Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деловые игры в исследовании систем управления




СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

СОСТАВ СПЕЦИФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Специфические методы исследования отражают специфику объекта исследования, его предмет и задачи.

Наиболее важными из них являются методы исследования документов, проведения модельного эксперимента, социологичес­ких исследований, а также методы тестирования, коллективного анализа, социометрических оценок, деловых и инновационных игр, методы имитационного моделирования.

Один из критериев выбора методов исследования — степень определенности ситуации или проблемы. При этом определен­ность проблемы характеризуют ее истоки, структура, содержание, типологическая принадлежность, сфера действительности, зре­лость, возможность относительного отграничения от других про­блем (признаки целостности).

Существуют минимальная, частичная и максимальная опреде­ленность проблемы. Каждая из них предполагает свой набор ме­тодов исследования.

 

Эффективность исследования с помощью документов зависит от состава документов, их содержания, формы и информацион­ной классификации. К сожалению, очень часто для получения наиболее ценных или даже просто надежных результатов исследования не хватает информации, потому что система документа­ции не предусматривает использование ее в целях исследования. В тех фирмах, где исследованию управления уделяется серьезное внимание и оно проводится регулярно, разрабатывают соответствующие формы фиксирования информации, регулирования ее объемов, структуры, сохранения для проведения исследования.

 

Одним из широко используемых методов исследования управ­ления является и метод социологического исследования. Он позво­ляет оценить состояние системы управления по факторам реальной деятельности персонала, его интересам и ценностям, отношению к существующим проблемам и пониманию этих проблем.

Социологические исследования бывают разнообразными — это и наблюдение, и интервьюирование, и анкетирование. Достаточ­но корректно подготовленные и проведенные социологические исследования дают богатую информацию для исследователя сис­тем управления.

 

Принято считать, что деловая игра — это способ обучения, раз­вития навыков и способностей выбирать и принимать управлен­ческие решения, стимулирование коммуникаций, проявление и развитие творческих способностей, обмен опытом, мотивирова­ние образовательной активности, позиционирование личности.

Однако можно назвать и еще одну функцию деловой игры — исследование посредством управленческого эксперимента. Дей­ствительно, деловая игра может быть не только методом обуче­ния, но и методом исследования управления — приведем деловую игру, которая наиболее ярко характеризует именно эту ее функ­цию.

Группу персонала управления разбивают на четыре подгруппы, каждая из которых выполняет определенные роли: государствен­ных служащих, профсоюзных работников, предпринимателей, менеджеров. В подгруппах должны осознать эти роли как сово­купность интересов профессиональной деятельности, согласован­ных с интересами общества и индивидуума. Уже обсуждение этих интересов дает много исследовательской информации. Можно ис­пользовать комплекс вопросов: как можно реализовывать эти ин­тересы? как решать проблемы их столкновения? конфликтные ситуации? почему различны интересы? в каких случаях они сбли­жаются и когда расходятся?

Далее задается ситуация состояния экономики и общественного развития в виде различной совокупности параметров — увеличение инфляции, падение производства, увеличение безработицы и др.

Далее всем участникам выдается одинаковый набор управлен­ческих решений (скажем, по 50 карточек), при помощи которых можно изменить ситуацию. Надо лишь, руководствуясь интере­сами своей подгруппы, выбрать по пять решений, наиболее при­емлемых в предложенной ситуации.

На следующем этапе предлагается вынести эти решения на общее обсуждение. Конечно, возникает столкновение решений, ибо интересы различны, и это определяет разные пути решения проблемы. Условия игры — поиск компромиссов посредством вза­имных уступок, убеждения, обсуждения последствий, объяснения интересов, анализа объективных зависимостей и пр. Три решения должны быть общими, два могут расходиться. Руководитель де­ловой игры может предлагать дополнительные варианты решений, корректировать обсуждение и поиск компромисса.

Такая деловая игра является не только средством обучения, но и экспериментальным исследованием. В процессе ее системати­ческого проведения можно обнаружить новые закономерности управления, организационного поведения, коммуникационной деятельности, проявления лидерства, формирования искусства управления, решения конфликтных ситуаций и пр.

Практика убеждает в эффективности такого экспериментиро­вания. Таким образом можно исследовать не только общеэконо­мические проблемы, но и проблемы фирмы: сформировать груп­пы акционеров, менеджеров, инженерно-технического персона­ла, работников и провести эту ролевую игру, исследуя стратегию фирмы, антикризисное управление, конкуренцию, научно-техни­ческий прогресс, социальное развитие.

Итак, экспериментирование не чуждо исследованию управле­ния и эксперимент может быть весьма эффективным методом объяснения неизвестных и непонятных ситуаций, поиска новых решений, предвидения будущего, определения объективных тен­денций развития в этой области.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.