КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Полемика в исследовании систем управления
Полемика — это аргументированное обсуждение в группе исследователей проблем и способов их решения. Трудно представить себе исследование, проведенное без наличия полемики. Утверждение «В споре рождается истина» можно выразить следующим образом: «Для установления истины необходимы различные точки зрения и полемика между их носителями». Полемика — необходимый элемент исследования, потому что она помогает находить дополнительные аргументы, оттачивать формулировки, укреплять позиции и мысли, конкретизировать рекомендации, усиливать доказательства. Полемика позволяет превратить предположения в убеждения. Но эти положительные качества полемики могут проявиться только в том случае, когда она проводится в соответствии с определенными правилами — ведь можно полемизировать бессистемно, хаотически, бесплодно, удовлетворяя лишь свои амбиции, не пытаясь установить истину, создавая психологическую напряженность.
Основные принципы исследовательской полемики: · стремление понять оппонента, его мотивы, позицию, аргументы, знание предмета (проблемы), тип мышления; · избегать абсолютного отрицания правильности мнений оппонента, относясь к ним скептически, аналитически и доброжелательно; · иметь четкую цель полемики и проводить, используя вопросы, высказывания, аргументы и доказательства; · оценивать высказываемые предложения и мысли, относясь суважением к их автору; · стремиться к максимальной четкости, аргументированности, конкретности и ясности выражения своей позиции; · определять понятия, с помощью которых выражается мысль, строится доказательство; · посредством вопросов уточнять позицию оппонента, обнаруживать слабые места в его системе доказательств, приводить дополнительные аргументы; · избегать апеллирования к мнениям авторитетов или формальных лидеров, должностных лиц; помнить, что нельзя устанавливать истину, ссылаясь на мнение большинства, голосованием; · основой полемики должны быть результаты или методологические подходы, формулируемые на профессиональной основе, — ведь очень часто обсуждение проблем скатывается к спору, основанному на принципах здравого смысла, т.е. к доказательству желательного, а не объективного; · продуктивность полемики определяется и продолжительностью времени и его распределением в процессе полемических высказываний.
В полемике большое значение имеют выяснение и анализ тезисов оппонента: оценка их содержания, эмпирическая ценность понятий, которыми он оперирует, фактология тезиса, логика использования аргументов. Полемика превращается в «диалог глухих», когда целью ее проведения является не установление истины, не эффективный поиск результата исследования, не обмен информацией, а реализация амбиций, ложного лидерства и пр. Выбор соответствующих форм организации полемики, следование этическим нормам взаимоотношений исследователей исключают или сводят к минимуму подобную возможность.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |