Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод морфологического анализа




Метод морфологического анализа представляет собой соедине­ние метода классификации и метода обобщения.

Он построен на декомпозиции проблемы по составляющим ее элементам и поиске в этой схеме наиболее перспективного (от­носительно всей проблемы) элемента решения.

Морфологический анализ предполагает не простую декомпо­зицию, т.е. разложение целого на составляющие части, но выде­ление элементов по принципам функциональной значимости и роли, т.е. определение влияния элемента или проблемы на общую проблему, а также прямую или опосредованную связь с внешней средой (надсистемой).

Можно объяснить это на примере. Предположим, менеджер заметил, что в процессе управления очень часто встречаются за­держки в принятии решений, или подготовке документов, или реагировании на распоряжения (резолюции). Многие объясняют такое положение неудачным распределением функций и полно­мочий между подразделениями, неравномерной их загрузкой, но причина может быть глубже. Для ее выявления надо провести морфологический анализ проблемы распределения функций.

Итак, исходной позицией морфологического анализа является постановка проблемы. Далее проводится ее декомпозиция, т.е. разделение на составляющие проблемы, например проблема структуры системы управления, профессионализма, мотивации деятельности, трудоемкости функции, учет загрузки и др.

Далее проводится декомпозиция каждой из представленных проблем в отдельности. При этом не исключено, что проблемы переводятся с одного иерархического уровня на другой.

Но декомпозицию проблем надо делать не только вниз, но и вверх. Ведь распределение функций зависит не только от внутрен­него состояния системы управления, но и от внешних факторов ее функционирования — конкуренции, экономической обстанов­ки, рынка специалистов, системы обучения, государственного ре­гулирования и др.

Таким образом, строится морфологическая схема проблем и на ее основе проводится анализ каждой проблемы с целью найти главную проблему, связать ее с другими.

Для того чтобы морфологическая схема была построена кор­ректно, следует использовать ряд операторов, посредством кото­рых можно проверять принадлежность проблемы к той или иной иерархической ступени или переходить с одной ступени на дру­гую при декомпозиции проблем.

Эти операторы имеют вид ключевых вопросов, ответ на кото­рые дает возможность переходить или переводить проблему на новую ступень морфологической схемы.

Любую проблему можно сформулировать в виде исходной про­блемы (ИП) — например, изменить распределение функций.

Первый оператор морфологического анализа: зачем это нужно? Это целевые установки (ЦУ) — создать инновационный климат, повысить профессионализм деятельности, обеспечить ритмич­ность работы.

Второй оператор морфологического анализа: как это можно сделать? Это механизм решения проблемы (МР) — издать общее распоряжение, изменить структуру лидерства (перераспределить персонал), использовать компьютерные программы, изменить структуру системы управления, обучить персонал.

Важно включить в морфологический анализ и декомпозицию причин возникновения проблем, причем дифференцируя причи­ны на внешние и внутренние. Вопрос: почему возникла проблема? (ВП). В нашем примере это могут быть изменения структуры информации, целей развития, стиля управления, возникновение отрицательных традиций, нерациональное использование техни­ки управления, снижение профессионального уровня. Внешними причинами могут быть социально-психологические перегрузки ур­банизированной жизни, дефицит или высокая стоимость компь­ютерной техники, общие изменения менталитета.

Морфологический анализ помогает не только глубже понять содержание проблемы, но и выбрать наиболее удачное решение, учитывая средства и методы, причины и последствия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.