КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обучаемость и умственное развитие. Показатели умственного развития и обучаемости
Общая характеристика обучаемости Обучаемость и психологические вопросы успеваемости
Б.В.Зейгарник: Обучаемость – это потенциальная способность к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе Выготский: Обучаемость – это зона ближайшего развития Ананьев Б.Г.: Обучаемость – это восприимчивость к усвоению знаний Менчинская Н.А.: Обучаемость – восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности Калмыкова: Обучаемость – это совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых, при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности. Под продуктивностью понимается качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода, удовлетворенность результатами работы. Понятие «обучаемость» соотносится с понятием «обученность». Маркова: обученность – это совокупность всех характеристик психического развития, которое является результатом предыдущего обучения. Маркова: обучаемость – это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний, его готовность к переходу на новые уровни умственного развития. Обучаемость влияет на стиль деятельности ученика, который может быть позитивным и негативным. Позитивный стиль деятельности: учится быстро, без труда усваивает материал и т.п. Негативный стиль деятельности: материал быстро забывается и т.п. Также стили характеризуются следующими показателями: Тщательность Регуляция действия: Самостоятельно/несамостоятельно Осознанность: Осознанно/механически Общая оценка: Хорошее / плохое усвоение материала Обучаемость – это динамическая характеристика. Ученики бывают с разной степенью обучаемости: высокой, средней, низкой. Обучаемость тесно связана с умственным развитием, но эти определения не тождественны. Умственное развитие – это совокупность изменений качественного и количественного характера, происходящих в умственной деятельности в связи с изменением возраста и обогащением опыта человека. Высокая обучаемость способствует более высокому уровню умственного развития. С возрастом уровень умственного развития повышается, а обучаемость падает (Лейтес). Самый высокий уровень обучаемости – в дошкольном и младшем школьном возрасте. Умственное развитие характеризуется рядом показателей: 1) Запас знаний и степень их систематизации (Выготский) 2) Пользование рациональными приемами умственной деятельности (Кабанова-Миллер) (Воображение и т.д.) 3) Эльконин Д.Б.: наличие правильно организованной структуры учебной деятельности с такими компонентами, как: постановка задачи, выбор средств решения, самоконтроль и самооценка 4) Занков Л.В.: Общее развитие учащихся: 3 основных линии развития: 2) развитие мыслительной деятельности 3) развитие практических действий 5) Менчинская и Калмыкова: качество умственной деятельности: глубина, гибкость мыслительных процессов, доказательностЬ, критичность, самостоятельность и т.д. Показатели обучаемости: I. Темп продвижения в освоении новых знаний II. Маркова: Активность ориентировки ученика в новых условиях
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |