Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 16. Законодательство в области экологической безопасности




Экологическое право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. К источникам экологического права относятся следующие нормативно-правовые акты:

1. Конституция. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. в статье 42 провозглашает право граждан на благоприятную окружающую среду. Конституция закрепляет право граждан на землю и другие природные ресурсы, право на экологическую безопасность и на возмещение ущерба, причиненного здоровью. Кроме того, в статье 58 записано положение об обязанности каждого гражданина «сохранять окружающую природную среду, бережно относится к её природным богатствам». В Конституция Российской Федерации также закреплены организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

2. Законы и кодексы в области охраны природы. К законам и кодексам в области охраны природы относятся Законы о земле, о недрах, об охране атмосферного воздуха и др. Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с 10 января 2002 г. Федерального закона «Об охране окружающей среды». Этот закон включает в себя 84 статьи, объединенные в 16 глав: I. Общие положения; II. Основы управления в области охраны окружающей среды; III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды; IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды; V. Нормирование в области охраны окружающей среды; VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза; VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций; IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной; X. Государственный мониторинг окружающей среды. XI. Контроль в области охраны окружающей среды; XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды; XIII. Основы формирования экологической культуры; XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды; XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды; XVI. Заключительные положения.

Охрана земель и защита окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земель осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ. Правовые отношения в области рационального использования и охраны водных объектов регламентируются Водным кодексом РФ. Он предусматривает поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем санитарным и экологическим требованиям, защиту водных объектов от загрязнения, засорения и истощения, а также сохранение биологического разнообразия водных экосистем. Правовые основы охраны атмосферного воздуха регулирует закон «Об охране атмосферного воздуха». Им устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него. В случае возникновения аварийных ситуаций, создающих угрозу жизни и здоровью людей, должны приниматься экстренные меры в соответствии с Законом РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Правовые отношения при изучении использовании и охране недр отражены в Законе РФ «О недрах». Основы лесного законодательства регулируют использование леса как природного ресурса, воспроизводство, защиту лесов и т. д. Леса необходимо охранять от пожаров, незаконных рубок, от вредителей леса и т. д. Защита лесов должна проводиться с применением наземных и авиационных методов. Закон РФ «Об отходах производства и потребления» устанавливает правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Закон РФ «О животном мире» провозглашает основные принципы в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания.

В соответствии с Законом РФ «О радиационной безопасности населения» радиационная безопасность должна обеспечиваться следующими мероприятиями: 1. проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного, образовательного характера; 2. осуществлением органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, нормативов в области радиационной безопасности; 3. информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности; 4. обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.

Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает следующие мероприятия для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: 1. профилактика заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиолргической обстановкой и прогнозом её изменения; 2. разработка и реализация целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ. 3. выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составляющей части осуществляемой ими деятельности; 4. создание экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 5. государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование; 6. государственный санитарно-эпидемиологический надзор; 7. проведение социально-гигиенического мониторинга; 8. научные исследования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 9. меры по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых отравлений, состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; 10. меры по гигиеническому воспитанию, обучению населения и пропаганде здорового образа жизни; 11. меры по привлечению к ответственности за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-гигиенческого благополучия населения.

3. Указы и распоряжения президента по вопросам экологии и природопользования; правительственные природоохранные акты. В качестве примера можно назвать Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. о федеральных природных ресурсах.

4. Нормативные акты министерств и ведомств. Нормативные акты, затрагивающие вопросы рационального использования и охраны окружающей природной среды, издаются в виде постановлений. инструкций, приказов и т. д.

5. Нормативные решения органов местного самоуправления. Эти документы издаются мэриями городов, сельскими и поселковыми администрациями для дополнения и конкретизации действующих нормативно-правовых актов в области защиты окружающей среды.

Общим критерием всех экологических нарушений является причинение вреда окружающей природной среде. Если экологическое правонарушение не представляет общественную опасность, то его называют экологическим проступком. Если же экологическое правонарушение представляет общественную опасность, приносит ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью людей, то оно называется экологическим преступлением. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002 г.) (статья 75): «За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность». Дисциплинарные наказания налагаются на должностных лиц, рабочих и служащих руководителем предприятия или учреждения за невыполнение ими производственных обязанностей, связанных с охраной окружающей природной среды. К этому виду наказания относятся предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе. Административная ответственность накладывается за противоправное действие или бездействие, которое нарушает законодательство об охране окружающей природной среды. Самой распространенной мерой административного взыскания является денежный штраф. За экологические преступления, отличающиеся наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями, устанавливается уголовная ответственность. В УК РФ 1996 года введён и такой состав преступных действий, как экоцид, т. е. массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Такие действия наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет. Предприятия и граждане, которые причинили вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу других граждан и народному хозяйству, обязаны возместить его в полном объёме. Для должностных лиц, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, устанавливается материальная ответственность.

 

ЛЕКЦИЯ 17. МОНИТОРИНГ ПРИРОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 

Экологическим мониторингом (от лат. монитор – напоминающий, надзирающий) называется система наблюдения и контроля, проводимых регулярно по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций её изменения.

К основным задачам мониторинга состояния окружающей среды относятся:

1. Наблюдение за изменением состояния окружающей среды;

2. Выявление антропогенных факторов, вызывающих негативные изменения окружающей среды.

Целями мониторинга окружающей природной среды являются:

1) оценка наблюдаемых изменений;

2) прогноз изменений состояния окружающей среды;

3) принятие мер для предотвращения отрицательных последствий деятельности человека;

4) разработка стратегии оптимальных отношений общества и окружающей среды.

К техническим средствам мониторинга относятся:

1. Стационарные посты по воздуху и воде.

2. Передвижные и стационарные лаборатории по состоянию атмосферы, воды, почвы, снега.

3. Передвижные станции контроля выбросов и сбросов.

4. Инспекционные службы.

5. Службы получения данных от населения.

Наблюдение за загрязнением атмосферного воздуха осуществляется на специальных постах. Под постом понимается выбранная точка местности, на которой размещается павильон или автомобиль, оборудованные соответствующими приборами. Любой пост необходимо размещать на открытой проветриваемой со всех сторон площадке с непылящим покрытием. Для осуществления мониторинга устанавливают три категории постов наблюдений: стационарный, маршрутный и передвижной.

Стационарный пост предназначается для проведения непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ или регулярного отбора проб воздуха для последующего анализа. Стационарный пост наблюдений представляет собой специально оборудованный павильон, в котором находится аппаратура, предназначенная для регистрации концентраций загрязняющих веществ и метеопараметров по установленной программе. На стационарных постах для осуществления наблюдений применяют комплексные лаборатории ПОСТ, представляющие собой утеплённый, обитый дюралевыми ячейками павильон, в котором размещены комплекты приборов и оборудования для отбора проб воздуха и проведения метеорологических измерений. Отечественная промышленность производит две модификации комплексных лабораторий – ПОСТ–1 и ПОСТ–2. Последняя характеризуется более высокой производительностью и степенью автоматизации. В лабораториях ПОСТ–1 и ПОСТ–2 могут находиться газоанализаторы ГКП–1 (на SO2), ГМК–3 (на СО), метеорологическая станция М–49, мачта для установки датчика ветра, фильтры для отбора пыли.

Маршрутный пост служит для регулярного отбора проб воздуха в фиксированной точке местности при наблюдениях, которые осуществляются с помощью передвижного оборудования. Для этого можно использовать автолабораторию «Атмосфера–2», смонтированную в салоне автофургона. Этот салон разделён на два отсека: приборный и вспомогательный. В приборном отсеке располагается оборудование для отбора проб воздуха на газовые примеси, сажу, пыль. Во вспомогательном отсеке установлены датчики температуры и влажности, распределительный щит и другое оборудование. На крыше автофургона размещается съёмная платформа, на которой установлен ящик с датчиком скорости и направления ветра, мачта для приведения в рабочее положение датчиков и выносная штанга для крепления датчиков температуры и влажности. Отбор воздуха на газовые примеси осуществляется на высоте 2,6 м от поверхности земли.

Передвижной пост требуется для отбора проб под дымовым факелом для выявления зоны влияния данного источника. Места для отбора проб при подфакельных наблюдениях выбирают на различных расстояниях от источника загрязнения, учитывая закономерности распространения загрязняющих веществ в атмосфере. Отбор проб осуществляют последовательно по направлению ветра на расстояниях 0,2 – 0,5; 1; 2; 3; 4; 6; 8; 10; 15 и 20 км от стационарного источника выброса, а также с наветренной стороны источника. При подфакельных наблюдениях пробы отбирают на высоте 1,5 м от уровня земли.

Пункты наблюдения на водоёмах размещаются в районах:

– расположения крупных населенных пунктов, сточные воды которых сбрасываются в водоёмы;

– сброса сточных вод территориально-производственными комплексами;

– мест нереста и зимовья ценных видов промысловых рыб;

– предплотинных участков, важных для рыбного хозяйства;

– пересечения реками государственных границ;

– замыкающих створов крупных рек;

– устьев загрязнённых притоков больших водоёмов.

Под створом понимают условное поперечное сечение водоёма, в котором производится комплекс работ для получения данных о качестве воды.

Для анализа качества поверхностных вод используется классификация степени загрязнённости воды по величине комбинаторного индекса, согласно которой весь диапазон состава и свойств воды делится на семь классов от «очень чистой» до «чрезвычайно грязной».

I класс – «Очень чистая» – индекс загрязнения водоёма < 0,3

II класс – «Чистая» – индекс загрязнения водоёма =
0,3 – 1,0

III класс – «Умеренно-загрязнённая» – индекс загрязнения водоёма = 1,0 – 2,5

IV класс – «Загрязнённая» – индекс загрязнения водоёма = 2,5 – 4,0

V класс – «Грязная» – индекс загрязнения водоёма = 4,0 – 6,0

VI класс – «Очень грязная» – индекс загрязнения водоёма = 6,0 – 10,0

VII класс – «Чрезвычайно грязная» – индекс загрязнения водоёма > 10,0

В зависимости от территориального охвата можно выделить три ступени экологического мониторинга: локальный (биоэкологический, санитарно-гигиенический), региональный (геосистемный, природно-хозяйственный) и глобальный (биосферный, фоновый). Программа локального мониторинга, ограниченного небольшой территорией, включает в себя биоэкологические (санитарно-гигиенического) наблюдения за изменением содержания в различных компонентах окружающей среды загрязняющих веществ, которые обладают канцерогенными, мутагенными и иными неблагоприятными свойствами. Постоянное наблюдение ведется за следующими показателями и веществами:

1) в поверхностных водах – радионуклиды, тяжёлые металлы, пестициды, бенз(а)пирен, рН, азот, нефтепродукты, фенолы, фосфор;

2) в атмосферном воздухе – оксиды углерода, оксиды азота, диоксид серы, озон, пыль, аэрозоли, тяжёлые металлы, радионуклиды, пестициды, бенз(а)пирен, азот, фосфор, углеводороды;

3) в живых организмах – тяжёлые металлы, радионуклиды, пестициды, бенз(а)пирен, азот, фосфор.

На региональном (геосистемном) уровне наблюдения ведутся за состоянием крупных природно-территориальных комплексов, где имеются отклонения параметров от нормы, вызванные интенсивным антропогенным воздействием. Для повышения эффективности работ по сохранению и улучшению состояния окружающей среды в Российской Федерации 24 ноября 1993 г. принято постановление правительства РФ № 1229 «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга».

Перед глобальным мониторингом ставятся задачи обеспечить наблюдение, контроль и прогноз изменений в биосфере в целом. К объектам глобального мониторинга относятся атмосфера, гидросфера, растительный и животный мир и биосфера в целом как среда жизни всего человечества. При выполнении работ по программе глобального мониторинга большое значение имеют наблюдения за состоянием природной среды из космоса, с помощью спутниковых дистанционных методов. Космический мониторинг даёт возможность получить уникальную информацию о функционировании экосистем, как на региональном, так и на глобальном уровнях.

Разработка и координация глобального мониторинга проводится в рамках ЮНЕП (орган ООН) и Всемирной метеорологической организации (ВМО). К основным целям этой программы относятся: 1) организация расширенной системы предупреждения об угрозе здоровью населения;

2) анализ влияния глобального загрязнения атмосферы на климат;

3) оценка количества и распределения загрязнений в биологических системах;

4) анализ проблем, возникающих в результате сельскохозяйственной деятельности;

5) оценка влияния загрязнения окружающей среды на наземные экосистемы;

6) анализ влияния загрязнения океана на морские экосистемы;

7) организация системы предупреждений о стихийных бедствиях в международном масштабе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.