КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Медицинской помощи
Общие характеристики и компоненты качества План лекции КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И СИСТЕМА ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕКЦИЯ 4. 1. Общие характеристики и компоненты качества медицинской помощи 2. Управление качеством медицинской помощи 3. Алгоритм ведомственной/вневедомственной экспертизы качества амбулаторно-поликлинической медицинской помощи. 4. Алгоритм проведения ведомственной/вневедомственной экспертизы качества стационарной медицинской помощи. 5. Стратегия непрерывного улучшения качества медицинской помощи
Если мы откроем базовые документы, регулирующие отношения в сфере здравоохранения, к которым относятся Конституция Российской Федерации и "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", то не найдем там прямых гарантий оказания населению качественной медицинской помощи. Государство гарантирует доступную медико-социальную помощь, но будет ли она качественной, об этом документы умалчивают и тем самым не исключают оказания некачественных медицинских услуг. Однако с момента принятия этих законов прошло более десяти лет. За этот период правовая база здравоохранения бурно развивалась, в результате чего были принят ряд подзаконных актов (в основном приказов МЗ РФ) по проблемам качества медицинской помощи. Эти нормативно-правовые документы условно могут быть разделены на три группы [Кучеренко В. 3., 2001]: • регулирующие правовые вопросы охраны здоровья и защиту прав пациента; • регулирующие проблемы стандартизации в здравоохранении; • регулирующие систему контроля качества медицинской Несмотря на множество законов, на федеральном уровне до настоящего времени отсутствует законодательство, регулирующее отношения непосредственно по вопросам качества оказания медицинской помощи населению. Представленная выше правовая база является весьма несовершенной. Как и в других областях права, в здравоохранении на уровне субъектов РФ наблюдается несоответствие отдельных нормативных актов друг другу, их расхождение с федеральными законами. Но главное, ни в одном из федеральных законодательных актов не раскрывается понятие "качество медицинской помощи". Это не позволяет в должной мере использовать правовые механизмы, обеспечивающие оказание населению качественной медицинской помощи, создает дополнительные сложности при реализации прав пациентов и, таким образом, определяет неэффективность использования средств и механизмов контроля качества в здравоохранении. Помимо несовершенства правовой базы, проблему оказания гражданам медицинской помощи надлежащего качества обостряют причины экономического характера. В переходный период 90-х годов перестройка экономики сопровождалось деструктивными процессами, при которых своего рода "полигоном" большинства преобразований являлась социальная сфера. Принимая решение по реформированию экономики, органы государственной власти надеялись, что переходный период будет недолгим и, соответственно, негативные социальные последствия — минимальными. Однако в реальности все сложилось по-иному. Несоответствие между гарантиями государства в оказании населению бесплатной медицинской помощи и финансовой поддержкой этих гарантий является основной причиной того, что граждане страны не обеспечены в должной мере доступной качественной медицинской помощью. Хроническое недофинансирование отрасли сказывается на ресурсном обеспечении организаций здравоохранения. Невозможность обновления основных фондов заставляет руководителей организаций здравоохранения эксплуатировать физически и морально устаревшее оборудование, что снижает качество медицинской помощи, создает угрозу безопасности пациентов и персонала. Нехватка финансовых средств обусловливает недостаток медикаментов и расходных материалов в стационарах. "Вымывание" дешевых лекарств из аптечной сети приводит к тому, что амбулаторные больные не в состоянии выполнять назначения врача. Все это является одной из наиболее распространенных причин нарушения технологии лечебно-диагностического процесса. Качество технологии снижается и в связи с тем, что медицинские работники не только являются производителями медицинских услуг, но и активно участвуют в формировании потребности, спроса на них. Это также является почвой для нерационального использования средств здравоохранения и усугубляет их дефицит. Снижение жизненного уровня населения, уменьшение числа бесплатных для пациента медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения обусловливают ограничение доступности медицинской помощи. В условиях недостатка финансовых средств каждое медицинское учреждение в отдельности и отрасль в целом заинтересованы в поиске источников своего дополнительного финансирования. Государство в современных условиях не способно профинансировать все расходы, связанные с охраной здоровья населения. Поэтому часть бремени этих расходов перекладывается на самих пациентов. Все больше расширяется сектор платных медицинских услуг, оказываемых населению, все чаще пациентам приходится участвовать в издержках по своему пребыванию в стационарах (приобретение медикаментов, компенсация расходов на питание, мягкий инвентарь и т. д.). Не вдаваясь в оценку оправданности этой тенденции и размера сектора платных услуг, заметим лишь, что он обусловливает снижение, с одной стороны, доступности, а с другой - удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи. Таким образом, привлечение средств населения как источника дополнительного финансирования также следует считать одной из причин, обостряющих проблему управления качеством медицинской помощи. Условия недостатка финансовых средств, материальных ресурсов здравоохранения побуждают организации здравоохранения не только к поиску дополнительных источников финансирования, но и к снижению издержек на оказание медицинских услуг. Само по себе это может расцениваться как положительная тенденция, но в сочетании с отсутствием действенных механизмов контроля за выполнением необходимого объема лечебно-диагностической помощи оно может служить причиной нарушения медицинских технологий и, соответственно, достижения оптимального качества медицинской помощи. Что же вкладывается в понятие "качество медицинской помощи"? В литературе можно встретить много определений этого понятия. Приведем некоторые из них: • качество медицинской помощи определяется использованием медицинской науки и технологии с наибольшей выгодой для здоровья человека, при этом без увеличения риска. Уровень качества, таким образом, — это степень достижения баланса выгоды и риска для здоровья [Донабедиан А., 1980]; • должное проведение (согласно стандартам) всех мероприятий, которые являются безопасными, приемлемыми в смысле затрачиваемых средств в данном обществе и влияют на смертность, заболеваемость, инвалидность... [Ремери М., Монтойя Агиляр С., ВОЗ, 1988]; • качество — это следование требованиям или инструкциям [Кросби Ф., 1979]. Во многих зарубежных странах часто используется определение ВОЗ, которое вкладывает в это понятие следующее: "Каждый пациент должен получить такую медицинскую помощь, которая привела бы к оптимальным для его здоровья результатам в соответствии с уровнем медицинской науки, возрастом пациента, диагнозом заболевания, реакцией на лечение; при этом должны быть привлечены минимальные средства, риск дополнительного травмирования или нетрудоспособности должен быть минимальным, а результат и удовлетворение от процесса оказываемой медицинской помощи максимальными ". Наиболее полным и в то же время простым, на наш взгляд, является определение, разработанное Центральным НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ, которое мы и предлагаем использовать как основное: Качество медицинской помощи (health саге quality) - это совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии. Исходя из перечисленных выше определений, можно выделить следующие характеристики качества медицинской помощи: • профессиональная компетенция; • доступность; • результативность; • межличностные взаимоотношения; • эффективность; • непрерывность; • безопасность; • удобство; • удовлетворенность. Профессиональная компетенция подразумевает наличие знаний и навыков медицинских работников и вспомогательного персонала, а также то, как они используют их в своей работе, следуя клиническим руководствам, протоколам и стандартам. Если говорить о компетенции руководителя, то это, прежде всего, профессиональные навыки в решении существующих проблем. Для врачей - это знания, навыки и искусство постановки диагноза, лечения больного. Набор навыков вспомогательного персонала зависит от конкретно занимаемой должности. Например, профессионально подготовленный регистратор в поликлинике должен дать необходимую информацию в ответ на любое обращение пациента. Недостаток профессиональной компетенции может выражаться как в небольших отклонениях от существующих стандартов, так и в грубых ошибках, снижающих