Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 19. Экологическая экспертиза




Одним из решающих факторов обеспечения охраны окружающей среды является экологическая экспертиза. Экологической экспертизой называется установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Цель экологической экспертизы – обеспечить предупреждение вредных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, её задача – оценить степень влияния конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека. Правовой основой экологической экспертизы является Федеральный закон «Об экологической экспертизе» № 174 – ФЗ от 23 ноября 1995 г. Можно выделить несколько типов экологических экспертиз:

1. Государственная экологическая экспертиза, которая назначается специально уполномоченным органом государства в области охраны окружающей среды. Выводы государственной экологической экспертизы обладают силой надведомственного документа, обязательного к исполнению.

2. Ведомственная экологическая экспертиза, которая проводится по приказу соответствующего министерства или ведомства. Результаты ведомственной экологической экспертизы сохраняют силу внутри соответствующей ведомственной структуры, если не противоречат выводам государственной экологической экспертизы.

3. Общественная экологическая экспертиза, которая организуется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами. Её заключения носят рекомендательный характер.

4. Научная экологическая экспертиза, которая проводится по инициативе научных учреждений, высших учебных заведений или по инициативе научных коллективов и отдельных ученых.

Проведение экологической экспертизы опирается на следующие принципы:

1. Презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности.

2. Обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.

3. Комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий.

4. Обязательность учёта требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы.

5. Достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу.

6. Независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.

7. Научная обоснованность, объективности и законности заключений экологической экспертизы.

8. Гласность, участие общественных организаций, учёт общественного мнения.

9. Ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество экологической экспертизы.

Субъектами государственной экологической экспертизы являются, как правило, три стороны: заказчик, подрядчик, потребитель. В роли заказчика выступает властная государственная структура, наделённая правом назначать экспертизу, например, Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы. В роли подрядчика выступает исполнитель задания по экологической экспертизе. Им может быть научно-исследовательский институт или самостоятельная комиссия. Потребителем в данном случае является предприятие или учреждение, объекты которого стали предметом экспертного анализа.

К объектам, подлежащим государственной экологической экспертизе, относятся:

1. Предплановые материалы, проекты генеральных планов застройки территорий.

2. Технико-экономические обоснования проектов строительства, реконструкции и т. д. предприятий.

3. Проекты комплексных схем охраны и использования природных ресурсов;

4. Материалы обследования для придания статуса особо охраняемого объекта.

5. Обоснования для внедрения новой техники и технологии.

Обязательной государственной экспертизе также подлежат экологические обоснования лицензий и сертификатов, проекты нормативной технической документации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

В стандартах на новую технику технологию, материалы, продукцию потребления устанавливаются экологические требования для предупреждения вреда окружающей природной среде и здоровью человека. Проверка соответствия этих объектов экологическим требованиям относится к задачам экологической экспертизы. Особым объектом экологической экспертизы является жизнь и здоровье человека во взаимосвязи с окружающей средой. Такая экспертиза носит название эколого-санитарной. В её задачу входит установление связи между состоянием здоровья человека и вредным воздействием окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности. Проведение эколого-санитарной экспертизы имеет решающее значение в вопросах возмещения вреда здоровью граждан от неблагоприятного воздействия окружающей среды. К задачам эколого-нормативной экспертизы относится анализ соответствия требованиям экологической безопасности нормативов качества окружающей природной среды.

Для проведения экологической экспертизы какого-либо проекта требуются следующие данные: 1. Нормативные документы по охране окружающей среды для выработки экологических критериев. 2. Статистические данные по надёжности объектов, аналогичных подлежащим экспертизе. 3. Данные по состоянию окружающей среды: а) данные полевых и лабораторных наблюдений; б) данные, полученные в результате проведённых расчётов (используются методики расчёта выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду).

В состав представляемых на экспертизу материалов должны входить: оценка воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности; положительное заключение и согласование органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления; материалы обсуждений объекта с гражданами и общественными объединениями.

Проведение экологической экспертизы проектов включает в себя три главных этапа:

1. Подготовительный, при котором устанавливается полнота представления на экспертизу проектных материалов в соответствии с нормативными документами Министерства природных ресурсов РФ.

