Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Латины




Делились на три разновидности.

- Древние. Это лица, которые относились к Римской республике, но не имели статус гражданина. Изначально они относились к другим племенам латинского союза, но не имевших особых заслуг. Их условно можно сравнить с категорией «неграждане» в Латвии. В области публичных прав древние латины имели только активное избирательное право. В области частных прав их права аналогичны правам квиритов. Они могли вступать в смешанные браки с квиритами. Статус детей определялся по статусу отца.

С течением времени происходит удорожание римской земли, с другой стороны необходимо заселять завоеванные земли, государство предлагает переселятся латинам, при этом предоставляется бесплатный надел. Эти латины стали называться провинциальными.

- Процинциальные. Это лица, которые жили в римских колониях. Их правовое положение в области публичных прав совпадает с древними латинами. Что касается частно-правовой сферы, то у них существуют определенные ограничения – юс комменцио они имеют, а вот юс конубии – право на брак, только по специальному рескрипту, то есть разрешению.

- Юлиани. Это лица, приобретавшие статус латина после освобождения из рабства (вольноотпущенники) господином-латином, а со времени закона Lex Iunia Norbana (19 г. до н.э.) также и лица, освобожденные из рабства при определенных условиях римским гражданином.

 

Такая категория латинов:

_ Публичных прав не имели, кроме голосования.

_ Ограничивались в правоспособности.

_ Не имели jus conubii (семейная правоспособность) – только с равными – вольноотпущенными.

_ Частные права - Имели jus commercii, но с ограничениями: они не могли завещать, не могли наследовать по закону. «Умирали как рабы», т.е. после их смерти все имущество latini Iuniani переходило к господину (патрону), некогда освободившему умершего из рабства без обременения имущественными обязательствами умершего. При Юстиниане эта категория латинов была упразднена.

Перегрины (peregrini), или иностранцы.

В цивильном праве иностранцы субъектами права вообще не являлись 9не правосубъектны). Правосубъектность получили благодаря юс генцум – права народов. Они не имели публичных прав вообще. Служить в армии могли только в наемном легионе, но не регулярной армии. В частной сфере они обладали юс комерции, но в ограниченном объеме. Они не могли приобретать в собственность исконно римскую землю (земли бывшего лациума), но все остальное – могли. Юс конуби иностранцы не имели – вступать в законный римский брак (с квиритами или латинами)) не могли. Если сожительствовал, то статус ребенка определялся по статусу матери.

Вольноотпущенники (libertini).

Правовое положение вольноотпущенника зависило от правового положения патрона (кто отпустил). Патроном могли быть квириты, латины, пелигрины.

Это лица, отпущенные на свободу. Главное правило гласит – статус вольноотпущенника зависит от статуса лица, отпустившего его на свободу (патрона). Кто мог отпускать рабов? Квириты, латины и перегрины. Соответственно, если раба отпускал квирит, раб публичных прав вообще не получал (он лицо, не лояльное римскому государству), что касается частных прав – юс коммерцио он имел, имел и юс конубио, но с ограничением – он мог вступить в брак только с другим вольноотпущенником квирита или древнего латина, но не лицом, свободным от рождения (если скрывал это, происходила реституция статуса – опять возвращали в рабство).

У вольноотпущенника древнего латина такое же положение.

А вот вольноотпущенник иностранца имел только юс коммерцио, но в ограниченном объеме – приобретать исконно римскую землю он не мог. При этом вольноотпущенник сохранял некоторую юридическую зависимость от патрона, в силу того, что тот дал ему жизнь как субъекта права. Он из вещи превратился в персону. В чем заключалась эта юридическая зависимость?

Было несколько форм.

- Вольноотпущенник должен был алиментировать (платить алименты) патрону, если тот попадал в затруднительное материальное положение;

- Патрон являлся наследником по закону после смерти вольноотпущенника, будто был его отцом. При этом являлся наследником определенной очереди (третьей – в цивильном праве или второй - в преторском праве).

- Если вольноотпущенник вел себя неблагодарно, патрон мог обратиться к претору и лишить его статуса, превратив обратно в раба.

5. Колонны (colonus).

Появляются в Риме во второй половине империи (в 4 веке н.э., благодаря Конституции 322 года) постклассическом праве, в период Империи. До 322 года собственник платил налог только на землю. В 322 году вводится подушный налог – с каждого лица, рабоатющего на его участке в качестве арендатора. Вообще, это институт феодального права. В Риме тогда начался кризис рабовладельческих отношений и формироваться феодальные отношения, признак этого – появление института колоната. Колонны – будучи формально юридическими лицами, они сохранили личную свободу, но при этом утратили свободу передвижения – они не могли уходить с земельного участка собственника.

Первоначально колонны – это лица, которые арендовали землю на условиях аренды у крупных латифундистов. Была экономическая зависимость, они должны были платить. Но в 322 году в Риме издается конституция. Римская казна испытывала дефицит бюджета, недостаточно налогов, и введен налог для собственника земли – не только за недвижимость, землю, но и за каждого лица, который работал на участке. Но конституция этим не ограничилась. Была установлена мера обеспечения.

- Конституция предусматривала, что собственник земли не может расторгнуть договор с арендатором, а те не могут уйти с земли. То есть, их по сути прикрепили к земле. Если колонны покидали земельный участок, для собственника де юре это хуже – налог все равно брали. Но для возврата собственнику предоставили вендикационный иск для возврата таких лиц, хотя их нельзя было продавать и наказывать.

В эту группу попали те, кто арендовали на длительный срок, их дети, а также за нищенство и бродяжничество на его земле.

Эти лица утрачивали свободу перемещения. Это прообраз будущих крепостных. Колонны стали зависимы лично от собственника земли благодаря конституции.

В 357 году принята конституция, ужесточившая конституцию 322 года и навечно зарепила людей за их землей.

 

Семейный статус (третий статус)

Он касается только квиритов и латинов – то есть лиц, которые имели ius connubii – иус коннубии, право на вступление в законный римский брак.

Familia – римская семья (включала до шестой степени родства). Она строилась на основе принципа подчинения всех членов семьи власти одного лица, на основе принципа строгой субординации. Это лицо называлось домовладыкой или главой семьи (paterfamilias) – это мужчина, чаще всего старший по возрасту. Все остальные лица, входившие в его семью – жена, дети и остальные – назывались подвластными членами семьи.

Домовладыка обладал особой отцовской властью (patria potestas) – патриа потестас – по отношению ко всем членам семьи. Это выражалось в том, что он давал согласия на сделки, согласие брака. Иногда даже выступали иницииаторами брака дочерей. За непослушание можно было продать в рабство, хоть это и не было распространено.

После смерти домовладыки семья распадалась. Сестры и иные женщины становились лицами, свободными от отцовской власти, свободными женщинами. А вот жена попадала под опеку сыновей. Мужчины же сами становились домовладыками, даже если у них собственной семьи не было. Их патриа потестас считалась потенциальной, они ее еще не реализовали.

 

С развитием римского общества (становилось более цивилизованным) власть (авторитет) домовладыки стала постепенно ослабевать. В первую очередь касательно сыновей. Уже в 1 веке до н.э. появляется институт военного пекулия. Сын мог без согласия домовладыки мог уйти на военную службу. Имущество, которое он заработал там, становилось его собственностью, а не домовладыки – это имущество называлось военной пекулией. Домовладыка посягать не мог. При Юстиниане это право распространилось на любые виды государственной службы.

Кроме того, при Юстиниане вводится ответственность за жестокое обращение с подвластными членами семьи – если он доказывал претору, что жестоко обращался, он мог добиться освобождения от отцовской власти.

 

Какие существовали классические способы освобождения от отцовской власти?

1) Смерть домовладыки; Каждый из сыновей становится домовладыкой для каждой из своей семьи. Если семьи нет, это значит что свою патерфамильность он еще не реализовал. Дочери становятся Ж, свободными от отцовской власти. Ж могла находиться под двойной властью (муж, домовладыка – если не совпадали).

2) Если домовладыка утратил статус свободного;

3) Если домовладыка утратил статус римского гражданина;

4) По воле самого домовладыки – он мог освободить ребенка из-под своей власти; процедура этого называлась эманципацией (emancipatio) – освобождение подвластного по инициативе самого домовладыки. Это особый судебный процесс с фикцией, похожий на процесс манумиссио индикто (процесс освобождения раба). В процессе участвует настоящий и приглашенный домовладыка, субъект права – ребенок.

 

Приглашенный домовладыка утверждал, что по праву квирита данный ребенок находится под его отцовской властью, ответчик молчал, судья признавал это. И тот сразу отпускал. Процедура отличалась для мальчика и девочки – для мальчиков истец три раза принадлежал «он принадлежит мне», а если девочка – один раз.

Фикция в чем: домовладыка утверждает, что он по праву квиритов собственник, и все ведут себя так, как-будто это достоверный факт, хотя все знают, что это фикция. В современном праве эманципация – это объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.