Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в экономику

1. Сущность экономики. Три основополагающих вопроса, три пробле­мы экономики.

2. Формы и методы экономического хозяйствования.

3. Рыночная экономика. Сущность, классификация рынков.

4. Основные законы рыночной экономики.

Вопрос 1. Каждый из нас на определенном этапе жизненного пути ставит перед собой и пытается ответить на вопросы: для чего нужна экономи­ка? что заставляет каждого из нас изучать экономику? Ответ можно сформу­лировать следующим образом: экономика необходима для того, чтобы знать. Знать для того, чтобы видеть. Видеть для того, чтобы грамотно действовать в любой экономической ситуации.

 

 

Применительно к конкретному субъекту хозяйствования персонал должен знать, какими ресурсами он располагает для осуществления конкретного про­изводства, как грамотно используются данные ресурсы, и видеть приоритеты их рационального использования с целью получения конкурентоспособной продукции, работ, услуг.

В узком понимании экономика означает ведение дома (домашнего хозяй­ства). Казалось бы, все просто. Однако под понятием дома, домашнего хозяйства следует понимать не только экономические отношения на уровне отдельно взятого дома семьи (человека). Под домом следует понимать предприятия (субъек­ты хозяйствования), отрасли, регионы, государство.

 

 

В современном понимании экономика - это наука, изучающая и определя­ющая наиболее эффективные пути использования производительных сил (тру­да, земли, капитала) на уровне субъектов хозяйствования, отраслей, регионов, государства, межгосударственном уровне с целью получения средств (финансо­вых ресурсов), обеспечивающих расширенное воспроизводство материальных и других благ для осуществления эффективной человеческой деятельности.

Для достижения цели, вытекающей из данного определения, специалистам лесного комплекса требуется решать следующие основные задачи:

1) уяснить сущность и структуру ресурсного потенциала (отрасли, предприятия) и направления его рационального использования;

2) знать сущность и структуру основных и оборотных средств, пути их

рационального формирования и использования;

3) овладеть методикой формирования издержек производства на лесохозяйственной, заготовительной, деревообрабатывающей и стадии реализа­ции продукции;

4) знать сущность и структуру экономического механизма хозяйствования;

5) знать сущность планов, планирования, методы и принципы;

6) знать и эффективно применять с учетом складывающейся экономичес­кой ситуации систему ценообразования на продукцию, работы, услуги;

7) применять рациональные формы мотивации труда персонала, направ­ленные на производство конкурентоспособной продукции, работ, услуг;

8) овладеть основами финансово-кредитных отношений в лесопромыш­ленном комплексе;

9) умело использовать преимущества кооперативных форм организации производства и труда и другие направления;

10)овладеть основами эффективного управления предприятиями в условиях рыночной экономики.

 

 

Предмет экономики как науки - изучение экономических отношений участников лесопромышленной деятельности на стадиях производства, пере­работки и реализаций продукции.

Если рассмотреть направления проявления экономических отношений и ре­шаемых экономикой задач, то к основным из них можно отнести:

 

 

1) изучение цен на труд, землю, капитал, и как оно используется для раз­мещения производительных сил по территории регионов и государства;

2) исследование финансовых рынков и анализ распределения капитала в эко­номике (по субъектам хозяйствования, отраслям, регионам);

3) анализ влияния государственного регулирования экономики на эффек­тивное состояние рынков (местном, региональном, государственном, межго­сударственном);

4) исследование влияния государственных расходов, налогов, бюджета на эффективность экономики государства;

изучение влияния изменения объемов производства конкурентоспособ­ной продукции на благосостояние населения и государства;

5) изучение межгосударственных экономических отношений и их влияние на состояние экономики отраслей и государства;

7) исследование динамики экономического роста и спада и определение приоритетных направлений развития экономики;

8) выработка эффективного экономического механизма (механизмов) для ра­ционального управления предприятиями, отраслями, регионами и государством.

Можно привести и целый ряд других направлений, эффективное разви­тие которых невозможно осуществить без знаний проявления экономиче­ских законов и последствий принимаемых экономических решений на всех иерархических уровнях.

Вот почему не только экономисту, но и всем специалистам народного хозяй­ства и всему населению, необходимо знать, постоянно расширять и грамотно использовать экономические познания в своей повседневной жизни и работе.

