Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучаемость и умственное развитие. Показатели умственного развития и обучаемости

Общая характеристика обучаемости

Обучаемость и психологические вопросы успеваемости

  1. Общая характеристика обучаемости
  2. Обучаемость и умственное развитие. Показатели умственного развития и обучаемости
  3. Причины неуспеваемости школьников
  4. Типы неуспевающих школьников

Б.В.Зейгарник: Обучаемость – это потенциальная способность к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе

Выготский: Обучаемость – это зона ближайшего развития

Ананьев Б.Г.: Обучаемость – это восприимчивость к усвоению знаний

Менчинская Н.А.: Обучаемость – восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности

Калмыкова: Обучаемость – это совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых, при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности. Под продуктивностью понимается качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода, удовлетворенность результатами работы.

Понятие «обучаемость» соотносится с понятием «обученность».

Маркова: обученность – это совокупность всех характеристик психического развития, которое является результатом предыдущего обучения.

Маркова: обучаемость – это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний, его готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

Обучаемость влияет на стиль деятельности ученика, который может быть позитивным и негативным.

Позитивный стиль деятельности: учится быстро, без труда усваивает материал и т.п.

Негативный стиль деятельности: материал быстро забывается и т.п.

Также стили характеризуются следующими показателями:

Тщательность

Регуляция действия: Самостоятельно/несамостоятельно

Осознанность: Осознанно/механически

Общая оценка: Хорошее / плохое усвоение материала

Обучаемость – это динамическая характеристика. Ученики бывают с разной степенью обучаемости: высокой, средней, низкой.

Обучаемость тесно связана с умственным развитием, но эти определения не тождественны.

Умственное развитие – это совокупность изменений качественного и количественного характера, происходящих в умственной деятельности в связи с изменением возраста и обогащением опыта человека. Высокая обучаемость способствует более высокому уровню умственного развития.

С возрастом уровень умственного развития повышается, а обучаемость падает (Лейтес). Самый высокий уровень обучаемости – в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Умственное развитие характеризуется рядом показателей:

1) Запас знаний и степень их систематизации (Выготский)

2) Пользование рациональными приемами умственной деятельности (Кабанова-Миллер) (Воображение и т.д.)

3) Эльконин Д.Б.: наличие правильно организованной структуры учебной деятельности с такими компонентами, как: постановка задачи, выбор средств решения, самоконтроль и самооценка

4) Занков Л.В.: Общее развитие учащихся: 3 основных линии развития:
1) развитие линии наблюдения

2) развитие мыслительной деятельности

3) развитие практических действий

5) Менчинская и Калмыкова: качество умственной деятельности: глубина, гибкость мыслительных процессов, доказательностЬ, критичность, самостоятельность и т.д.

Показатели обучаемости:

I. Темп продвижения в освоении новых знаний
Легкость этого усвоения, гибкость в переключении на новые способы и приемы работы
Прочность сохранения усвоенного материала
Способность к самообучению, работоспособность, выносливость
Активность ученика в добывании знаний и в поисковых действиях

II. Маркова: Активность ориентировки ученика в новых условиях
Инициатива в выборе необязательных заданий (желание сделать необязательное задание)
Самостоятельное обращение к более трудным заданиям
Настойчивость в достижении поставленной цели и помехоустойчивость.
Восприимчивость, готовность к помощи другому человеку и отсутствие сопротивления

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Программированное обучение | Типы неуспевающих школьников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.