Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из истории




План

Лекция. Социальное воспитание как вид социально контролируемой социализации

 

1. Социальная педагогика в системе педагогических наук: объект, предмет, разделы, основные задачи.

2. Основные понятия социальной педагогики: социализация, походы к социализации, концепции социализации, механизмы социализации и др.

3. Социальное воспитание как вид социально контролируемой социализации: воспитательные организации, принципы, цели, блоки содержания социального воспитания, методика.

4. Типичные проблемы социализации современного школьника: социальная дезадаптация, ценностные противоречия, профессиональная и личностная самореализация.

 

Литература

 

  1. Голованова Н.Ф.Социализация и воспитание ребенка. Учеб пособие. – СПб.: Речь, 2004.
  2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие.- Пенза: ИПК и ПРО, 1994.
  3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2000.
  4. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика. – М.; Издат.центр «Академия», 2004. – 352 с.

 

Содержание

 

1. Социальная педагогика в системе педагогических наук: объект, предмет, разделы, основные задачи.

 

Термин «социальная педагогика был предложен немецким педагогом

А. Ф. Дистервегом (1790 – 1866) в середине XIX века, но стал активно употребляться лишь в начале XX столетия.

Пауль Наторп (нем., проф. Магбургского унив., 1854 – 1924) определял функцию социальной педагогики как исследование проблемы интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа.

В России социальная педагогика появилась в XIX веке, но лишь в 20-30 гг. XX века начали разрабатываться и реализовываться идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Так, С.Т. Шацкий – «педагогика среды», А.С. Макаренко – «отношения с окружающей средой», П.П.Блонсмкий – «общественная среда ребенка». В 50-60-70-ые годы появляется интерес к различным вариантам работы с детьми по месту жительства, за рубежом распространение получила практическая деятельность – социальная работа – содержанием которой стала помощь семье, различным группам населения. ДО 80-х г.г. 20 в. – социализация – осн. понятие социальной педагогики – считалось «не нашим», западным. С 80-х г.г. 20 в. – А.В. Мудрик и др.

 

1.2. Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.).

Объект исследования: процесс социального образования личности (воспитания, обучения под влиянием социального взаимодействия, опыта и т.д.)

Предмет исследования: воспитательные силы общества и способы их актуализации в социальном образовании, пути интеграции (объединения) возможностей (общественных, государственных и частных организаций) в целях создания условий для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации человека.

 

Разделы социальной педагогики:

1.Философия социального воспитания (фундаментальные методологические и мировоззренческие вопросы).

В частности, дается трактовка сущности социального воспитания и его задач; на основе определенного понимания образа человека разрабатываются общие подходы к соотношению развития, социализации и воспитания; определяются ценности и принципы социального воспитания и т.д.

2. Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации.

Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации в целом, знания, полученные социологией социального воспитания могут стать основой поисков путей интеграции воспитательных сил общества.

3.Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им.

4.Теория социального воспитания описывает, объясняет и прогнозирует функционирование социального воспитания.

Исходя из положений философии социального воспитания, учитывая данные социологии социального воспитания и социально-педагогической виктимологии, теория социального воспитания, например, исследует: что представляют собой индивидуальные, групповые и социальные субъекты социального воспитания и как они между собой взаимодействуют; содержание жизнедеятельности воспитательных организаций; содержание и характер индивидуальной помощи.

5. Психология социального воспитания на основе социально-психологических характеристик групп и человека, их особенностей на различных возрастных этапах выявляет психологические условия аффективного взаимодействия субъектов социального воспитания.

6.Методика социального воспитания отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации социального воспитания.

7. Экономика и менеджмент социального воспитания исследует одной стороны, потребности общества в определенном качестве «человеческого капитала», а с другой - экономические реалии общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания. Кроме того, в этом разделе рассматриваются вопросы управления социальным воспитанием

Основные задачи:

§ естественно-культурные,

§ социо-культурные

§ социально-психологические

и по-другому:

§ исследовать процесс социального образования

§ его сущность, механизмы, подходы и др. особенности, трудности и т.д.

§ понятия: социализация, социальное воспитание и связанные с ними другие понятия.

 

2. Основные понятия социальной педагогики:

o социализация (компоненты, стадии, факторы, агенты, средства, механизмы),

o субъект – субъектный подход,

o социальная адаптация (приспособление), индивидуализация (обособление);

o ее естественно-культурные, социо-культурные и социально-психологические задачи.

Социализация. Автором термина «социализация» принято считать американского социолога Ф.Г. Гиддингса, (как «развитие социальной природы или характера человека, подготовка человеческого материала к социальной жизни»).

Почти до 60-ых годов XX столетия ученые говоря о социализации, подразумевали этот процесс в отношении человека в детстве, отрочестве или юности. Лишь в последнее десятилетие А.В. Мудрик изучение социализации распространил на взрослость и старость.

 

Выделяют 2 подхода к пониманию социализации: субъект – объектный (Дюркгейм, Т. Парсонс Баллантайн и др.) и субъект-субъектный (Ч.Х. Кули, Дж. Г. Мид, У.И. Томас, Ф. Знанецкий и др.) (в зависимости от понимания роли самого человека в процессе социализации).

Первый подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу. Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе его социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя.

Понятие социализации. А.В. Мудрик: С. – это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества (ПРИСПОСОБЛЕНИЕ +ОБОСОБЛЕНИЕ)

Приспособление (социальная адаптация) – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже). Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Так что, адаптацию можно определить как процессии и результат становления человека социальным существом.

Обособление – процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых, потребность иметь собственные привязанности, потребность самостоятельно решать жизненные проблемы. Таким образом, обособление – процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНО взять из кн.

Теории и концепции социализации (из Кн.: Голованова Н.Ф.Социализация и воспитание ребенка. Учеб пособие. – СПб.: Речь, 2004, С.30-31). Абрревиатрура: РАКК ППС

o ролевая (Эмиль Дюркгейм, Дж.Мид), «человек играющий», интеграция личности в социуме через освоение системы социальных ролей, создание правил и планов собственного поведения ребенка....

o адаптивная концепция (Дж.Дьюи, В. Кукартц), «Человек делающий», приспособление личности к.., накопление собственного опыта решения жизненных проблем.

o критическая (К.Роджерс, А.Маслоу), «Человек самоопределяющийся», самореализация и смаоутверждение личности в социуме, побуждение ребенка к социальному поведению, мотивированному ценностями собственного «Я»

o когнитивная (Ж.Пиаже, Л.Колберг). «Человек познающий», вносить в сознание человека «когнициии», помогающие устанавливать равновесие с социумом, создание в окружении ребенка «проекции» социального равновесия, стабильности, терпимости, заботы

o психоаналитическая (З.Фрейд, Э.Эриксон), «Человек желающий», социализировать – приучить человека принимать произвольные, автономные решения, развивать социальные чувства детей, организовывать интеллектуальное сознание ошибок и достижений в своем поведении

o психодинамическая (К.Левин, Ф.Хайдер), «человек объясняющий», научить человека жить, используя атрибуции повседневных событий, поступков людей, учить детей в играх и общении распознавать ошибки причинно-следственных связей социального поведения других людей, побуждать их относиться к окружающим так, как хотели бы, чтобы относились к ним

o социального научения (А.Бандура, У. Бронфенбреннер), «Человек наблюдающий», овладеть социальным поведением, которое представляет «обмен деятельностью» между людьми, формирование поведения по социально значимой модели

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.