результативность лечения или даже ставящих под угрозу здоровье и жизнь пациента. Доступность медицинской помощи означает, что она не должна зависеть от географических, экономических, социальных, культурных, организационных или языковых барьеров. Географическая доступность измеряется наличием транспорта, расстоянием, временем в пути и другими обстоятельствами, которые могут препятствовать пациенту в получении необходимой помощи. Экономическая доступность определяется возможностью получения необходимой помощи гарантированного объема и качества независимо от материального положения больного. Социальная, или культурная, доступность относится к восприятию медицинской помощи в свете культурных ценностей пациента, его вероисповедания и т. д. Например, служба планирования семьи может быть не востребована пациентами, как противоречащая их нравственным ценностям и религии. Организационная доступность подразумевает оптимизацию в работе отдельных медицинских служб. Например, часы работы поликлиники должны предоставлять возможность обращения в удобное для пациентов время, недостаточное количество вечерних приемов снижает доступность для тех людей, которые работают в течение дня, и т. д. Языковая доступность означает использование в работе медицинских служб языка пациентов, обращающихся за медицинской помощью. Результативность. Качество работы здравоохранения зависит от эффективности и результативности используемых медицинских технологий. При оценке результативности необходимо ответить на следующие вопросы: • Приведет ли назначенное лечение к желаемым результатам? • Приведет ли назначенное лечение к наилучшим результатам в данных условиях? Межличностные взаимоотношения. Эта характеристика качества медицинской помощи относится к взаимоотношениям между работниками здравоохранения и пациентами, медицинским персоналом и их руководством, системой здравоохранения и населением в целом. Корректные взаимоотношения создают атмосферу психологического комфорта, конфиденциальности, взаимного уважения и доверия. Важными элементами этих взаимоотношений являются искусство слушать и адекватно реагировать. Все это способствует формированию позитивной установки пациента на проводимое лечение. Эффективность в данном случае следует рассматривать как отношение затраченных ресурсов к полученным результатам. Эффективность всегда относительна, поэтому анализ эффективности производится, как правило, для сравнения альтернативных решений. Важность этой характеристики определяется тем, что ресурсы здравоохранения обычно ограничены. При этом эффективно функционирующая система здравоохранения обеспечивает оптимальное качество (при имеющихся ресурсах) медицинской помощи. Непрерывность. Эта характеристика означает, что пациент получает всю необходимую медицинскую помощь без задержки и неоправданных перерывов или необоснованных повторов в процессе диагностики и лечения. Обычно соблюдение этого принципа обеспечивается тем, что пациента наблюдает один и тот же специалист, соблюдая преемственность в работе с коллегами. Несоблюдение этого принципа негативно влияет на результативность, снижает эффективность и ухудшает межличностные взаимоотношения. Безопасность. Как одна из характеристик качества, безопасность означает сведение к минимуму риска побочных эффектов диагностики, лечения и других нежелательных последствий оказания медицинской помощи. Это относится как к медицинским работникам, так и к пациентам. Соблюдение мер безопасности очень важно при оказании не только специализированной, но и первичной медицинской помощи. Например, во время ожидания приема врача пациенты могут быть инфицированы другими больными при несоблюдении необходимых противоэпидемических мер. При решении вопроса о выборе той или иной медицинской технологии ожидаемые результаты обязательно должны оцениваться в сравнении с потенциальным риском. Удобство. Под этой характеристикой подразумевается комфорт, чистота, конфиденциальная обстановка в медицинских учреждениях. Речь может также идти и о таких вещах, как наличие приятной музыки, телевидения и т. п. Удовлетворенность. Система здравоохранения должна отвечать как требованиям медицинских работников, так и ожиданиям и потребностям пациентов. Удовлетворенность пациентов. Для пациентов в конкретном медицинском учреждении качество медицинской помощи определяется тем, насколько она отвечает их потребностям, ожиданиям и является своевременной. Немаловажную роль играет соблюдение принципов деонтологии со стороны медицинского персонала. Пациенты чаще всего обращают внимание на результативность и доступность медицинской помощи, на взаимоотношения между ними и медперсоналом, а также на непрерывность медицинской помощи как наиболее важные характеристики качества. Однако необходимо учитывать, что пациенты не всегда в состоянии адекватно оценить оказанную им медицинскую помощь и профессиональную компетентность персонала. Удовлетворенность медицинских работников, как правило, определяется необходимыми условиями в организации медицинской отношению к конкретному пациенту, с учетом клинического диагноза, сопутствующей патологии, возраста больного и других факторов. Одним из параметров, характеризующих качество технологии, может являться наличие или отсутствие врачебных ошибок. При оценке качества по отношению к каждому сотруднику оцениваются профессиональные качества медицинского работника как сумма теоретических знаний и практических навыков выполнения конкретных лечебно-диагностических манипуляций. Качество технологии характеризует все этапы процесса оказания медицинской помощи. Качество технологии дает представление о соблюдении стандартов медицинской помощи, правильности выбора тактики и качестве выполненной работы. Оно характеризует, насколько комплекс лечебно-диагностических мероприятий, оказанных конкретному больному, соответствовал установленным стандартам медицинских технологий. Если на оказание медицинской помощи больному было затрачено средств больше, чем предусмотрено действующими медико-экономическими стандартами, — такая помощь не будет признана качественной, даже в случае достижения ожидаемых результатов лечения. Качество результата характеризует итог оказания медицинской помощи, т. е. позволяет судить, насколько фактические результаты соответствуют реально достижимым. Обычно качество результата оценивают на трех уровнях: по отношению к конкретному пациенту, ко всем больным медицинского учреждения, к населению в целом. Анализ качества результата по отношению к конкретному пациенту дает возможность оценить, насколько достигнутые результаты лечения конкретного больного близки к ожидаемым, с учетом клинического диагноза, возраста и других влияющих на исход заболевания факторов. Например, для одного больного планируемым результатом лечения может являться его полное выздоровление с нормализацией всех данных клинико-биохимических, функциональных и других видов исследований. Для другого больного с облитерирующим атеросклерозом сосудов нижних конечностей, осложненным влажной гангреной, планируемым результатом лечения может явиться ампутация нижней конечности. При стационарном лечении ранее было принято выделять три исхода госпитализации: "выздоровление", "перевод", "смерть". В настоящее время стационары перешли к новой, более дифференцированной системе оценки исходов лечения, в которой выделяют: "выздоровление", "улучшение", "без перемен", "ухудшение", "перевод", "смерть". По завершении амбулаторно-поликлинического лечения больного возможными исходами являются: "выздоровление", "ремиссия", "госпитализация", "перевод в другое медицинское учреждение", "инвалидизация", "смерть". Качество результата по отношению ко всем больным медицинского учреждения следует оценивать за какой-либо конкретный период времени (чаще за год). В практике лечебно-профилактических учреждений для оценки качества результата по отношению ко всем больным обычно используют различные качественные показатели: летальность, частота послеоперационных осложнений, расхождение клинических и патологоанатомических диагнозов, запущенность по онкологии, соотношение вылеченных и удаленных зубов и др. Качество результата по отношению к населению в целом характеризуют показатели общественного здоровья. Все компоненты качества связаны между собой и оказывают друг на друга влияние. При низком уровне качества структуры довольно сложно обеспечить приемлемый уровень качества технологии. Нарушение технологии диагностики и лечения в большинстве случаев приводит к неблагоприятным результатам лечения. Вместе с тем высокий уровень структурного качества — только потенциальная, но не всегда реализуемая возможность иметь высокий уровень качества технологии и результата. Такую взаимозависимость часто определяют как "принцип негатива" - при плохом качестве негатива невозможно сделать хорошую фотографию, но плохой снимок может получиться и при качественном негативе.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |