КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контроль качества медицинской помощи
Управление качеством (quality management) медицинской помощи - это организация и контроль деятельности системы здравоохранения для обеспечения имеющихся и предполагаемых потребностей населения в медицинской помощи и удовлетворения потребителей. Управление качеством медицинской помощи
По мере развития знаний и накопления опыта в области изучения качества медицинской помощи появлялись различные определения концепции управления качеством. А. Донабедиан определяет ее как "всю деятельность, направленную на обеспечение, поддержание и улучшение качества медицинской помощи". Руелас и Френк определили концепцию управления качеством как "систематический процесс ликвидации несоответствия между получаемыми и желаемыми исходами". Согласно определению Палмера, американского специалиста по управлению качеством в оказании амбулаторной медицинской помощи, это "процесс измерения качества, анализа вскрытых недостатков и принятия мер по улучшению работы с последующим повторным измерением качества для того, чтобы определить, было ли достигнуто улучшение. Это систематическая, циклическая деятельность с использованием стандартов". Американский врач Бервик провел большую работу по применению принципов непрерывного улучшения качества в здравоохранении. Этот подход к управлению качеством является интегрированным организационным подходом по удовлетворению потребностей и ожиданий пациента, включающим и персонал, и руководство учреждения в процесс улучшения работы различных служб при использовании статистических и аналитических методов. Согласно Бервику, управление качеством — это "системный подход к трансформации управления организацией в соответствии с происходящими изменениями, текущей рабочей ситуацией и напряжением, вызванным изменениями". В отечественном здравоохранении в настоящее время принято следующее определение: Все приведенные выше формулировки имеют несколько общих характеристик: • каждое определение описывает систематический, продолжающийся процесс; • процесс управления ориентирован на улучшение и использование информации в процессе работы; • в сущности управления качеством лежит деятельность, направленная на установление определенного порядка и стандартов, мониторинг качества работы и его улучшение; • качественная медицинская помощь должна быть наиболее результативной и безопасной. Обобщая сказанное выше, можно заключить, что в современных условиях система управления качеством медицинской помощи представляет собой совокупность организационно-управленческих структур и действий, анализирующих, оценивающих и корректирующих условия, процесс оказания и результат медицинской помощи для обеспечения пациенту качественной медицинской помощи в объемах, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Эта система основывается на следующих принципах: • непрерывность управления качеством; • использование достижений доказательной медицины; • проведение экспертизы качества медицинской помощи на основе медицинских стандартов (протоколов); • единство подходов в проведении ведомственной и вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи для получения сопоставимых результатов; • использование экономических и правовых методов для управления качеством медицинской помощи; • мониторинг системы управления качеством медицинской помощи; анализ экономической эффективности затрат по достижению оптимального уровня качества медицинской помощи; • изучение общественного мнения по вопросам качества медицинской помощи. Управление качеством медицинской помощи состоит из четырех основных видов деятельности. Дизайн качества (quality design), или конструирование качества, — это деятельность по созданию системы предоставления качественной медицинской помощи. Дизайн качества включает: определение того, кто является потребителем медицинских услуг; установление нужд потребителей; определение результата, отвечающего нуждам потребителей; разработку структуры системы, необходимой для достижения нужного результата; превращение плана в действия. Обеспечение качества (quality assessment) - - это виды деятельности, планируемые и систематически осуществляемые в рамках системы управления качеством при условии их подтверждения и при наличии уверенности в том, что объект будет выполнять планируемые требования к качеству. Для совершенствования деятельности по обеспечению качества медицинской помощи необходимо: создать соответствующую законодательную и нормативно-правовую базу по регулированию механизмов обеспечения качества медицинской помощи; привести в соответствие с нормативно-правовой базой структуры и ресурсы (кадровые, финансовые, материальные и информационные); создать соответствующие технологические стандарты и стандарты на результаты и эффективно контролировать выполнение медицинских технологий. Контроль качества (quality control) -это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для оценки выполнения требований к качеству, его измерению и мониторингу. Непрерывное повышение качества (continuous quality improvement) — это комплекс мероприятий, постоянно проводимых медицинскими организациями с целью повышения эффективности и результативности их деятельности, совершенствования всех показателей работы организаций здравоохранения в целом, всех подразделений и отдельных сотрудников. Процесс повышения качества предусматривает получение выгоды как для медицинской организации, так и для потребителей медицинских услуг.
Таблица 1. Схема управления качеством медицинской помощи
Контроль (определение уровня) качества медицинской помощи строится на сопоставлении реальной ситуации с существующими стандартами (протоколами) и принятыми нормами ведения больных. Одним из механизмов контроля качества медицинской помощи, ее соответствия принятым стандартам является экспертиза. Система контроля качества медицинской помощи состоит из трех элементов: • участники контроля (кто должен осуществлять контроль); • средства контроля (с помощью чего осуществляется контроль); • механизмы контроля (каким образом осуществляется контроль, последовательность действий). В соответствии с законодательством к участникам контроля относятся: медицинские учреждения, общественные объединения потребителей, органы управления здравоохранением, лицензирующие органы, страховые медицинские организации, профессиональные медицинские ассоциации, фонды ОМС, государственные медицинские образовательные учреждения, медицинские НИИ, осуществляющие послевузовское или дополнительное профессиональное образование специалистов, страхователи, Госстандарт России и его территориальные органы, Государственный комитет по антимонопольной политике и его территориальные органы, органы Госсанэпиднадзора, органы государственного пожарного надзора, государственная инспекция по охране труда, комитеты по управлению государственным имуществом, исполнительные органы фонда социального страхования. С точки зрения общности интересов, преследуемых в процессе контроля, всех участников контроля можно объединить в три звена: • контроль со стороны производителя медицинских услуг; • контроль со стороны потребителя медицинских услуг; • контроль со стороны организаций, независимых от потребителей и производителей медицинских услуг. Имеют место и другие подходы к объединению участников контроля качества медицинских услуг: • государственный контроль; • профессиональный контроль: внутренний (ведомственный), внешний (вневедомственный), независимый (аудиторский); • общественный контроль; • контроль пациента.
Однако действующие нормативно-правовые документы в зависимости от участников контроля предусматривают только два вида контроля: ведомственный и вневедомственный контроль качества медицинской помощи. Ведомственный контроль осуществляют медицинские учреждения и организации управления здравоохранением, вневедомственный — все остальные, перечисленные выше. В дальнейшем мы остановимся на них более подробно. В настоящее время используется более десяти различных методов и соответствующих им средств контроля качества медицинской помощи. К ним относятся медицинские стандарты, показатели деятельности организации здравоохранения, экспертная оценка качества и т. д. Механизмами контроля качества медицинской помощи являются: • процедуры лицензирования медицинской, фармацевтической и иных видов деятельности, осуществляемых в сфере охраны здоровья; • аккредитация учреждений различных систем здравоохранения; • контроль профессиональных качеств медицинских работников; • сертификация лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники; • лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений, реализующих программы додипломной и последипломной подготовки медицинских работников. Организация и порядок проведения ведомственного и вневедомственного контроля качества медицинской помощи регламентируются приказами Министерства здравоохранения РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Для того чтобы более подробно разобраться в средствах и механизме осуществления ведомственного и вневедомственного контроля качества медицинской помощи, рассмотрим разработанные в Новгородской области, одном из типичных субъектов РФ, положения и алгоритмы проведения контроля качества медицинской помощи. Ведомственный контроль качества медицинской помощи в организациях здравоохранения Новгородской области проводится в следующем порядке: • заведующие структурными подразделениями (первая ступень экспертизы) ежемесячно проводят экспертизу 10 % законченных случаев лечения в отделениях и осуществляют текущий контроль за качеством медицинской помощи; • заместители руководителя организации здравоохранения по ЭВН, лечебной работе, амбулаторно-поликлинической службе (вторая ступень экспертизы) проводят 30—50 экспертиз ежеквартально; • ВК организации здравоохранения (третья ступень экспертизы) осуществляют экспертизу качества медицинской помощи постоянно при направлении пациентов на ВК, в случае предъявления жалоб пациентом или его родственниками; • главные штатные и внештатные специалисты МЗ области, осуществляют экспертизу по направлениям (четвертая ступень экспертизы) два раза в год. Кроме того, обязательному экспертному контролю подлежат: • все случаи летальных исходов среди детского населения, пациентов в стационарах, лиц трудоспособного возраста на дому; • случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений, приведших к летальным исходам или значительному удлинению сроков лечения; • случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста; • случаи повторной госпитализации в течение одного года по поводу одного заболевания, если схема лечения не предполагает проведения повторных стационарных курсов; • случаи заболевания с укороченными или удлиненными более чем на треть по сравнению со средними сроками лечения; • случаи, сопровождавшиеся жалобами пациентов или их родственников.
