Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральный уровень

Процедура принятия политических решений в России.

Вступление перед второй частью лекции: предыдущий изученный вами материал повествовал об аспектах политического решения как такового, о его структуре, о его психологии и других особенностях. В сегодняшней лекции хотелось бы уделить внимание механизму претворения принятого политического решения в действительность, посмотреть на процедуру реализации тех или иных решений, принятых именно властными структурами, вплоть до оценки сложностей, с которыми сталкивается политическая инициатива, доходя до стадии окончательного решения. Принятие политических решений — центральный элемент преобразования политических требований различных групп и граждан в приемлемые для всего общества средства и методы регулирования социальных от­ношений. Коротко говоря, принятие решений — это технологи­ческое преобразование политической власти в управление соци­альными процессами. Обратимся к рутинной, процедурной стороне этого преобразования.

На любом уровне власти политические решения принимаются тремя ее основными субъектами: законодательной, исполнительной и судебной властью. Политические решения, принимаемые властью, согласно теории политических решений г-на Макридиса, можно разделить на 3 большие группы: фундаментальные, затрагивающие политическую систему; законодательные, затрагивающие широкие массы людей, и индивидуальные решения, представляющие собой проекцию второго типа на конкретные случаи.

Начнём с законодательной власти. Политические решения, принимаемые законодательной властью – это, главным образом, принятие законопроектов. Сама процедура подобных решений кажется, на первый взгляд, несложной. Законодательная инициатива рассматривается в комитетах, после на чтении, дорабатывается, и затем принимается или не принимается. Вот, казалось бы, и всё политическое решение. Но здесь есть существенное «НО». Процедура принятия политрешений Госдумой и Советом Федерации усложнена, прежде всего, двухпалатностью нашего Парламента. Для успешного принятия законодательного акта необходим консенсус между палатами. Законодательное политическое решение, таким образом, проходит проверку на прочность. Затем закон направляется на подпись к Президенту, где он может либо отправить закон на повторное рассмотрение, либо подписать и обнародовать законопроект, придав ему юридическую силу. Путь законопроекта из головы инициатора на страницы «российской газеты» несёт в себе множество нюансов в законодательном процессе, призванных минимизировать субъективность принятия законодательного решения, которые на Западе называют системой сдержек и противовесов (checks & balances). Забегая вперёд, можно сказать, что подобная система пронизывает все уровни власти, от федеральной, до органов местного самоуправления. Из сказанного можно сделать вывод, что принятие политического решения законодательного характера: наиболее сложноустроенный и наиболее контролируемый политическими инстанциями процесс принятия политического решения из всех. В данной части лекции мы опускаем психологический аспект решения и всё, не касающееся конституционного механизма законотворчества.

Рассмотрим теперь исполнительную власть. На федеральном уровне это кабинет министров и министерства. Рассмотрим процедуры принятия каждого из трёх типов политических решений. Фундаментальные политические решения в своём принятии конкретно исполнительной властью крайне редки, поскольку ведущие к реформе или революции действия должны быть подкреплены силами армии, народа или политическими силами. Как и в любой другой госструктуре, основной объём принимаемых политических решений исполнительной власти приходится на вторую группу: законодательные решения. Индивидуальные политические решения, согласно Конституции, исполнительная власть принимает только «структурного» характера, снимая или назначая чиновников. Таким образом, главным политическим решением исполнительной власти выступают нормативные акты: распоряжения (структурные, внутри организации и подотчётных структур), постановления. Процедура принятия таких решений в разы проще процедуры принятия федеральных законов: постановления принимаются правительством в результате заседания кабинета министров. В основе любого политрешения, принятого исполнительной властью, лежат скорее бюрократические, нежели демократические процедуры. Но здесь также имеет место система сдержек и противовесов: основные правительственные решения, касаемо бюджета, налогов, обороны страны, проходят через федеральное собрание, президента.

Третья ветвь власти – судебная. Политические решения судов на федеральном уровне – это признания нормативных актов или действий других субъектов политики соответствующими ранее принятому законодательству РФ. Суд – это наиболее весомый противовес при принятии субъективных законопроектов, при этом сдерживающим фактором для решений самого суда и Министерства Юстиции выступает законодательство, и, в первую очередь, конституция РФ.

Ни к одной из ветвей власти в РФ не принадлежит, согласно Конституции, Президент РФ. Но на федеральном уровне это наиболее значимый субъект политики. Президент, помимо законодательных политических решений, таких, как его указы, принимает решения о введении чрезвычайного или военного положений на территории РФ, что уже можно отнести к фундаментальным политическим решениям. Отличает Президента от других федеральных субъектов власти широкий круг индивидуальных политических решений, на которые президент имеет полное, согласно Конституции, право. Это назначение крупнейших постов в Министерствах, назначение председателя Кабинета Министров, назначение множества других постов в госструктурах. При этом есть и право на освобождение вышеназванных чиновников от должности.

Изучив процедуры принятия политических решений на федеральном уровне, можно сделать следующие выводы:

1. Процедура принятия политических решений органами власти тем сложнее, чем большую численность составляет орган. Это закономерно, так как в принятии политических решений, особенно законодательных, необходима объективность и сведение к нулю заинтересованности и ангажированности участников законодательного процесса.

2. Главная особенность процедуры принятия политических решений на федеральном уровне – наличие системы сдержек и противовесов.

И финальный вывод: Конституция говорит нам, что наша система близка к идеалу, все политические решения федеральной власти контролируемы, лобби немыслимо, а принятие нормативных актов с целями, отличными от очевидных – попросту невозможно. К обсуждению этого спорного тезиса мы еще вернёмся, а для начала – рассмотрим положение дел на региональном уровне.

(На федеральном уровне есть еще одна специфическая особенность: парламентарии могут принять закон, который сбрасывает ответственность за какую-либо сфера на региональный уровень. Пример: Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процесс принятия политических решений | Региональный уровень
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.