КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные принципы и направления стандартизации в здравоохранении
Как уже не раз подчеркивалось, главной целью стандартизации в здравоохранении является повышение качества всех видов медицинской помощи, решение комплекса задач по сохранению и улучшению здоровья населения. Идеологической базой формирования системы стандартизации в здравоохранении являются следующие основные принципы. Принцип согласия (консенсуальности): все субъекты — участники процессов стандартизации должны стремиться к единообразию формы и содержания нормативных документов. Принцип единообразия: в системе здравоохранения должен быть установлен единый порядок разработки, согласования и использования нормативных документов по стандартизации. Принцип целесообразности: требования должны быть целесообразными как с научной, так и с практической точки зрения и соответствовать федеральному и международному законодательству, современным достижениям науки и техники. Принцип комплексности и проверяемости: требования, предъявляемые к различным объектам стандартизации, должны согласовываться между собой и быть проверяемыми объективными методами.
Для реализации этих принципов при формировании системы стандартизации в здравоохранении должны быть решены следующие основные задачи: • нормативное обеспечение разработки и реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, других медико-социальных программ; • создание единой системы оценки качества медицинской помощи; • разработка номенклатуры медицинских товаров и услуг; • установление единых требований к условиям оказания медицинской помощи; • установление единых требований к учетной и отчетной документации; • установление единых критериев эффективности, безопасности, совместимости и взаимозаменяемости профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных процедур; • нормативное обеспечение метрологического контроля; • установление единых требований к лицензированию и аккредитации организаций здравоохранения; • разработка образовательных стандартов и единых требований к аттестации и сертификации специалистов; • разработка единых требований к информационному обеспечению систем здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; • создание и обеспечение функционирования систем классификации, кодирования и каталогизации в здравоохранении; • нормативное обеспечение в установленном порядке надзора и контроля за соблюдением требований нормативно-правовых актов. Исходя из перечисленных выше задач, основными объектами стандартизации в здравоохранении являются: • медицинские услуги; • производство, условия реализации, качества, безопасности лекарственных средств и медицинской техники; • требования к медицинскому, фармацевтическому, вспомогательному персоналу; • учетная и отчетная документация; • информационные технологии. В соответствии с этим в "Основных положениях стандартизации в здравоохранении" выделяются следующие 16 групп документов: Группа 1 — Общие положения. Группа 2 — Требования к организационным технологиям в здравоохранении. Группа 3 — Требования к техническому оснащению учреждений здравоохранения. Группа 4 — Требования к персоналу. Группа 5 — Требования к лекарственному обеспечению. Группа 6 — Санитарно-гигиенические методы контроля. Группа 7 - Требования к медицинской технике и изделиям медицинского назначения. Группа 8 — Требования к диетическому питанию. Группа 9 - Классификация и систематизация медицинских услуг. Группа 10 - Требования к оценке лечебно-диагностических и профилактических возможностей медицинских учреждений. Группа 11 - Требования к оказанию медицинских услуг. Группа 12 - Требования к профилактике заболеваний, защите здоровья населения от повреждающих факторов, охране репродуктивного здоровья и оказанию медико-социальной помощи. Группа 13 — Требования к качеству медицинских услуг. Группа 14 - Требования к экономическим показателям в здравоохранении. Группа 15 - Требования к документации в здравоохранении. Группа 16 - Требования к средствам информатизации в здравоохранении.