Экспертиза качества медицинской помощи может быть плановой, внеплановой и комплексной (всего учреждения или службы). По результатам экспертизы заведующие отделениями, заместители главного врача по лечебной, клинико-экспертной и амбулаторно-поликлинической работе, главные штатные и внештатные специалисты заполняют специально разработанную "Карту экспертной оценки объема и качества стационарной медицинской помощи" или "Карту экспертной оценки объема и качества амбулаторно-поликлинической медицинской помощи". Каждый дефектный случай врач-эксперт обсуждает с лечащими врачами, заведующими профильными отделениями, заместителями главного врача по лечебной и клинико-экспертной работе. Случаи с расхождением диагнозов подлежат разбору на врачебных клинико-анатомических конференциях. Случаи с выявлением грубых ошибок и нарушений в ходе лечебно-диагностического процесса разбираются на заседаниях лечебно-контрольных комиссий. Случаи, сопровождающиеся обоснованными жалобами родственников больных и не подпадающие под перечисленные выше категории, разбираются на заседаниях ВК. В случаях несогласия администрации организации здравоохранения с заключением эксперта материалы экспертизы в двухнедельный срок предоставляются для рассмотрения на межведомственную экспертную комиссию. Все дефектные случаи должны учитываться при подведении итогов работы подразделения за месяц, полугодие, год. Новгородский научный центр Северо-Западного отделения РАМН ежегодно проводит изучение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи путем анкетирования пациентов. Вневедомственный контроль качества медицинской помощи. Экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС, проводится штатными и внештатными врачами-экспертами страховой медицинской организации (СМО) при плановых проверках организаций здравоохранения, при внеплановых проверках в случае выявления многочисленных нарушений в представленных поименных реестрах пролеченных больных и по жалобам и заявлениям застрахованных и их родственников. Ежемесячно при сдаче организациями здравоохранения счетов и поименных реестров в СМО проводится автоматизированная медико-экономическая экспертиза представленных счетов и поименных реестров. При этом оценивается: • соответствие Ф. И. О. больного, № страхового медицинского полиса базе данных застрахованных в СМО; • наличие у организации здравоохранения лицензии на представленные в реестре виды медицинской помощи; • соответствие выставленных к оплате счетов за оказанные медицинские услуги территориальной программе ОМС. При наличии в реестре медицинских услуг, оказанных гражданам, не застрахованным в СМО, или медицинских услуг, не входящих в территориальную программу ОМС, а также медицинских услуг, на которые организация здравоохранения не имеет лицензии, СМО имеет право не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг. Данные медицинские услуги автоматически исключаются из объема медицинских услуг, оказанных данной организацией здравоохранения. Плановые проверки проводятся с выездом врачей-экспертов в каждую организацию здравоохранения области, предоставляющую медицинскую помощь по программе ОМС, не менее двух раз в год. Администрация организации здравоохранения не менее чем за 5 дней уведомляется о предстоящей проверке. Экспертиза качества медицинской помощи проводится врачами-экспертами СМО по медицинской документации. Плановый объем медицинской документации, подлежащей экспертному анализу, должен составлять не менее I % от общего объема пролеченных больных. Врач-эксперт для доказательства своих полномочий предъявляет документ, подтверждающий его отношение к СМО. Администрация организации здравоохранения обязана предоставить врачу-эксперту условия для работы (рабочее место) и всю требуемую документацию. При необходимости привлечения к экспертизе внештатного врача-эксперта требуемая документация предоставляется врачам-экспертам СМО с последующей передачей специалисту соответствующего профиля. Экспертному контролю подлежат: • жалобы пациентов или страхователей на качество медицинской помощи; • неблагоприятный исход заболевания (случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста, случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений, случаи повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение года, если схема лечения не предполагает проведения повторных курсов лечения, случаи летальных исходов, случаи с расхождения диагнозов амбулаторно-поликлинических и стационарных организаций здравоохранения.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 6014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |