КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы социализации
Этапы социализации. Их можно соотнести с возрастной классификацией жизни человека. Возьмем за основу возрастную периодизацию онтогенеза, предложенную в 1960-ых годах. В соответствии с ней можно выделить: 1. младенчество (от рождения до 1 года); 2. раннее детство (1-3 года); 3. дошкольное детство (3 -6 лет); 4. младший школьный возраст (6-10 лет); 5. младший подростковый возраст (10-12 лет); 6. старший подростковый возраст (12-14 лет); 7. ранний юношеский возраст (15-17 лет); 8. юношеский возраст (18-23 лет);
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с большим количеством разнообразных условий, активно влияющих на их развитие. Эти условия, действующие на человека, принято называть факторами. Факторы социализации можно разделить на 4 группы: 1. Мегафакторы – космос, планета, мир – влияют на социализацию всех жителей Земли; 2. Макрофакторы – страна, этнос, общество, государство – влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; 3. Мезофакторы – по местности и типу поселения, по принадлежности аудитории к тем или иным сетям массовой коммуникации, по принадлежности к тем или иным субкультурам; 4. Микрофакторы – семья, домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум. Агенты социализации – люди, в непосредственном взаимодействии с которыми происходит становление человека. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от значимости для человека, от характера взаимодействия с ними, в каком направлении и с какими средствами они оказывают своё влияние. (РОДИТЕЛИ, УЧИТЕЛЯ, СВЕРСТНИКИ, ЧЛЕНЫ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА и др.) Средства социализации – универсальные средства, содержание которых специфично для того или иного общества, социального слоя и возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности - общении, игре, познании, предметно-практической духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах. Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая и малая) вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций - способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, принуждения и давления вплоть до применения физическогонасилия, способов выражения признания, отличия, с помощью этих способов и мер поведение человека и целой групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностям.
Механизмы социализации. Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Броифенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В. С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А. В. Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные с точки зрения педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.
К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести: o Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п. o Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. o Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. o Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом. o Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, В; которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого. К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие. o Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего ужения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал:.«...Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни пример, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий на последующих возрастных этапах. o Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. o Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура, влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей; (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него. o Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса (благодаря эмпатии, идентификации и т. д.). Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять o межличностный механизм социализации как специфический.
ИТАК, социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. 5. Однако, у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.
3. Социальное воспитание как вид социально контролируемой социализации: воспитательные организации, принципы, цели, блоки содержания социального воспитания, методика. Социальное воспитание – это: o вид социально контролируемой социализации o целенаправленно управляемый процесс социального развития, социального формирования личности человека o направленное воспитание человека с учетом его личностно-социальных проблем и в соответствии с социальными потребностями среды его жизнедеятельности o помощь человеку в усвоении и принятии ценностей и нравственных отношений, которые сложились в семейной, профессиональной, экономической, гражданской сфере жизнедеятельности. (Из СЛ. по СОЦ, ПЕД,/авт.-сост.Л.В.Мардахаев. – М., «Академия»). Воспитательные организации: семья, детсад, школа, класс, трудовой коллектив. Виды воспитательных организаций: организация быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.
Принципы социализации: принципы гуманистической направленности, централизации на развитие личности, коллективности, природосообразности, культуросообразности, диалогичности и незавершимости социального воспитания. Содержательные блоки социального воспитания: организация социального опыта, образование и индивидуальной помощи.
Методика социального воспитания в различных видах воспитательных организаций (организация быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов).
Проблемы социального воспитания в современной школе и школьном классе: школа как образовательное учреждение, воспитательная организация и социально-психологическая группа; социализирующая функция школьного класса.
Роль социального воспитания в нейтрализации и предупреждении последствий диссоциального воспитания. Диссоциальное воспитание.
4. Типичные проблемы социализации современного школьника: социальная дезадаптация, ценностные противоречия, профессиональная и личностная самореализация.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |