Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные подходы к изучению семьи




Читайте также:
  1. I. Основные задачи
  2. I. Основные категории страхования.
  3. I. Основные показатели вариации
  4. I. Основные положения
  5. I. Основные этапы развития знаний об эндокринных железах.
  6. I. Сущность и основные функции перестрахования.
  7. I.3. Основные принципы психологии.
  8. II. Основные задачи и функции
  9. II. Основные направления реформы
  10. II. Основные направления улучшения использования ОФ и производственных мощностей.
  11. II. Основные направления улучшения использования ОФ и производственных мощностей.
  12. III. Основные способы формирования муниципального имущества

 

Подходы к исследованию семьи Исследователи Основные направления исследовательской работы
Деятельностный И.В. Гребенников, О.Р. Кунц, А.Я. Студенте В процессе взаимодействия школы и семьи школе отводится главенствующая, доминирующая роль. Школа - организатор сотрудничества с родителями
Подход с позиции «теории конфликтов» Н. Смелзер, М.Н. Буянов, В.А. Сысенко, Д.Г. Скотт, А. Фуруган Рассматриваются деструктивные и конструктивные аспекты конфликтных ситуаций, возникающих в семье
Системно-структурный К. Витек, И.В. Бестужев-Лада, СИ. Голод, А.Б. Орлов, И.А. Вальков-ская, А.С. Макаренко Характеристика типов семейных взаимосвязей
Социологический А.Г. Харчев, O.K. Васильева, З.А. Янкова, Т. Парсонс, Р. Бэйлз, А.И. Антонов, Ю.В. Василькова Анализ социальной сущности семьи и характер ее взаимодействия с другими социальными институтами общества
Функциональный М.С. Мацковский, А.П. Заостровцев, А.Г. Хрипкова А.И. Антонова, В.М. Медков Определение функций семьи, направлений работы школы в процессе взаимодействия с семьей
Ценностный Л.М. Архангельский, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, А.В. Петровский, B.C. Собкин, И.В. Власюк. Г.В. Иванова Анализ внешних и внутренних сторон процесса взаимодействия школы и семьи, актуализация субъектной позиции всех участников этого процесса

В науке существует множество различных подходов к исследованию семьи (см. табл. 1). Рассмотрим некоторые из них.

Функциональный подход классифицирует основные функции современной семьи:

• репродуктивная,

• воспитательная.

• хозяйственно-бытовая,

• экономическая,

• коммуникативная,

• функция первичного социального контроля,

• духовного общения,

• организации досуга,

• психотерапевтическая,

• гедонистическая (сексуальная).

При исследовании семьи как социального института в рамках данного подхода учеными используются такие понятия как «общественные потребности в сфере брачно-семейных отношений», «социальные функции семьи», «успешность функционирования семьи» и т.п. Семья исследуется в русле основного направления - функционализма, сторонники которого анализируют семью сточки зрения ее функций или социальных потребностей, которым она служит. Следует отметить, что функции семьи-явление историческое: изменения, происходящие в обществе, вызывают исчезновение или появление новых функций (например, ученые в современной российской семье рассматривают еще недавно не упоминавшуюся функцию сохранения и преумножения богатства).

Системно-структурный подход подвергает подробному анализу такие понятия как «семейная структура», «качество брака», «потребность в детях», «успешность воспитания», «семейная власть и лидерство», «исторический тип семьи».



К числу наиболее исследуемых проблем с точки зрения данного подхода следует отнести:

• классификацию ценностей супружества;

• типологию факторов риска, вызывающих развод;

• типологию супружеских конфликтов;

• типологию ценностей семьи;

• типологию семьи в целом.

Подход с позиции «теории конфликтов» предполагает анализ деструктивных и созидательных аспектов семейных конфликтов. Сторонники этого подхода придают главное значение распределению власти внутри семьи. Исследования показывают, что члены семьи, в большей мере владеющие материальными средствами, имеют большую власть. Семья является местом, где осуществляется экономическое производство и перераспределение материальных средств, при этом возникают конфликты между интересами каждого члена семьи, а также общества в целом.

Социологический подход направлен на изучение социальной сущности семьи и ее взаимодействий с другими социальными институтами.

Сторонники деятельностного подхода исследуют основные виды деятельности в семье и их влияние на развитие личности; роль школы, учителей в управлении этой деятельностью.

В последние годы много внимания уделяется анализу семьи с позиции ценностного подхода. Он позволяет рассматривать семью как социально-значимую и личностно-значимую ценность. Ценностное рассмотрение семьи предполагает интеграцию всех знаний о семье.

Все эти подходы имеют свою ценность, однако каждый из них ориентирован на раскрытие определенной стороны жизнедеятельности семьи, поэтому не дает целостной картины ее воспитательного потенциала. Чтобы иметь полное представление о семье, необходимо использовать системный подход.

Ценность системного подхода к анализу педагогических явлений подчеркивают многие ученые - педагоги и психологи (М.А. Данилов, Я.А.Коломинс-кий, Н.В.Кузьмина, А.А.Реан, Т.А.Стефановская, М.И.Шилова и др.).:

Системный подход - это наиболее общий научный метод решения теоретических и практических вопросов. Система- это множество элементов с отношениями и связями между ними, образующими определенную целостность. Данное понятие охватывает самые различные стороны того или иного сложного, целостного объекта: его строение, состав, способ существования, формы развития и т.д.

Система - это результат динамического взаимодействия составных элементов. Упорядоченность определяется наличием общих целей, для достижения которых эта система и создается. Системы бывают открытые и закрытые. Система открытая, если она взаимодействует со средой, обменивается с ней материей, энергией, информацией. Семья, как первичная ячейка общества, как малая социальная группа отражает в себе все, что происходит в обществе; она связана со всеми процессами, происходящими в нем. Поэтому семью можно считать открытой подсистемой общества: она выборочно впитывает в себя все, что появляется при развитии более крупной системы (общества) - и хорошее, и плохое.

Открытая система - это самостабилизирующаяся система, способная сохранять устойчивость за счет достижения баланса между своими внутренними возможностями и внешними силами окружающей среды. Семья является открытой системой. Кроме того, это самоорганизующаяся система. Она может преодолевать внутренние противоречия, развиваться, достигая новых, более устойчивых состояний. Семья формирует механизмы адаптации, обеспечивающие устойчивость личности, ее типичного предсказуемого поведения, и механизмы бифуркации (обеспечивают тенденцию к изменчивости, когда возникают резкие изменения среды).

Семья - это педагогическая система, поскольку системы, в которых осуществляются педагогические процессы, называются педагогическими системами. Говоря о разных типах педагогических систем, можно предположить, что если рассматривать воспитание в связи с задачами передачи социального опыта, культуры подрастающему поколению, то это будет педагогическая система вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками формирования основ базовой культуры. Семья решает все эти задачи, поэтому можно утверждать, что это есть педагогическая система.

Значительный вклад в разработку теории семьи внес А.С.Макаренко. Не называя семью системой, он фактически раскрыл многие ее компоненты, поставив перед собой задачу выявления структуры семьи. А.С.Макаренко полагал, что семья - это коллектив, т.е. группа людей, которая объединяется общими интересами, общей жизнью, общей радостью, а иногда и общим горем. В структуре семьи он выделил:

- состав семьи (полная, неполная, однодетная, многодетная),

- родительский авторитет, режим (его результат- дисциплина),

- рациональное распределение обязанностей,

- половое воспитание.

А.С.Макаренко отмечает в семейном воспитании такие направления, как: гражданское, политическое, половое, воспитание красоты, чувств, воли и характера. Он выделяет следующие принципы семейного воспитания: принцип соблюдения меры активности и тормозов, принцип последовательности, принцип ответственности.

В педагогической науке А.С.Макаренко был одним из первых, кто попытался систематизировать представления о родительских позициях, назвав их «родительским авторитетом». Он выделил несколько типов ложного родительского авторитета:

- авторитет подавления (вызывает детскую ложь, трусость, жестокость);

- авторитет расстояния (ведет к отчужденности, снижению ценности семьи);

- авторитет чванства (формирует высокомерие, авторитарность);

- авторитет педантизма (формирует пассивность, покорность); • авторитет резонерства (приводит к отчуждению);

- авторитет подкупа (формирует безнравственность, конформизм);

- авторитет «любви» (слепая, демонстративная любовь формирует неискренность, лживость, эгоизм);

- авторитет «доброты» («неумный авторитет» слабых родителей формирует эгоизм, авторитарность);

- авторитет «дружбы» (навязываемая родителями «дружба» формирует беспринципность, цинизм).

Истинными источниками авторитета А.С.Макаренко считает достойную жизнь и работу родителей, их «гражданское лицо», их поведение, знание жизни ребенка, помощь ему, чувство ответственности за воспитание. Разрабатывая вопрос о родительском авторитете, автор, по сути, сформулировал частную закономерность семейного воспитания: чем выше авторитет родителей, тем эффективнее семья как педагогическая система.

Основными методами воспитания в семье А.С.Макаренко называет:

- родительское требование к себе (и ребенку);

- родительский авторитет;

- родительский контроль (за собой и ребенком);

- родительское уважение к семье;

- разумное, в корректной форме сделанное распоряжение;

- наказание (в крайнем случае);

- поощрение.

Главным средством воспитания он считает правильно организованный режим (целесообразный, определенный, точный). Несомненно, подробное структурирование семьи как педагогической системы, проведенное А.С.Макаренко, способствовало скорейшему развитию такой отрасли знаний, как семейная педагогика.

 





Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6129; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.