2. Основной, при котором изучаются представленные материалы, устанавливается их соответствие требованиям природоохранного законодательства, оптимальность принятых решений по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

3. Заключительный, при котором производится обобщение и оценка данных и составление заключения экспертизы.

Экспертное заключение государственной экологической экспертизы состоит из трёх частей: вводной, констатирующей и заключительной. Вводная часть экспертизы включает в себя сведения об экспертируемых материалах, об организации, их разработавшей, сведения о заказчике, органе утверждающем данные материалы. Кроме того, в вводной части содержится информация об органе, который проводит экологическую экспертизу, и о времени её проведения.

В констатирующую часть входит общая характеристика отражения экологических требований в представленном на экспертизу проекте. В случае проектирования предприятия нужна дополнительная информация об экологическом состоянии земельного отвода, где намечается строительство. Необходимо располагать сведениями о рельефе местности, розе ветров, намечаемой санитарно-защитной зоне предприятия.

Заключительная часть экспертного заключения государственной экологической экспертизы обязательно должна включать в себя оценку всего комплекса мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе граждан и общественных организаций, а также по инициативе органов местного самоуправления.

Граждане и общественные организации имеют право:

1. Выдвигать предложения о проведении государственной и общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории.

2. Направлять в письменной форме аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой деятельности.

3. Получать от органов, осуществляющих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов, информацию о результатах её проведения.

4. Обжаловать выводы экспертной комисси в суд.

Кроме того, общественные организации вправе:

1. Требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической позиции в средствах массовой информации.

2. Рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения хозяйственных объектов.

Общественная экологическая экспертиза должна проводиться общественными организациями, основным направлением деятельности которых является охрана окружающей среды, в том числе осуществление экологической экспертизы. Общественные организации, проводящие экологическую экспертизу, имеют право:

1. Получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе.

2. Изучать нормативно-техническую документацию, устанавливающую требования к проведению государственной экологической экспертизы.

3. Участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы.

В области экологической экспертизы в компетенцию органов местного самоуправления входит:

1. Направлять своих экспертов в качестве наблюдателей на заседания экспертных комиссий государственной экологической экспертизы, причём не только по объектам, расположенным на своей территории, но и в случаях возможного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой в другом административном районе.

2. Организовывать общественные обсуждения, проводить опросы среди населения о намечаемой хозяйственной деятельности.

3. Организовывать по желанию населения общественную экологическую экспертизу.

 

Контрольные вопросы

1. Предмет и задачи дисциплины "Экология".

2. Структура экологических знаний.

3. История развития экологии как науки.

4. Организм и среда обитания.

5. Понятие об экологических факторах.

6. Закономерности воздействия экологических факторов на организм.

7. Лимитирующие факторы. Правило минимума. Закон толерантности В. Шелфорда.

8. Основные характеристики популяций.

9. Демографическая структура популяций и её динамика.

10. Биоценоз, биогеоценоз и экосистема. Структура биогеоценоза.

11. Экологические ниши.

12. Типы питания. Автотрофные и гетеротрофные организмы.

13. Трофические цепи.

14. Энергия в биогеоценозах и их продуктивность.

15. Правило экологической пирамиды.

16. Биосфера, её основные составляющие: гидросфера, атмосфера, литосфера.

17. Роль В.И. Вернадского в формировании современного представления о биосфере и ноосфере.

18. Ноосфера как новая стадия развития биосферы.

19. Круговорот веществ в природе.

20. Биогеохимические циклы.

21. Влияние экологических факторов на здоровье человека.

22. Классификация загрязнений окружающей среды.

23. Загрязнение атмосферы.

24. Основные последствия загрязнения атмосферы.

25. Антропогенное воздействие на гидросферу.

26. Виды антропогенного воздействия на почву.

27. Источники экологического права.

28. Основные положения закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".

29. Виды ответственности за нарушение природоохранного законодательства.

30. Мониторинг природно-технических систем.

31. Классификация природных ресурсов.

32. Экологическое нормирование.

33. Инженерная экологическая защита атмосферы, гидросферы, литосферы.

34. Природопользование.

35. Утилизация и обезвреживание твёрдых бытовых и производственных отходов.

36. Экологическая экспертиза.

37. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.