КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод синектики
МЕТОД СИНЕКТИКИ Синектика — это соединение различных, даже несовместимых, элементов. Идея синектики возникла в практике использования метода «мозгового штурма» и в процессе изучения индивидуального и коллективного творчества. Суть ее — поиск и реализация возможности аккумулирования творческой активности исследователей на основе включения бессознательных механизмов в сознательном исследовании проблем, на основе социально-психологического взаимодействия в процессе интеллектуальной деятельности. Идея синектики — формирование «группового мышления», специально созданная «группа синекторов». Главное отличие синектики от метода «мозгового штурма» — подход к исследованию и решению проблем не с позиции выдвижения идей в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а в качестве представления незавершенных идей и мыслей, которые «подпитывают» процесс коллективного группового мышления. Они даются в виде нерациональной информации, метафор, образов, смутных ощущений, действующих не столько на мышление человека, сколько на его чувства, отношение к группе, активизацию интуиции. В состав группы часто включают эксперта, являющегося специалистом в той области знаний, к которой относится проблема или ее часть. Роль эксперта в исследовательской деятельности группы может быть различной в зависимости от ситуации: роль «энциклопедии», роль «адвоката дьявола», вносящего возмущение в идеи, понятия, образы, и т.д. В организации работы группы главным фактором является достижение определенных психологических состояний, которые должны меняться, внося импульсы творческой активности. Во-первых, это состояние отрешенности — вовлеченности; во-вторых, откладывания — осторожности; в-третьих, размышления — раскованности; в-четвертых, достижения — удовлетворенности. В синектической группе, как правило, нет явного лидера (по крайней мере, лучше обойтись без него). Роль лидера выполняют все члены группы поочередно. Главная задача временного лидера — настроить группу на творческое восприятие проблемы.
Метод синектики состоит из трех этапов: • превращение неизвестного в якобы известное; • превращение известного в якобы неизвестное; • превращение неизвестного в известное. При возникновении проблемы сначала всегда возникает стремление ее понять, осмыслить, т.е. свести к чему-то уже известному. Но это сведение всегда условно, ограниченно, ибо в противном случае не было бы ни проблемы, ни необходимости ее решения. Далее возникает сомнение в том, что этого сведения достаточно для решения проблемы, и исследователь стремится превратить известное в якобы неизвестное, т.е. переосмыслить известное с позиций новой проблемы, усомниться в универсальности существующих знаний (здоровый скептицизм — основа творчества).
Существует пять операторов превращения известного в якобы неизвестное: • субъективная аналогия; • прямая аналогия; • символическая аналогия; • образная аналогия; • фантастическая аналогия. Субъективная аналогия — это своеобразное «перевоплощение» исследователя в элемент исследуемого процесса или ситуации, в противодействующие аспекты проблемы. Такой прием помогает увидеть не воспринимаемые обычным способом аспекты и грани проблемы. А увидеть их — это значит увеличить вероятность решения проблемы. Прямая аналогия — это сравнение фактов из двух параллельно существующих областей знаний или процессов, ситуаций, проблем. Наиболее известный пример использования прямой аналогии в исследовательской деятельности — перенос свойств биологического объекта на объекты техники, природы в целом или даже общества. Именно так возникла идея кибернетики. Символическая аналогия предполагает поиск и обнаружение парадоксов в привычном, противоречий — в известном, неясного — в ясном и бесспорном. Это прием здорового скептицизма. Для символической аналогии очень важно выделить главную функцию исследуемого объекта и определить, имеются ли у него противоположные этой функции качества, как может выглядеть их реальное сочетание. Соединение субъективной и символической аналогии дает нам образную аналогию. Ее особенность — превращение первоначального объекта исследования в некоторый образ, который сопоставляется в последующем с образом-критерием, характеризующим развитие. Фантастическая аналогия отличается предельной свободой оперирования символами и образами. Здесь ведущую роль играет символ или образ–идеал желаемого будущего. Это помогает увидеть неожиданный ракурс проблемы, ощутить непредвиденный поворот мысли. Например: «современная техника уничтожает человека», «чем совершенней управление, тем оно опасней для природы» и т.д. Синектическая группа — это коллектив людей, которые в силу индивидуальных качеств и при определенной организации совместной деятельности способны проявить творчество, интуицию, фантазию и найти оригинальные решения сложных, неординарных проблем. Синектика не облегчает процесс творческой деятельности — она повышает его напряженность, увеличивает вероятность решения проблем, мотивирует удовлетворенность исследовательской работой. Но это возможно при условии соблюдения определенных правил формирования синектических групп. Группа должна формироваться в три этапа, на каждом из которых существуют определенные критерии отбора кандидатов. Для первого этапа наиболее важными являются критерии уровня и характера образования. Группа должна быть составлена из специалистов в разных областях знаний, в том числе и той отрасли, к которой относится проблема или объект исследования. Уровень образования, конечно, должен соответствовать сложности решаемой проблемы. Каждому человеку присущ определенный энергетический потенциал — это не просто склонность к активному поведению, а способность включения всех средств интеллектуальной деятельности, рационального их использования, выдержка, воля, мобилизация сил. Существуют и возрастные ограничения для кандидатов — от 25 до 50 лет. Важным фактором является профессионализм — обладание знаниями, лично проверенными практической деятельностью, а также склонность к творческой деятельности и желание работать в группе. Второй этап — оценка способностей человека к творческой деятельности. Главными факторами оценки здесь являются следующие: • способность к образному восприятию и метафорическому мышлению, которую легко выявить с помощью специального тестирования, в процессе собеседования и пр.; • эмоциональная зрелость, т.е. способность эмоционально реагировать на проблему или ситуацию, стремясь при этом к конструктивному действию; • способность к риску, т.е. способность оценивать парадоксальные идеи других участников группы так, чтобы не вызвать их негодование, и пр.; • способность к обобщению, т.е. способность видеть целое, составлять из разрозненных фактов целостную картину, выделятьглавное и отсеивать второстепенное. Третий этап — проверка коммуникационных данных кандидата, от степени развитости и вида которых зависит эффективность его работы в синектической группе. Предметом оценки являются следующие характеристики: • кинестетические позиции, или реакция на координационные действия — она может быть замедленной, неуклюжей, инертной, отрицательно сказывающиеся на работе группы; • ответственность, т.е. обязательность, объективность оценки своей деятельности и роли в группе; • мотивационная поддержка. Работая в группе, кандидат не может занимать наблюдательную и выжидательную позицию, он должен поддерживать огонь мысли, искать и находить свою функцию, место в общем процессе творческой деятельности, проявлять активность; • статус разнообразия, т.е. типологическое разнообразие поведенческих характеристик членов группы. Сформировать группу еще недостаточно для ее продуктивной работы — ее надо обучить некоторым приемам совместной деятельности. Продолжительность обучения может быть различной — от нескольких недель до нескольких месяцев. Главное — сформировать понимание метода, роли каждого участника синектической группы.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |