КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перспективы развития железнодорожного транспорта в России
В последние 15-20 лет в экономике развитых стран мира произошли существенные изменения. Эти изменения, затрагивающие и Россию, характеризуются тем, что в хозяйственную практику предприятий стали внедряться новые методы и технологии доставки товаров, базирующиеся на концепции интеграции транспорта и материально-технического обеспечения, на развитии новейшей техники в области информатики и коммуникаций. Можно утверждать, что с рубежа 80-90-х гг. прошлого столетия началось органическое срастание транспорта с обслуживаемым производством, превращение его в звено единой системы «производство — транспорт — распределение». Новый подход к транспорту приводит к необходимости развития и совершенствования его производственной деятельности, в первую очередь, направленной на удовлетворение потребностей общества во всех видах транспортных услуг. В этой связи основными направлениями стратегии развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года являются: • совершенствование транспортной инфраструктуры на основе развития опорной транспортной сети. Для обеспечения целостности и единства страны, ликвидации диспропорций в развитии регионов и развития единого экономического пространства необходима единая опорная транспортная сеть. Под опорной транспортной сетью понимается совокупность путей сообщения и транспортных узлов, обеспечивающих устойчивую взаимосвязь крупнейших населенных пунктов, экономических центров и основные внешнеэкономические связи, пространственное и функциональное единство транспортной системы. Опорная сеть должна формироваться на основе единого долгосрочного плана, разработанного на научной основе в увязке со стратегическими приоритетами социально-экономического развития государства. При этом для европейской части России стоят задачи модернизации и развития опорной транспортной сети, а для азиатской части — ее дальнейшего формирования; • повышение эффективности системы товародвижения. Масштабы российской территории обуславливают значительно более высокий относительный уровень удельных транспортных издержек в национальной экономике в сравнении с другими развитыми странами. Это связано, прежде всего, с тем, что технико-экономические характеристики большинства эксплуатируемых транспортных средств, поставляемых транспортным машиностроением, существенно ниже мирового уровня, а также существенно отставание в применении транспортных технологий на стыках различных видов транспорта. Следствием этого на внутреннем рынке имеют место недостаточное качество предоставляемых услуг, сохранение недопустимых показателей транспортной аварийности и негативного экологического воздействия транспорта. На международных транспортных рынках в условиях постоянного ужесточения технических требований к транспортным средствам наблюдается снижение конкурентоспособности отечественных перевозчиков; • формирование экспортной транспортной инфраструктуры. Стратегическим интересам России отвечает реализация ее транзитного потенциала, развитие экспорта транспортных услуг. Использован и транзитного потенциала должно быть не только приоритетом развития транспортной системы, но и самостоятельным направлением роста экономики. Решение этой задачи возможно только на основе формирования транспортной инфраструктуры мирового уровня, в первую очередь, международных транспортных коридоров, создание прочного основы для интеграции России в мировую транспортную систему укрепление стратегической конкурентной позиции российской экономики. Под международным транспортным коридором (МТК) понимается совокупность магистральных транспортных коммуникации с соответствующим обустройством, связывающих различные страны имеющих вследствие этого международное значение, на которых осуществляется скоординированное взаимодействие различных видов транспорта, обеспечивающих ускоренные и качественные перевозок грузов на этих направлениях с высоким уровнем сервисного обслуживания клиентуры на основе единого сопроводительного документа и сквозной ставки тарифов; • повышение доступности транспортных услуг для населения и хозяйствующих субъектов. Доступность транспортных услуг относится к числу важнейших параметров, определяющих качество жизни населении в любой стране мира. Повышение доступности означает, в первую очередь, удовлетворение потребностей населения по передвижению, повышение ценовой доступности социально значимых услуг; • повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы. Традиционная система безопасности транспортного процесса должна быть дополнена комплексом мер по обеспечению общенациональной и антитеррористической безопасности на транспорте, исходя из долгосрочного и глобального характера угрозы терроризма, а также учитывая необходимость постоянной международной координации действий в данной сфере. Для реализации указанных выше направлений модернизации транспорта, а также в целях комплексного решения проблем развития железнодорожного транспорта Правительством Российской Федерации в 2001 году была принята «Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте». Реформирование федерального железнодорожного транспорта предусматривает поэтапное вхождение железнодорожного транспорта в рынок транспортных услуг, коммерциализацию отрасли, сокращение монопольного сектора на железнодорожном транспорте;. Задачами структурной реформы являются: повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития; формирование единой гармоничной транспортной системы страны; снижение совокупных затрат на перевозки грузов; удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом. Реформа осуществляется на принципах сохранения единой государственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления за хозяйствующим субъектом — ОАО «РЖД», а также государственного контроля за деятельностью железнодорожного транспорта. Структурная реформа предполагает три этапа. На первом этапе реформы осуществляете разделение функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности с одновременным выделением из монопольной структуры конкурентных видов деятельности. На втором этапе реформы должны быть отработаны управленческие аспекты деятельности и взаимоотношений вновь образованных субъектов рынка с пользователями услуг и другими транспортными операторами. На третьем этапе реформы должны быть решены задачи разделения инфраструктуры железных дорог на ремонтный и эксплуатационный комплексы, преобразования компаний дальних пассажирских перевозок в открытые акционерные общества.
2. Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструктуры рынка, "физически" реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой — он сам как субъект рынка продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров. Различные виды транспорта могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортных рабочих является трудом производительным, он создает национальный доход, увеличивает общественное богатство, измеряемое в стоимостной форме. Доля транспортных издержек в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства составляет 15—20%, достигая по некоторым грузам 45—50%. Вместе с тем транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства. Во-первых, транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Процесс производства продукции заканчивается тогда, когда она доставлена к месту потребления, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства, начатого в промышленности и сельском хозяйстве. Конечный результат производства реализуется у потребителя, этим и определяется отношение к транспорту работников промышленности и сельского хозяйства, их забота об условиях перевозки своей продукции, улучшении показателей использования подвижного состава и экономии транспортных затрат. Во-вторых, продукция транспорта — перевозка грузов и пассажиров — неотделима от процесса транспортного производства. Ее нельзя накопить, создать ее запасы. Поэтому проблема резервов на транспорте состоит в создании не запасов продукции, а резервов пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по районам транспортной сети затруднительно и накладно, а часто невозможно, поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно, и в первую очередь на направлениях с быстрорастущими перевозками. У В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля заработной платы в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта. Поэтому важнейшее значение для снижения себестоимости перевозок имеет увеличение производительности труда, улучшение использования транспортных средств, особенно подвижного состава, сокращение расхода топлива и электроэнергии на единицу перевозочной работы. В-четвертых, кругооборот средств, выделяемых на развитие транспорта, отличается от кругооборота средств, направляемых на развитие промышленности и сельского хозяйства. На транспортном рынке реализуется не товар в виде новой вещи, а сам производственный процесс транспортной промышленности, следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной продукции, конечному результату транспортной деятельности, но и непосредственно к транспортному производственному процессу. Особое значение имеют ускорение и бесперебойность транспортного процесса, сокращение сроков доставки и улучшение сохранности грузов, безотказность в работе всех звеньев транспортного конвейера, повышение качества работы каждого рабочего, бригады, каждого предприятия, производственного объединения, каждого вида транспорта и транспортной системы в целом. Транспорт является одной из отраслей экономической инфраструктуры, которая, кроме всех видов магистрального транспорта, включает в себя энергетику, связь, коммунальное хозяйство (водоснабжение, канализацию, удаление твердых отходов), а также такие инженерные сооружения, как плотины, сети ирригационных и дренажных каналов. Понятие инфраструктуры служит, таким образом, общим понятием для обозначения многих видов деятельности. Термин "инфраструктура" (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение) употребляется для обозначения комплекса составных частей общего устройства экономической жизни, носящих подчиненный характер и обеспечивающих нормальную деятельность экономической системы в целом. Уровень развития транспорта в стране в определенной мере определяет уровень развития ее цивилизации. Поэтому недооценка значения транспорта в государстве может весьма отрицательно сказаться на экономике страны. Непосредственно с транспортом связана работа многих отраслей народного хозяйства: машиностроения (автомобиле-, локо-мотиво-, вагоно-, судо- и авиастроения), топливоэнергетики, металлургии и др. Транспорт ежегодно потребляет примерно 18% дизельного топлива, 6% электроэнергии, 10% лесоматериалов, 4% черных металлов. Транспорт способен существенно влиять на экономический рост, расширение торговли, повышение уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда, сокращая время доставки грузов или проезда до места работы. Транспорт активно влияет на окружающую среду, причем это воздействие носит в основном негативный характер. Так, на долю транспорта в общем валовом выбросе в атмосферу всех продуктов производственной деятельности приходится 40%, в. том числе основную долю загрязнений (более 80%) дает автомобильный транспорт. Из этого следует, что практически уменьшение загрязнения атмосферного воздуха транспортом во многом определяется решением экологической проблемы на автомобильном транспорте. Темпы развития транспорта должны соответствовать экономическому росту. По данным зарубежных исследователей, рост валового внутреннего продукта в большинстве стран мира сопровождается пропорциональным увеличением стоимости основных фондов транспорта. Таким образом, по мере развития экономики страны транспортная отрасль должна изменяться в соответствии с динамикой спроса на транспортные услуги. Существует и обратная взаимосвязь, т. е. транспорт оказывает воздействие на экономическое развитие, являясь если не двигателем, то, по крайней мере, "колесами" экономической активности. Однако специальными исследованиями установлено, что инвестиции в одну лишь транспортную отрасль или даже во всю инфраструктуру не гарантируют роста экономики. Успех зависит прежде всего от экономической политики государства в целом.
Экономические условия функционирования железнодорожного транспорта Транспорт, в том числе железнодорожный, является частью инфраструктуры рыночной экономики, важной составляющей товаропроводящей сети и как субъект рынка продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров. Эффективное функционирование железнодорожного транспорта как системы определяется качеством управления, способностью своевременно создавать условия для высокой мобильности и развития с требуемыми технико-экономическими показателями, а также обеспечивать конкурентоспособность отрасли в целом и отдельных ее подсистем. Конкуренция, являясь главным элементом механизма рыночной системы, одновременно представляет собой некую среду, в которой находится данная система и вне которой она функционировать не может. Конкуренция обеспечивает единство действий всех элементов рыночного механизма, объединяя все хозяйствующие субъекты, конкурирующие между собой, навязывая им одну и ту же игру или обязывая их играть по одним и тем же, единым для всех, правилам. Конкурентами железнодорожного транспорта на транспортном рынке в большей степени являются автомобильный, речной и трубопроводный транспорт. Более 70% железных дорог дублируются автомобильными дорогами федерального значения. Железнодорожные перевозки комплектующих и готовой продукции нередко объективно проигрывают и конкурентоспособности автомобильному транспорту при дальность и перевозок до 800 километров. В ряде сегментов рынка грузовых перевозок существует серьезная конкуренция с речным транспортом, м результате чего на отдельных направлениях с открытием навигации объемы перевозок железнодорожным транспортом снижаются в несколько раз. Перевозка нефтеналивных грузов является сферой конкуренции с трубопроводным, морским и речным транспортом. При выполнении пассажирских перевозок на дальние расстояния железнодорожный транспорт общего пользования конкурирует с авиационным транспортом, при осуществлении пригородных и межобластных перевозок — с автомобильным и в некоторых случаях с речным транспортом. Конкуренция развивается и на самом рынке железнодорожных перевозок, так как наряду с ОАО «РЖД» работают независимые перевозочные компании, в распоряжении которых на начало 2006 г. находилось около трети парка грузовых вагонов. В целом они выполняют более 20% грузовых перевозок, причем в наибольшей степени высокодоходных: нефти и нефтепродуктов, минеральных удобрений, автомобилей, металлоизделий. Конкурентоспособность в сфере транспорта связывается с качеством, надежностью, устойчивостью, эффективностью функционирования, а также ценовыми параметрами для потребителей и контрагентов. Железнодорожный транспорт является отраслью хозяйства, в которой большое значение имеет не только улучшение экономических и финансовых результатов работы, но и влияние на результаты работы других отраслей. Взаимодействие железнодорожного транспорта с другими отраслями развивается в направлении повышения качества перевозочного процесса, расширения перечня предоставляемых услуг и, как следствие, привлечения дополнительных объемов перевозок. Таким образом, объем перевозок определяется как объемом производства, так и качеством транспортного обслуживания, что особенно актуально в условиях конкуренции. Развитие в стране рыночных отношений неизбежно формирует рынок перевозок грузов и сопутствующих им услуг. Перспективными для железнодорожного транспорта следует считать услуги, значительным образом расширяющие круг потребителей транспортной продукции и позиции железнодорожного транспорта на рынке перевозок. Основой для оценки конкурентоспособности транспортной продукции служит исследование потребностей потребителей. Для объективной оценки конкурентоспособности своей транспортной продукции и на рынке перевозчик должен при анализе использовать те же технико-экономические показатели, которые использует потребитель. Для численной оценки конкурентоспособности транспортной продукции можно использовать следующие показатели. К качественным показателям относятся: 1.доступность 2.регулярность (ритмичность) перевозок; 3.сохранность перевозимых грузов (обеспечение минимальных суммарных потерь клиентов); 4.комплексность (сочетание перевозочного процесса с транспортно-экспедиционным обслуживанием и дополнительными услугами); 5.безопасность (минимальная вероятность ущерба при перевозках); 6. скорость доставки; 7.надежность работы устройств; 8.Комфортабельность Для повышения конкурентоспособности железнох рожного транспорта важным фактором являются снижение себестоимости перевозок и повышение их доходности. В связи с этим к основным экономическим показателям, определяющим уровень тарифов железнодорожного транспорта, относятся: производительность труда, себестоимость перевозок, прибыль, рентабельность, фондоотдача.
Элементы перевозочного процесса и их технологическая связь
Совокупность различных операций, выполняемых с грузами при доставке их со складов отправителей и пунктов отправления до пунктбв назначения и складов получателей, входит в понятие перевозочного процесса. Это понятие распространяется как на перевозки одним видом транспорта, так и с участием нескольких его видов. Элементы перевозочного процесса и их сочетания меняются в зависимости от конкретных условий, но в общем виде последовательность этих элементов можно представить таким образом: накопление груза на складах грузоотправителей и подготовка его к от п р а в л е н и ю в наиболее транспортабельном.виде с целью обеспечения сохранности и лучшего использования вместимости и грузоподъемности транспортных средств; транспортно-экспедиционные операции по доставке груза на станцию или порт, оформление перевозочной документации; прием груза к отправлению, взимание провозных плат и сборов, накопление груза (при необходимости), хранение до погрузки его в транспортные средства; погрузка груза в транспортные средства и выполнение операций с подвижным составом до отправления его со станции или из порта; движение подвижного состава с грузом от пунктов отправления до пунктов назначения с участием одного или нескольких видов транспорта, с перевалкой груза или бо;» нее, с оформлением соответствующих документов п пунктах перехода с одного вида транспорта на другой; операции в пункте назначения с подвижным составом до подачи под выгрузку груза; выгрузка груза из транспортных средств и оформление его выдачи транспортно-экспедиционной организации или непосредственно получателям; доставка груза со станции или из порта получателям., В зависимости от принятой схемы доставки количества перегрузок и участвующих видов транспорта перевозочный процесс упрощается или усложняется. Упрощение процесса достигается, например, при отправлении груза с подъездных путей отправителя и выгрузке в пункте назначения на подъездных путях получателя или при погрузке и выгрузке его в пути следования по прямому варианту (вагон — судно, вагон — автомобиль), минуя складские операции. К показателям качества выполнения перевозочного процесса относятся: сроки доставки груза получателям; уровень использования подвижного состава по времени, грузоподъемности, вместимости; величина удельных затрат на транспортирование груза; степень удовлетворения потребности народного хозяйства в перевозках; уровень сохранности груза и его качеств. При участии в перевозке груза нескольких видов транспорта большое значение имеет обеспечение ритмичности перевозочных и грузовых операций. Существенное влияние на технологию перевозочного процесса и работу перегрузочного пункта оказывает характер организации грузопотоков (календарное планирование отправки грузов в пункты перевалки; продвижение их по специальным ниткам графика; сквозная маршрутизация перевозок, основанная на концентрации поступления груза в пункты перевалки, увязанная с грузоподъемностью подвижного состава и его количеством; единые технические процессы в транспортных узлах и др.). Совершенствование перевозочного процесса базируется также на координации работы и взаимодействии эксплуатационной деятельности всех видов транспорта (кооперированное использование транспортных ресурсов, согласованное развитие технических средств в пунктах перегрузки, рациональная комплексная организация вагоно-, судо- и автомобилепотоков, широкое применение бесперегрузочных сообщений, внедрение единых технологических процессов работы портов, железнодорожных станций и автомобильных хозяйств, организация полной и четкой взаимной информации, внедрение единого оперативного планирования). Нарушения координации и взаимодействия приводят к задержке доставки грузов, росту простоев подвижного состава, увеличению транспортных затрат народного хозяйства.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |