Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компоненты семьи как педагогической системы




Семья - первая педагогическая система, в которую ребенок попадает и постоянно в ней находится. Следовательно, слово, дело, поступок, интонация, выражение лица и т.д., - все оказывает воспитательное воздействие на ребенка. Воспитательный процесс в семье внешне лишен той организованности и четкости, какой обладают другие социальные институты с их воспитательными функциями. Воспитание в семье осуществляется в рамках ежедневного и систематического быта, реализуемого совместно детьми и родителями. Постоянная открытость родителей, как воспитателей, в поступках, действиях, образе жизни усложняет их воспитательное воздействие, требует постоянною осознания своих родительских педагогических обязанностей: ребенок систематически соотносит родительские поучения с их образом жизни.

В целом, педагогическая система семьи складывается из следующих компонентов:

- цель,

- субъект воспитания, объект воспитания, социокультурная среда,

- педагогическое взаимодействие как средство воспитания, управление обеспечением жизнедеятельности семьи, как решающий фактор стабилизации состояния семьи как системы.

Таким образом, с позиции системного подхода семья - это педагогическая система, которая складывается из единства всех ее компонентов, находящихся в определенных связях и отношениях, направленного на образование, развитие, формирование личности каждого члена семьи.

Признаками семьи как педагогической системы являются: целостность, стабильность, открытость, способность к самоорганизации, саморазвитию, синтезогенезу. Нарушение этих признаков является свидетельством кризиса семьи как педагогической системы.

Под комплексом семейных целей понимается иерархическая совокупность жизненно важных целей всех членов семьи. Ведущая цель семьи является системообразующим звеном. В качестве идеала она задается извне и определяется общечеловеческой системой ценностей, национальным самосознанием, семейными традициями. Для каждого конкретного семейного коллектива характерна своя иерархия ценностей, на основе которых формируются его цели. Вся совокупность целей жизнедеятельности семьи, их иерархия, и, особенно, место воспитательной цели в этой иерархии, определяет воспитательный потенциал семьи.

Психологи обращают внимание на следующую закономерность: процессы воспитания осуществляются наилучшим образом и дают наибольшие шансы для достижения целей на всех уровнях, когда родители направляют свою энергию на достижение наивысшей цели. Аморфность системы ценностей, формирующейся в настоящее время в обществе, сказывается на целях и ценностях современной семьи. Плюрализм, а иногда и антагонизм целей осложняет влияние родителей на формирование ценностного поля личности ребенка, на выбор способов жизнедеятельности, приводит к конфликтам, отчуждению, распаду семьи.

Следующими элементами семьи как педагогической системы являются субъект и объект педагогического воздействия: родители и дети.

Состав семьи традиционно рассматривается только как количество ее членов. Но, помимо этого, необходим и анализ качества личности членов семьи, как важнейшего средства воспитания. Поэтому под составом семьи следует понимать наличие родителей, количество детей, качества личности родителей и детей.

Состав семьи как фактор воспитания рассматривался в трудах многих психологов и педагогов. Большинство ученых едины во мнении, что наибольшие возможности для развития личности создает полная семья, состоящая из родителей и детей. В полной семье представлены различные возрастные, половые, профессиональные подсистемы. Наличие в ней сложного обогащенного образца, каковым выступают оба родителя, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему в максимальной степени проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

В настоящее время все большее значение приобретает образовательная функция семьи, ее деятельность, имеющая цель повысить интеллектуальный уровень своих детей и качество их знаний. Расширение социального спроса на образование обусловлено «эффектом снежного кома»: родители, получившие определенное образование, хотят, чтобы их дети получили образование более высокого уровня, так как благополучие и последующие успехи в жизни зависят от «стартового уровня». В данной ситуации родители выражают беспокойство по поводу недостаточной эффективности школьного обучения. Со своей стороны учителя, школьная администрация постоянно подчеркивают, что без регулярной помощи семьи школа не сможет справиться со стоящими перед ней образовательными задачами.

