоснована новая альтернатива. На практике, разумеется, все проходит не так гладко, всегда есть исключения из правил, конкретные управленческие процессы имеют характерные особенности: · подэтапы (шаги) могут проходить не в такой очередности, они могут срываться, перескакивать, подчиняться обратным связям, перекрытиям, параллельному движению; · недостаточный объем информации ограничивает рациональность решения, растет роль интуиции; · предварительные установки по альтернативам влияют на выбор решения; · нет стремления к оптимальному решению, если есть удовлетворяющее; · участие нескольких лиц и организационные условия изменяют порядок прохождения подэтапов; · ЛПР различным образом вмешиваются в структуру и процесс принятия решений, влияя, таким образом, на их качество. Наиболее часто встречаются следующие варианты вмешательства ЛПР: · априорное определение лица, принимающего решение к исполнению; · определение круга лиц, участвующих в подготовке решении; · участие ЛПР в его исполнении; · определение момента решения и его места; · определение методики и калькуляции решения; · задание целей и их относительной важности; · ограничение числа альтернатив; · привлечение лиц определенной компетентности; · контроль хода решения; · предоставление или ограничение информации; · ссылки на аналогичные решения; · моральное и материальное воздействие; · расширение свободы в решениях; · возложение ответственности за решения.
Делегирование и централизация принятия решения может иметь разные последствия. Таблица 6.1
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |