Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные подходы к максимизации массы и темпов наращивания прибыли




 

 

 


 

Рис. 8 Подходы к максимизации объемов и темпов наращивания прибыли

Затраты организации делят на две категории: переменные (пропорциональные) и постоянные (фиксированные).

Переменные затраты – это расходы, меняющиеся с изменением объемов производства (трудозатраты, затраты сырь и материалов и др.). Следует отметить, что с изменением объемов производства общая сумма переменных затрат меняется линейно, а величина переменных затрат на единицу продукции не меняется.

Постоянные затраты – это расходы, зависящие не от объемов производства, а от времени (амортизация, арендная плата и др.). С изменением объемов производства не меняется общая сумма постоянных затрат, но величина постоянных затрат на единицу продукции меняется (табл.36).

 

Таблица 36

Характер движения издержек в ответ на изменение объема продаж

 

Объем производства (сбыта) Переменные издержки Постоянные издержки
суммарные на ед.продукции суммарные на ед.продукции
Растет увеличиваются неизменны неизменны уменьшаются
Падает уменьшаются неизменны неизменны увеличиваются

Рассматривая поведение постоянных и переменных издержек, необходимо очерчивать релевантный период: структура издержек (постоянных и переменных на ед.продукции) неизменна лишь в определенном периоде и при определенном количестве продаж.

Существует три основных метода дифференциации издержек:

1. Метод максимальной и минимальной точки.

2. Графический (статистический метод).

3. Метод наименьших квадратов.

Сущность вышеназванных методов раскрывается в табл. 37.

Таблица 37

Методы дифференциации издержек

 

Методы дифференциации издержек Характеристика
Метод максимальной и минимальной точки   1. Из всей совокупности данных выбираются два периода с наибольшим и наименьшим объемом производства. 2. Определяется ставка переменных издержек – это средние переменные расходы в себестоимости единицы продукции: Ставка переменных издержек (СПИ) = (Максимальная общая сумма издержек - Минимальная общая сумма издержек)*100% (100% - Кмин%): Кмакс 3. Определяется общая сумма постоянных издержек: Постоянные издержки = (Макс общая сумма издержек – СПИ) * Кмакс
Графический (статистический) метод Линия общих издержек определяется уравнением первой степени: Y = a + bX, где Y – общие издержки; а – уровень постоянных издержек; b – ставка переменных издержек; X – объем производства, шт. На график наносятся все данные о совокупных издержках организации, проводится линия общих издержек: точка пересечения с осью издержек показывает уровень постоянных расходов (ОУ – совокупные издержки, ОХ – количество ед.продукции). Тогда ставка переменных издержек составляет: Ставка переменных издержек (СПИ) = (Совокупные издержки – Постоянные издержки) Объем производства.    
Метод наименьших квадратов Является наиболее точным, т.к. используются все данные о совокупных издержках и определяются коэффициенты а и b. Алгоритм определения коэффициентов: 1. Объем производства X (шт): 2. X - 3. Суммарные издержки Y 4. Y - 5. (X - )² 6. (X - ) * (Y - ). Ставка переменных издержек b равна: b=Σ (X - ) (Y - ) Σ (X -

 

Операционный анализ

Для оперативного и стратегического планирования служит операционный анализ (издержки – объем – прибыль).

Практическая ценность операционного анализа и целевого планирования прибыли состоит в том, что этот подход позволяет:

1) оценить сравнительную прибыльность отдельных видов продукции, что дает основания для выбора оптимального портфеля продукции;

2) установить запас «прочности» предприятия в его текущем состоянии;

3) спланировать объем реализации продукции, который обеспечивает желаемое значение прибыли.

Ключевыми элементами операционного анализа являются:

- операционный рычаг;

- порог рентабельности;

- запас финансовой прочности.

Содержание элементов операционного анализа представим в табл. 38.

 

Таблица 38

Элементы операционного анализа

 

Понятие Формула расчета
Операционный рычаг (леверидж) Это приращение прибыли в результате роста объема реализации продукции, полученные благодаря стабилизации постоянных затрат на весь объем производства. Для определения силы воздействия операционного рычага (СВОР) применяют отношение валовой маржи (результат от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли. Маржинальный доход (валовая маржа) = выручка от реализации продукции – переменные затраты СВОР = маржинальный доход прибыль Заметим, что СВОР всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации. Эффект операционного рычага зависит от величины постоянных затрат: чем > постоянные затраты и меньше прибыль, тем сильнее действие операционного рычага. Когда выручка от реализации снижается, СВОР возрастает. При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности пройден, СВОР убывает. СВОР указывает на степень предпринимательского риска, связанного с деятельностью организации – чем больше СВОР, тем больше предпринимательский риск.  
Порог рентабельности Это объем выручки от реализации продукции, покрывающий постоянные и переменные затраты, но не дающий прибыли: Порог рентабельности = постоянные затраты / валовая маржа в относительном выражении к выручке.
Пороговое количество товара Это критическое значение объема производства в штуках. Определяется по формуле: Пороговое количество товара = порог рентабельности данного товара цена реализации Пороговое количество товара = постоянные затраты (цена единицы товара – переменные затраты на единицу товара) Если предполагается выпускать несколько видов товаров, то пороговое значение для каждого товара рассчитывается по формуле: Пороговое количество товара = (все постоянные затраты * удельный вес товара №1 в общей выручке от реализации (в долях)) (цена товара №1 – переменные затраты на ед.товара №1)
Прибыль после прохождения порога рентабельности Прибыль = Количество товара, проданного после прохождения порога рентабельности * (валовая маржа общее количество проданного товара)
Запас финансовой прочности (предел безопасности) Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности организации (ЗФП): ЗФП = выручка от реализации – порог рентабельности

 

Углубленный операционный анализ (УОА)

Под углубленным операционным анализом понимают такой анализ, в котором часть совокупных постоянных затрат относят непосредственно на данный товар или услугу.

Косвенные постоянные затраты – это постоянные затраты всей организации, которые переносятся на стоимость конкретной продукции пропорционально доле данного вида в суммарной выручке от реализации. Углубленный операционный анализ направлен на эффективное осуществление ценовой и ассортиментной политики: какие товары выгодно, а какие невыгодно включать в ассортимент, какие назначать цены. Принципы и содержание углубленного операционного анализа представлены в табл. 39 и табл. 40.

Таблица 39

Сущность, принципы и правила углубленного операционного анализа

 

Углубленный операционный анализ (УОА)
- это такой анализ, при котором часть совокупных постоянных затрат относят непосредственно на данный товар или услугу.
Принцип УОА Главное правило УОА
Объединение прямых переменных затрат на данный товар с прямыми постоянными затратами и вычисление промежуточной маржи – результата от реализации после возмещения прямых переменных и прямых постоянных затрат. Если промежуточная маржа покрывает хотя бы часть постоянных затрат, то данный товар является рентабельным. При этом товары, берущие на себя больше постоянных затрат организации, являются предпочтительными.

 

 

Таблица 40

Элементы углубленного операционного анализа

 

Элемент Содержание
Расчет порога безубыточности а Порог безубыточности данного товара – это такая выручка от реализации, которая покрывает переменные затраты и прямые постоянные затраты. При этом промежуточная маржа равна 0. Пб (шт) = Ппз Вм на ед.товара, Пб (руб) = Ппз Двм, где Пб – порог безубыточности, Ппз – прямые постоянные затраты, Вм – валовая маржа на ед. товара, Двм – доля валовой маржи в выручке от данного товара.
Расчет порога рентабельности Порог рентабельности товара – это такая выручка от реализации, которая покрывает не только переменные и прямые постоянные затраты, но и отнесенную на данный товар величину косвенных постоянных затрат. При этом прибыль от данного товара равна 0. Прент(шт) = (Ппз + Пкз) Вм на ед.товара, Прент (руб) = (Ппз + Пкз) Двм, где Прент – порог рентабельности товара, Пкз – косвенные постоянные затраты.

 

Расчет порога безубыточности и порога рентабельности служит необходимым инструментом в оценке жизненного цикла товара (ЖЦТ). На протяжении своего ЖЦТ товар проходит два порога безубыточности и два порога рентабельности (рис.9).

Товар, не имеющий коммерческих перспектив, находящийся в фазе упадка, должен быть изъят из ассортимента как только промежуточная маржа станет «- «.

Рис.9 Жизненный цикл товара

По оси Х – время, стадии;

По оси Y – выручка от реализации продукции.

1. Выход на рынок, покрыты переменные затраты.

2. Рост.

3. Зрелость.

4. Упадок. Час «Х» (в точке 4): товар надо изымать из ассортимента.

Распределение прибыли и дивидендная политика

Часть нарабатываемой организацией чистой рентабельности собственных средств поглощается дивидендами, другая часть идет на развитие производства. И здесь важная роль отводится дивидендной политике организации.

Дивидендная политика организации представляет часть финансовой политики, связанной с использованием чистой прибыли.

Дивиденды – это денежные доходы акционеров, получаемые за счет распределяемой прибыли организации.

Дивиденды выплачиваются из прибыли, оставшаяся часть которой реинвестируется в активы и является внутренним источником финансирования деятельности организации. Получение дивидендов, их размер зависят от проводимой дивидендной политики.

Главный вопрос дивидендной политики – как примирить интересы акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития.

Разработка дивидендной политики предполагает следующую последовательность:

1.Определение нормы распределения прибыли на дивиденды с учетом совокупности конкретных обстоятельств – ограничений правового, контрактного, финансового характера.

2. Определение приемлемой для организации методики дивидендных выплат с учетом определенных факторов

Рассмотрим содержание данных этапов.

1. Разработка дивидендной политики осуществляется под непосредственным воздействием принятой организацией нормы распределения (НР), которая показывает, какая часть чистой прибыли выплачивается как дивиденд. Например, если чистая прибыль равна 100 тыс.руб., а сумма дивидендов – 23 тыс.руб., то НР = 23% или 0,23.

Чистая рентабельность собственных средств (РСС) определяет не только верхнюю границу потенциального развития производства, но и верхний уровень дивиденда: если РСС = 20%, то отказавшись от распределения дивидендов, можно увеличить собственные средства на эти 20%, либо, отказавшись от финансирования развития, выплатить 20% - ные дивиденды. Когда же предприятие решается и на то, и на другое, то приходится искать наилучшее соотношение между нормой распределения и процентом увеличения собственных средств, т.е. внутренними темпами роста (ВТР).

Например, при РСС = 20% организация распределяет на дивиденды 14 прибыли (НР = 0,25), то

ВТР = РСС * (1 – НР) = 20% * (1 – 0,25) = 15%

2. На выбор методики дивидендных выплат существенное влияние могут оказывать следующие факторы: юридические ограничения, темпы роста основных показателей, характеризующих бизнес, стабильность доходов с учетом ряда ограничений, максимизация доходов акционеров, степень финансирования за счет заемного капитала, и др.

Практика финансового менеджмента использует несколько видов дивидендной политики (рис.10)

 

       
   
 
Виды дивидендной политики
 

 


 

         
   
Политика компромисса между стабильной суммой дивидендов и процентной долей прибыли на дивиденды
 
 
   
Политика остаточного дивиденда
 

 


Рис. 10 Виды дивидендной политики

1. Политика стабильного дохода на акцию. Устанавливается целевое значение доли прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов. Акционеры ценят стабильный доход выше, чем более высокий, но подверженный колебаниям. Ее чаще проводят организации с невысоким риском в бизнесе.

2. Политика постоянной доли доходов, выплачиваемой в виде дивидендов. Предполагает выплату постоянной процентной части прибыли в виде дивидендов. При этом размер дивидендов зависит от величины чистой прибыли.

3. Политика компромисса между стабильной суммой дивидендов и процентной долей прибыли на дивиденды. В виде дивиденда выплачивается стабильная невысокая сумма на акцию плюс процентное приращение к ней в случае успешного ведения бизнеса. Эта политика приемлема для тех компаний, доходы которых подвержены колебаниям по объективным причинам.

4. Политика остаточного дивиденда. Размер дивиденда определяется после удовлетворения инвестиционных потребностей организации.

Процедура выплаты дивидендов в большинстве стран производится в несколько этапов (табл. 41).

Таблица 41

Процедура объявления и выплаты дивидендов

Этап Содержание
Дата объявления дивидендов В этот день принимается решение о размере дивидендов, датах переписи и выплаты с публикацией в прессе
Экс – дивидендная дата Лица, купившие акции до этой даты, имеют право на дивиденды за истекший период; лица, купившие акции в этот день и позже, не имеют права на дивиденды
Дата переписи В этот день начинают регистрировать акционеров, имеющих право на получение объявленных дивидендов
Дата выплаты В этот день акционеры могут получить свои дивиденды

 

Дивидендная политика и курс акций взаимосвязаны. В связи с этим в мировой практике разработаны различные варианты действий, направленные на регулирование курса акций посредством дивидендной политики.

Это может осуществляться дроблением (консолидацией) акций или их выкупом. Одна старая акция обменивается на несколько новых (дробление). Несколько старых акций обменивается на одну новую (консолидация). Выкуп ранее выпущенных акций проводится: для уменьшения числа совладельцев, предоставления работникам возможности стать акционерами, для повышения курсовой цены акции.

При формировании дивидендной политики имеет место следующее соотношение: курс акции прямо пропорционален норме дивиденда и обратно пропорционален ставке ссудного процента.

 

Экономические последствия дивидендной политики:
- оказывает влияние на финансовую политику компании; - воздействует на движение денежных потоков; - влияет на отношения организации с инвесторами; - влияет на размер акционерного капитала.

 

Рассмотрим основные этапы разработки дивидендной политики в сочетании с финансовым прогнозированием на примере организации, имеющей следующую структуру аналитического баланса.(ссылка на Стоянову)

- актив за вычетом кредиторской задолженности – 10 млн.руб.

- в пассиве 4 млн.руб. собственных и 6 млн.руб. заемных средств.

- оборот составляет 30 млн.руб. НРЭИ достигает 1,8 млн.руб.

- коммерческая маржа (НРЭИ ОБОРОТ * 100) = 6%

- задолженность обходится предприятию в среднем в 14% (ставка ссудного процента - 14%).

- условная ставка налогообложения прибыли 13.

- распределяется на дивиденды 13 чистой прибыли (НР = 0,33).

Рассчитаем ключевые показатели:

Экономическая рентабельность (ЭР) = (НРЭИ оборот) * (оборот актив) = 6% * 3 = 18%

НРЭИ оборот – коммерческая маржа (Км)

Оборот актив – коэффициент трансформации (Кт)

Эффект финансового рычага (ЭФР) = 23 (ЭР – Сз) * ЗССС = 23 (18% - 14%) * 6млн.руб4млн.руб = 4%

РСС = 23 ЭР + ЭФР = 12% + 4% = 16%

ВТР = РСС * (1 – НР) = 16% * (1 – 0,33) = 10,8%

Таким образом, предприятие при внутренних темпах роста 10,8% имеет возможность увеличить собственные средства с 4млн.руб до 4,43 млн.руб (4 * 1,108). Но тогда не нарушая соотношения между заемными и собственными средствами, можно довести задолженность до 6,65 млн.руб:

6,65 4,43 = 6 4

Значит, не меняя структуры пассива, можно увеличить его объем (не считая долговых обязательств поставщикам до 11,08 млн.руб (6,65 + 4,43). Это плюс 10,8 % по сравнению с прошлым периодом. Соответственно и актив возрастет на 10,8% и составит 11,08 млн.руб. Отсюда, сколько % насчитаем ВТР – на столько % можем увеличить и актив.

Первый вывод: при неизменной структуре пассива ВТР применимы к возрастанию актива.

Далее, если коэффициент трансформации равный 3, поддерживается на прежнем уровне, то актив объемом 11,08 млн.руб принесет 33,24 млн.руб оборота (11,08 *3). Опять плюс 10,8%.

Второй вывод: при неизменной структуре пассива и неизменном Кт ВТР применимы к возрастанию оборота.

Существует метод финансового прогнозирования – метод формулы. Вариантные расчеты начинают с постановки цели.

Например: цель – добиться 20 % - ного приращения оборота. Что для этого необходимо и какой может оказаться норма распределения.

Мы подсчитали, что без структурных изменений обеспечивается рост оборота на 10,8%, а необходимо плюс 20%. Тогда оборот составит 36 млн.руб. (30 *1,2). Под него при Кт = 3 надо 12 млн.руб актива (36 3), а у нас пока 11,08) и столько же пассива.

Можно применить компромиссный вариант: чтобы поддержать на прежнем уровне соотношение заемных и собственных средств, увеличим собственные средства на 0,46 млн.руб и одновременно заимствуем 0,46 млн.руб.

Тогда ЗС: СС = (6,65 + 0,46): (4,43 + 0,46) = 1,5

Система не разбалансируется, можно оставлять прежнюю норму распределения. Но это упрощенное решение, необходимо произвести структурные изменения:

- если удастся улучшить коэффициент трансформации (например нарастить выручку и сэкономить на управленческих и др.расходах) до 3,2, то не придется увеличивать на 20% активов ради 20% увеличения оборота.

- благодаря этому, возможно удастся увеличить на несколько пунктов коммерческую маржу (получить 7% вместо 6%);

- одновременно распределить на дивиденды не 33, а 14% прибыли.

При таких условиях организация получит РСС на уровне 23,3%, а ВТР – 20,038%:

РСС = 23 ЭР + ЭФР

РСС = 23 (7% * 3,2) + 23 (22,4% - 14%) *1,5 = 23,3%

ВТР = РСС (1 – НР) = 23,3% * 0,86 = 20,038%

Цель достигнута: ВТР и процент увеличения оборота совпали, следовательно 14% норма распределения выбрана верно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.