Общее положение педагогики о том, что развитие личности определяют наследственность, среда, воспитание, обусловило появление в педагогической системе семьи такого компонента как социокультурная среда семьи.

Социокультурная среда семьи - это совокупность факторов культурной и социальной реальности, влияющих на образование, развитие, формирование личности членов семьи. Ребенок становится полноправным представителем человеческой общности, только овладев в той или иной мере человеческой культурой: ценностями, нормами, способами действия и общения, эталонами и приемами оценивания и самооценки. Культура первоначально не абстрактна для ребенка, она проявляется в конкретных предметах, конкретном общении, в живой современной действительности, в виде образцов поведения других людей, их стремлений и ценностей, их отношений друг к другу и к ребенку, их действий. Такими «другими людьми» первоначально для ребенка являются родители. Они формируют социокультурную среду, в которой находится ребенок, опосредованно влияя на его саморазвитие, формирование его характера, его социальной биографии. Личность ребенка формируют воспитательные и образовательные воздействия в семье со стороны родителей, а также пресса, радио, телевидение, поведение других людей, принятые в качестве обязательных писаных и неписаных норм, которым должно соответствовать поведение индивида. При этом можно проследить определенную закономерность: чем слабее целенаправленное воспитательное воздействие родителей, тем сильнее влияние среды. Необходимо учитывать еще и то, что сила воздействия социокультурной среды на формирование ребенка в связи с развитием СМИ быстро увеличивается.

В социокультурную среду семьи проникают экономические, политические, этнографические, культурно-исторические, социальные условия и определяют направления воспитания ребенка: патриотическое, гражданское, эстетическое, половое, религиозное и пр. Социокультурная среда семьи формируется под влиянием мезо-, макро- и мегасреды, поэтому она может вбирать любые, как позитивные, так и негативные факторы, оказывающие влияние на развитие ребенка. Задача родителей как воспитателей - педагогизировать семейную среду, наполняя ее педагогически целесообразными факторами и нейтрализуя негативные факторы.

Семейное взаимодействие следует понимать как процесс длительного взаимного влияния членов семьи друг на друга, как достаточно стабильную форму образования, развития и формирования личности в семье. Семейное взаимодействие является основой реализации общения и развития взаимоотношений членов семьи, которое может осуществляться в различных формах и направлениях: взаимное сближение (контакт), взаимное дополнение (диалог), взаимное расхождение (конфликт).

В соответствии с тем, как развертывается взаимодействие родителей в семье, выстраивается стратегия их общения и взаимоотношений с детьми, что, в свою очередь, формирует их личность. З.Фрейд считал, что слишком суровое воспитание со стороны родителей приводит к развитию таких черт характера, как пунктуальность, скупость, чрезмерная чистоплотность, упрямство, пассивность и зависимость от окружения. Отмечено, что у человека, воспитанного в семье, где царят формальные, жестко регламентированные отношения, часть агрессивности выплескивается на тех, с кем индивид себя не идентифицирует, т.е. на внешние группы. Это особенно важно учитывать в связи с осложнением межнациональных отношений, существованием различных молодежных группировок. Конфликтное взаимодействие повышает тревожность членов семьи. А тревожность означает эмоциональную изоляцию, уход от серьезного отношения ко всему, включая собственное «Я». В то же время сверхразрешающее, сверхзаботливое и сверхизнеживающее поведение родителей также вредно, так как приводит к возникновению у детей комплекса неполноценности или комплекса превосходства - неврозов, от которых зависит в дальнейшем стиль жизни человека. Представители гуманистического подхода (К.Рож-дерс, А.Маслоу, А.Комбс, Э.Эриксон. Р.Бернс и др.) утверждают, что Я-концеп-ция представляет собой отражение того, как окружающие принимают данного человека. В детстве наиболее значимыми окружающими людьми для ребенка являются родители. Их одобрение способствует созданию позитивного образа «Я».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.