Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы приобретения (извлечения) знаний

Лекция № 4

Существует несколько проблем инженерии знаний, приводящих к тому, что передача знаний сопряжена с трудностями. Процесс извлечения экспертных знаний нечетко определен и обычно предполагает тесное взаимодействие инженера по знаниям и эксперта в конкретной предметной области. Процесс извлечения знаний часто представляется искусством, так как для этого нет каких-либо формальных процедур или подходящих способов. Однако существует целый ряд неформальных методов, обычно используемых для этой цели специалистам в области инженерии знаний.

Самые распространенные из этих методов:

- интервьюирование специалистов (экспертов);

- анализ протоколов.

Так как оба этих метода имеют много общего, анализ протоколов можно рассматривать как структурированное интервьюирование и потому оказывается более формализованным методом, чем простое интервьюирование, которое обычно проводится специалистом в области инженерии знаний, задающим вопросы эксперту или ставящим перед ним проблемы, подлежащие решению.

От эксперта, в свою очередь, ждут таких ответов или решений, которые удачно объясняют некоторые факты, правила и эвристики, относящиеся к предметной области. Аналогично анализ протоколов предполагает наблюдение специалистом по представлению знаний за процессом решения проблем экспертом в предметной области. Часто эксперту предполагают порассуждать вслух, и попытаться дать словесное описание процесса своей умственной деятельности.

Итак, эксперт должен описать четыре или пять типичных случаев, и подобрать всю документацию, связанную с этими случаями. Затем объяснить инженеру по знаниям, как он подходит к рассмотрению каждого из них, и представить ему пошаговый протокол с описанием каждого шага решения каждой конкретной проблемы.

При возможности процесс рассуждения эксперта формируется в виде эмпирических правил типа “ЕСЛИ-ТО”. Это позволит объяснить процедуру принятия решений экспертом и определить те факты и связи, которые имеют существенное значение для рассуждения эксперта.

Таким образом, одной из форм представления знаний эксперта может быть таблица вида:

№ шага ЕСЛИ (условие) ТО (действие)

Кроме того, целесообразно при описании процедуры принятия решения экспертом отвечать на следующие вопросы:

- существует ли неопределенность при задании фактов или правил?

- являются ли факты достоверными и точными?

- является ли знание полным и достаточным для решения проблемы?

- какие вопросы необходимо задать, чтобы получить это знание?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разработка экспертных систем | Основные типы экспертных систем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.