Передовой отечественный и зарубежный опыт подтверждает, что узкий технический специалист при слабом знании экономики может реали­зовать себя в данной отрасли лишь на 45-50 %, а при соответствующих познаниях в экономике реализует себя на 100 %, т. е. он будет являться конку­рентоспособным специалистом и соответствовать современным требованиям рыночной экономики.

Любой человек, а тем более специалист любой отрасли и любого уровня, начинает свой рабочий день с экономики.

 

Следует учитывать, что на протяжении всей человеческой истории, при лю­бой общественно-экономической формации, в любом государстве экономика решала, решает, будет решать и отвечать на три основополагающих вопроса, три проблемы экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить?

 

 

Первая составляющая — что производить? означает, какая продукция, товары, работы, услуги востребованы населением и другими потребителями в данное время и в данном месте.

Вторая составляющая — как производить? - означает, какую технику, ма­шины, оборудование, технологии следует иметь и применять с целью производ­ства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках товаров, работ, услуг. Данная составляющая одновременно определяет и направления науч­но-технического (инновационного) развития.

Третья составляющая - для кого производить? - означает максимально полное удовлетворение потребителей (всех слоев населения: детей, молодежи, людей среднего возраста, пенсионеров и др.) широким ассортиментом доступ­ной по цене, потребительским свойствам и экологической безопасности това­ров, работ, услуг.

 

Возникает закономерный вопрос: что заставляет человека работать по любым направлениям деятельности (таким, как производство материальных благ, наука, искусство, образование, медицина, культура и т. д.), искать и при­водить в действие резервы, имеющиеся в любой отрасли и у субъекта хозяй­ствования для повышения производительности (эффективности) труда, т. е. при минимально допустимом использовании земельных, трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов производить больше конкурентоспособ­ной продукции, товаров, работ, услуг.

 

 

Ответов на данную проблему можно привести много: в организационном, экономическим, технико-технологическом, экологическом, правовом, социаль­но-психологическом и других направлениях. Но всех их можно объединить в две большие группы. Первая - потребности человека и человеческого обще­ства, которые, по сути, являются безграничными.

Ученый-экономист-социолог Абрахам Маслоу выделяет пять основных групп потребностей:

- физиологические (в еде, сне и др.);

- безопасность (чувство защищенности на протяжении всей жизни человека);

- социальные (потребность в дружбе, любви, духовной близости и др.);

- уважение (признание со стороны других, самоуважение);

- самореализация (реализация собственного потенциала через личные до­стижения в различных сферах человеческой деятельности).

При этом каждый последующий уровень потребностей будет возникать на

базе полного удовлетворения предыдущего уровня потребностей. Хотя чет­кую грань провести между ними невозможно. Поэтому нужно стремиться че­рез решение экономических вопросов удовлетворять одновременно весь ком­плекс перечисленных потребностей.

 

 

Вторая группа - недостаточное или полное отсутствие в данном государ­стве ресурсов и средств для удовлетворения имеющихся и постоянно возника­ющих новых потребностей. Например, Беларусь очень бедна необходимыми запасами минерально-сырьевых ресурсов. Так, обеспеченность нефтепродук­тами за счет собственных источников добычи сырья удовлетворяется лишь на 10-12 %. Поэтому недостающее их количество приходится экспортировать из других государств. И это определяет потребность более рационально и эффек­тивно использовать имеющиеся собственные сырьевые ресурсы, например, лес, через его глубокую механическую, химическую и химико-механическую переработку.

Вопрос 2. Для эффективного хозяйствования экономическая наука и передовая практика выработали соответствующий хозяйственный (эконо­мический) механизм, под которым следует понимать систему экономических рычагов и методов, которые должны обеспечить соответствие производствен­ных (экономических) отношений характеру развития производительных сил на уровне субъектов хозяйствования, отраслей, регионов, государства и меж­государственном в вопросах производства, обмена и потребления материаль­ных и других благ.

Основными составляющими экономического механизма являются; плани­рование, ценообразование, мотивация труда, финансово-кредитные отношения, управление, конкуренция, т. е. все основные направления экономики, которые нам предстоит изучить и уметь адаптировать в практической деятельности.

Следует отметить, что применяющийся экономический механизм в на­стоящее время является несовершенным. В то же время эффективный эконо­мический механизм - одно из важнейших направлений устойчивого развития экономики. Вот почему руководители и специалисты народного хозяйства должны знать его сущность, а в отношении любого субъекта хозяйствования, любой отрасли рационально применять преимущества эффективного эконо­мического механизма и целесообразно пользоваться ими.

Под формами следует понимать различные категории, через которые в хозяйственной жизни проявляется действие экономических законов - раз­личные виды планов, их показатели, нормы и нормативы, заработная плата, премии, экономические оценки ресурсов, цены, налоги, прибыль, финансы, кредиты и др.

Под методами хозяйствования понимаются способы воздействия на произ­водство, в процессе которого используются перечисленные выше формы - пла­нирование, хозрасчет, мотивация, ценообразование, нормирование и др.

Все многообразие форм и методов хозяйствования можно разделить на две основные группы:

- административные, которые основаны на авторитете власти руководи­теля и по своей природе носят принудительный (директивный) характер. При этих методах руководитель прямо и непосредственно воздействует на подчи­ненные хозяйственные звенья, группы людей, отдельных работников. Инстру­ментами административного руководства являются централизованные плано­вые задания, постановления, приказы, распоряжения, указания, инструкции;

- экономические - это методы косвенного (опосредованного) воздействия на экономику. Они базируются на использовании экономических (материаль­ных) интересов - коллективных и личных. Инструментами экономическогс руководства являются рычаги и стимулы - коммерческий расчет (хозрасчет), материальная заинтересованность, заработная плата, премии, цена, прибыль, дивиденды и др.

Следует отметить, что в практике имеет место применение и тех, и дру­гих методов, в зависимости от складывающейся экономической ситуации Искусство управления любого руководителя и специалиста любой отрасли. в частности в лесном хозяйстве, с учетом данной экономической ситуации - най­ти рациональное соотношение экономических и административных методов. При этом следует учитывать, что любым человеком, персоналом любого субъек­та хозяйствования (и вообще всеми людьми) двигают две группы факторов: группа факторов страха (страх потерять работу, отсутствие жилья, требуемо­го уровня материальных благ, неполучение должного уровня образования, от­сутствие самореализации и др.) и группа факторов интереса (экономические: достойная мотивация труда, удовлетворенность работой, руководителями, спе­циалистами предприятия, сложившимся благоприятным климатом в коллек­тиве и др.; духовные, физические, психологические, интеллектуальные и др.).

Специалистам очень важно для достижения высоких конечных результа­тов производства, а равно и других, в своей повседневной работе отдавать при­оритет факторам экономического интереса. Именно через экономический ин­терес персонала и уважение можно достичь значительно больших успехов при данном организационном и технико-технологическим уровнях производства.

Вопрос 3. Эффективно работать в рыночной экономике возможно лишь при глубоком знании и понимании сущности рыночной экономики, структу­ры рынков, основных законов рынка.

Рынок - это саморегулируемая система экономических отношений, базиру­ющаяся на максимальной экономической свободе производства, обмена и гютре-бления материальных благ В широком понимании эффективный рынок - это. прежде всего, активизация и постоянное совершенствование производимых товаров, работ, услуг, совершенствование производства, активизация усилий по сбыту продукции и других факторов, направленных на максимальное удов­летворение потребителей конкурентоспособной продукцией.

Многообразие рыночных отношений - сложная структура производителей и потребителей продукции, постоянные преобразования в производстве, реа­лизации товаров, работ, услуг, взаимосвязь спроса и предложения определяют потребность классификации рынков. Рассмотрение их в определенной после­довательности формирует систему рынков, базирующуюся главным образом на определенной деятельности их участников. В практике различают: произ­водственные, непроизводственные, финансовые и интеллектуальные рынки. Кратко раскроем их суть.

Производственный рынок - это часть рынка, обслуживающая совокуп­ность отраслей материального производства и интересы общества, удовлетво­ряя потребность в средствах производства и предметах потребления. В свою очередь, производственный рынок подразделяется на рынок средств производ­ства и потребительский рынок.

Рынок средств производства — это сфера товарного обращения, отражаю­щая экономические отношения между товаропроизводителями и потребите­лями, продавцами и покупателями, направленные на осуществление купли-продажи материальных ресурсов основного производства: сырья, материалов, топлива, оборудования, машин, техники и т. д.

Потребительский рынок — это рынок товарного обращения, где осуществля­ется купля-продажа предметов потребления для личных и коллективных нужд.

Рынок рабочей силы - это сфера купли-продажи на основе отношений между покупателем рабочей силы (работодателем) и продавцом способностей к разнообразным видам труда, которыми обладает человек.

Финансовый рынок — это система операций по ссудам и займам, купля-продажа иностранной валюты, обмен ценных бумаг, процентных бумаг и дру­гих операций. Финансовый рынок подразделяется на рынок капитала, рынок ценных бумаг, валютный и ссудный рынок.

Рынок капитала отражает формирование финансовых ресурсов для инве­стиционной деятельности в отраслях народно-хозяйственного комплекса.

Рынок ценных бумаг удовлетворяет спрос на банковские ссуды для финан­сирования инвестиций товаропроизводителям, у которых возник дефицит до­ходной части бюджета.

Интеллектуальный рынок включает научно-исследовательские, опытно-кон­структорские, технические, технологические и другие разработки, новые идеи и т. д.

По территориально-географическому признаку различают внутренний и внешний рынки.

Внутренний рынок бывает л^естны.'И, региональным, национальным.

Внешний рынок делится на приграничный и мировой.

Разделение товарного обращения на рынок продавцов и покупателей опре­деляется сложившейся экономической ситуацией на данном рынке.

Рынок покупателя отражает ситуацию, когда предложение опережает спрос, т. е. на рынке наблюдается избыток товаров, работ, услуг, что вынуждает товаропроизводителей корректировать цены в интересах покупателя.

Рынок продавца отражает ситуацию, когда спрос опережает предложение, т. е. наблюдается дефицит товаров. В этом случае цены корректируются в инте­ресах продавца.

Кроме этого, имеет место рынок промежуточных продавцов (посредников).

Товаропроизводители часто прибегают к услугам посредников или по­среднических организаций, которые специализируются на реализации опре­деленных видов продукции на различных рынках. Они, как правило, владеют каналами сбыта и влияют на объемы реализации, цены, конкурентоспособ­ность товаров, работ, услуг и, как результат, на экономическое положение то­варопроизводителей.

Вопрос 4. Эффективное функционирование любой экономической сис­темы определяется рядом основополагающих законов, которые формируются независимо и самопроизвольно на определенных укладах социально-эконо­мического развития, видоизменяются независимо от желания и стремления отдельных людей во взаимосвязи с организацией, прогрессом общества и со­циально-экономическими отношениями.

Они выражают типичные устойчивые, повторяющиеся причинно-след­ственные связи и зависимости, характерные признаки общественно-экономи­ческой организации. Знание и соблюдение объективных экономических зако­нов рыночной экономики позволяет прогнозировать ожидаемые результаты производства и возможные изменения в зависимости от складывающейся эко­номической ситуации на внутреннем и внешнем рынках.

К числу основополагающих законов относят следующие.

1. Закон стоимости - всеобщий закон, означающий, что все в экономи­ке отраслей и предприятий, организации производства и управлении тру­довыми процессами имеет свою экономическую оценку и стоимость. Закон стоимости - это основа основ экономики. Без его учета невозможно организо­вать эффективное производство. Ничего не может быть вне стоимости. Даже кажущиеся малозначимые факторы, которыми часто пренебрегают в жизни и на производстве, имеют свою стоимость (случайные простои, затянутые процессы труда во времени, нарушение сроков изготовления продукции, не­рациональное использование ресурсов и др.), поскольку в их образование вло­жены энергия, труд, капитал и другие ресурсы.

2. Закон спроса определяет смысл любого производства. Без его учета любое производство оказывается не только бессмысленным, но и несостоятельным.

3. Закон предлоэ^сения предполагает прямую связь между ценой и количе­ством предлагаемого продукта. Чем выше цена предложения, тем ниже объ­емы потребления и наоборот.

4. Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что начи­ная с определенного периода производство дополнительных единиц продук­ции приносит как производителю, так и потребителю постоянно уменьшаю­щееся удовлетворение.

5. Закон определяющего влияния минимального ресурса состоит в том, что ресурс, несоответствующий нормативному размеру для производства конкрет­ного вида продукции, оказывает наибольшее негативное влияние на резуль­таты производства.

Требуется знание и учет общих экономических законов, таких, как закон экономии времени, закон опережающего темпа роста производительности труда над темпом роста заработной платы и др.

В заключение следует отметить, что эффективная работа персонала лю­бого субъекта хозяйствования по производству конкурентоспособной продук­ции определяет объективную потребность приобретения будущими специ­алистами глубоких знаний о сущности экономики, решаемых ею задач учета объективных законов рыночной экономики.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отпускная хрупкость стали | Основные правила успеха руководителя
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.