Следует отметить, что выделенные группы не исчерпывают все возможности разработки нормативных документов в системе стандартизации в здравоохранении — группировка является открытой системой и может дополняться по мере необходимости новыми группами. Как уже отмечалось ранее, наиболее важным и сложным объектом стандартизации являются медицинские услуги. В процессе стандартизации медицинских услуг предусматривается формирование требований к условиям их выполнения, медицинским технологиям (протокол ведения пациентов) и результатам (исходам), позволяющих объективизировать оценку качества оказания медицинской помощи. При этом нормативные документы могут содержать как минимально необходимый, так и рекомендуемый набор требований. Минимальный набор требований гарантирует всем гражданам, вне зависимости от места проживания, одинаковые объемы и качество медицинской помощи. Минимальные требования нормативных документов федерального уровня гарантируют нижний предел объемов и качества медицинской помощи; при невыполнении этих требований медицинская помощь оценивается как недостаточная. Определение нижнего предела этих требований позволит реализовать принципы общественной солидарности и доступности медицинской помощи. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации обосновывает поэтапный переход на протокольную форму ведения пациентов, что соответствует мировой медицинской практике. Протоколы ведения больных являются стандартами технологии оказания медицинских услуг. Как показывает опыт разработки протоколов в некоторых областях здравоохранения (онкология, гематология), они должны основываться на системном подходе и ориентировать врача на то, что ему необходимо делать в той или иной ситуации. При разработке протоколов ведения больных следует учитывать не только медицинские аспекты оказания помощи, но и социальные, правовые, нравственные и этические нормы. В рамках реализации совместного решения Госстандарта России, Минздрава Российской Федерации и Федерального фонда ОМС "По организации, координации и финансированию работ по стандартизации и сертификации в сфере медицинского обслуживания", принятого в 1995 г., и последующего решения коллегий Минздрава Российской Федерации, Госстандарта России и Совета исполнительных директоров ТФОМС (1997) была подготовлена "Программа работ по созданию и развитию системы стандартизации в здравоохранении". В этой программе впервые был поставлен вопрос о создании единой системы стандартизации в здравоохранении, формировании комплекса нормативных документов, обеспечивающих решение единых подходов к планированию, нормированию, лицензированию и сертификации медицинских услуг, повышении качества медицинской помощи, рациональном использовании кадровых и материальных ресурсов, оптимизации лечебно-диагностического процесса, интеграции отечественного здравоохранения в мировую лечебную практику. Этой Программой предусмотрено создание службы стандартизации в здравоохранении, обеспечивающей внедрение нормативных документов системы и контроль за исполнением содержащихся в них требований. Приказом МЗ РФ № 30 от 31.01.01 г. такая служба создана. В настоящее время контроль за соблюдением требований нормативных документов по стандартизации в здравоохранении осуществляется на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, на уровне отдельных организаций здравоохранения при проведении: • контроля качества медицинской помощи; • сертификации продукции и услуг в здравоохранении; • аккредитации учреждений здравоохранения; • лицензирования видов деятельности в здравоохранении; • сертификации (аттестации) специалистов; • инспекционных проверок.
Основными видами контроля за соблюдением требований нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении являются ведомственный и вневедомственный контроль. Этот контроль осуществляется: • Министерством здравоохранения и социального развития РФ; • органами управления здравоохранением; • фондами обязательного медицинского страхования; • лицензирующими органами; • учреждениями здравоохранения, фармацевтическими предприятиями и организациями, аптечными учреждениями; • предприятиями по производству медицинской техники; • органами Госсанэпиднадзора; • иными уполномоченными организациями.
Контроль осуществляется в двух формах — путем проведения: · сплошных и · выборочных проверок. Сплошные проверки проводятся при лицензировании, аккредитации, сертификации, в других случаях осуществляются выборочные проверки. При проверках проводятся экспертный анализ, технический осмотр, измерительный контроль, испытания, идентификация и другие мероприятия, обеспечивающие достоверность и объективность результатов. Для проведения экспертизы, согласования и принятия нормативных документов системы стандартизации в Министерстве здравоохранения создан специальный Экспертный совет Минздрава России по стандартизации в здравоохранении. В составе Экспертного совета действуют 9 профильных комиссий (по организационным технологиям в здравоохранении, по препаратам крови и трансплантатам и т. п.). Органы контроля утверждают уполномоченных по качеству в здравоохранении: • уполномоченного по качеству медицинской помощи; • уполномоченного по качеству в сфере обращения лекарственных средств; • уполномоченного по качеству медицинской техники. Основные задачи уполномоченных по качеству в здравоохранении определены приказом МЗ РФ № 30 от 31.01.01 г. Организационно-методические и информационные функции в сфере стандартизации выполняет лаборатория проблем стандартизации в здравоохранении Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. Вместе с тем по мере развертывания работ по стандартизации следует ожидать, что объем задач возрастет многократно и возникнет необходимость создания Федерального центра стандартизации в здравоохранении. Федеральный центр позволит накапливать и распространять информацию о научных исследованиях и практических результатах в области стандартизации в целом и лицензирования, аккредитации, сертификации в частности; послужит информационной и методологической базой для разработки нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении, в первую очередь — протоколов ведения больных, табелей оснащенности организаций здравоохранения, образовательных медицинских стандартов и др. Функции контроля за соблюдением требований нормативно-правовых актов в области стандартизации в здравоохранении целесообразно передать в "региональные центры стандартизации в здравоохранении", которые должны иметь статус государственных (некоммерческих) организаций.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |