Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria - опыт) считает основным источником достоверного научного знания опыт




РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio - разум) основным источником знания считает рассудок, рассуждение, теоретическое обобщение.

Если эмпиризм ориентировался главным образом на естественные науки, то рационализм - на математические.

Формирование эмпирической методологии связывают с именем английского философа Френсиса Бэкона (През.5, слайд 4). Главным трактатом Бэко­на является «Новый Органон» (В честь «Органона» Аристотеля).

Бэ­кона считают основоположником эмпирического метода познания. Источник знаний и критерий их истинности Бэ­кон видел в опыте. Лозунгом Бэкона стал афоризм «Знание - сила». Бэкон считал, что цель научного знания в принесении пользы челове­ческому роду, в практической значимости знания. Бэкон резко крити­кует созерцательный идеал знания и стремится к максимальному воссоединению философии с результата­ми практической деятельности человека.

В своей теории эмпирических исследований Бэкон выделил такие методы опытного познания, как анализ (разделение сложного на про­стые элементы), наблюдение, эксперимент (изучение процессов путем создания новых условий их протекания). Основным методом науки Бэкон считал индукцию - движение от единичного к общему. В тру­дах Бэкона подверглась содержательной критике схоластика. Он заявлял, что новый метод познания требует освобож­дения человеческого разума от всякого рода предвзятых идей, кото­рые он называет «идолами». Бэкон различал 4 вида идолов:

1) идолы рода; 2) идолы пещеры; 3) идолы рынка; 4) идолы театра (Презент. 5, слайд 3).

Бэкон считал, что первые два идола преодолеваются самообразованием и самовоспитанием. Вторые – через преобразование общественного сознания.

Но всему этому мешает схоластика, поэтому необходимо строго разграничить теологию и философию (теология опирается на авторитет Священного писания и церкви, а философия – на совпадение мысли с действительностью). Философский метод, таким образом увеличивает власть человека над природой и содействует человеческому счастью. Он указывает кратчайший путь к познанию, открытиям и изобретениям – индукцию. ИНДУКЦИЯ – это необходимая для наук, опирающаяся на показания органов чувств, форма доказательства и метод познания природы.

Отличный от Бэкона путь в разработке проблем методологии научного исследования был у французского мате­матика и философа Рене Декарта, или Картезия. Основные сочине­ния Декарта – «Рассуждение о методе» и «Начала философии». Декарт не признавал опытное, чувственное познание достоверным: чувства искажают действительность. Он ищет обоснования достоверности знания. В философии Декарта главенствующая роль в процессе по­знания отведена дедукции, которая опирается на достоверные аксио­мы.

По Декарту, истинным может быть только рассуждение, мысль. «Мыслю, следовательно, существую» - гласит основополагающий те­зис Декарта. Декарт полагал, что исследователь должен подвергать сомнению все знания прошлого. Сомнение, по Декарту, - это не путь отрицания познаваемости мира, а путь отыскания достоверного знания. Пользуясь своим методом, он заложил основы аналитической гео­метрии, объяснил образование и движение небесных сфер.

Философия Декарта находится в зависимости от его математических и физических исследований. В своей работе «Рассуждение о ме­тоде» Декарт приходит к выводу, что источник знаний и критерий истинности находится не во внешнем мире, а в разуме человека. Создание единого научного метода, который у Декарта носит название «универсальная математика», даст возможность построить систему науки, способной обеспечить человеку господство над природой. При разработке своего метода познания Р. Декарт основывался на понимании мира как машины, совокупность различных агрегатов. Согласно Декарту, математика должна стать главным средством познания природы. Его единый научный метод должен превратить познание в организованную деятельность, освободив ее от случайности.

Им были выведены основные правила рационалистического мето­да: признание исходным пунктом рассуждений элементарные самоочевидные истины (аксиомы); строгая последовательность логических рассуждений; отсутствие пропусков логических суждений. Главенствующее место в научном познании Декарт отводил дедукции (выведению) - движению от общего к частному. ДЕДУКЦИЯ – это такое действие ума, посредством которого из предпосылок делается заключение, получается определенное следствие.

Декарт сформулировал три основных правила дедуктивного метода (презент. 5, слайд 5):

1. Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное;

2. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного;

2. В вопросе также должно содержаться нечто неизвестное.

  1. Понятие субстанции

Центральное понятие картезианской метафизики - субстанция. Оно позволяет понять смысл дуалистической философии Декарта. Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций: духовные и материальные. Субстанция (лат. substuпtia - сущность) - это объек­тивная реальность. Духовная реальность, по Декарту, обладала врож­денными идеями, присущими ей, а не приобретенными в опыте. На­пример, идея Бога как всесовершенного существа, идеи чисел и фигур, некоторые аксиомы. В этом учении о врожденных идеях отразилось платоновское понимание знания как воспоминания того, что знала душа, когда она еще была в мире идей.

Материальная субстанция отождествлялась с природой (телесной). Главными атрибутами являлись: духовной субстанции - мышле­ние, материальной - протяженность. У Декарта способностью мыш­ления обладает только духовная субстанция.

Центр и одновременно исходная точка философии Нового времени - размышляющий субъект. Если в философии средних веков был главный принцип абсолютной личности, то в фи­лософии Нового времени выдвигается на первый план концепция че­ловека разумеющего.

Декарт был сыном своего времени, и его философская система не была лишена внутренних противоречий. Рационалистические мотивы в его учении переплетаются с теологическим учением о свободе воли, дарованной человеку Богом. Заблуждения по Декарту - это продукт злоупотребления человеком присущей ему свободной воли.

Декартовский дуализм подверг критике нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (Барух), который разработал монистическое учение о мире как единой субстанции. (През. 5, слайд 6). Центральная идея философии Спинозы - тождество Бога и природы, т.е. он определил субстанцию как причину самой себя. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, называется пантеизмом. Именуя субстанцию Богом, или природой, Спиноза тем самым под­черкивал, что это иной Бог, чем в теологии, он не есть личность, наде­ленная сознанием, не есть творец природы. Это безличная сущность, бытие как начало и причина всего сущего. Спиноза отличал субстан­цию от мира отдельных конечных вещей (модусов). Модусы - видо­изменения субстанции.

По мысли Спинозы, Бог, или материальная субстанция природы, является самостоятельной, активной силой - «natura naturans». Суб­станция едина, модусов - бесчисленное множество. Спиноза доказы­вал, что движение не есть следствие какого-то божественного толчка, ведь природа «причина самой себя». Движение составляет ее сущность и источник.

Основными сочинениями Спинозы были «Богословско­-политический трактат», «Этика». В «Этике» он настаивает на безраздельном господстве необходимо­сти. Учение о природе стало опорой для логического доказательства возможности человеческой свободы в рамках необходимости. Соглас­но Спинозе, человек - существо, в котором модусу протяженности ­телу - соответствует модус мышления - душа. И по тому и по друго­му модусу человек - часть природы. Телесное и духовное в нем не за­висят друг от друга, они «параллельны». Весь мировой процесс совер­шается в силу абсолютной необходимости, и человеческая воля ничего не в состоянии изменить. Человек может только постигнуть ход миро­вого процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь, таким образом, «свобода есть осознанная необходимость».

Вместе с передовыми умами ХVII в. - Ф. Бэконом и Р. Декартом - ­Б. Спиноза целью знания считал завоевание господства над природой и совершенствование человека. Он возвысил знание интеллектуаль­ное, основывающееся на уме, над чувственным как низшим видом зна­ния и принизил роль опыта. Высшим видом интеллектуального зна­ния он считал умственную интуицию. Спиноза считается основоположником научной критики Библии.

  1. Монадология Лейбница.

Другой философ, математик, физик, юрист, историк Готфрид Вильгельм Лейбниц выдвинул учение о множественности субстан­ций. В философии Г. Лейбница обнаруживается сочетание рациона­лизма и эмпиризма. Основа философской системы Г. Лейбница - уче­ние о монадах. В своем произведении «Монадология» он объявил материальные явления проявлением неделимых, простых духовных единиц - монад. Монады вечны и неуничтожимы, их свойством является деятельность, движение и стремление к восприятию. Хотя одна монада не оказывает никакого воздействия на другие, тем менее движение и развитие каждой из них находятся в полном соответствии с движением и развитием других. Это связано с «предустановленной гармонией» в устройстве мирового целого, заложенной божественной волей. Монада называется душой, когда в ней есть чувство, и духом, когда есть разум. Неделимые монады составляют сущность всей природы. Монады различаются по уровню сознательности. Лейбниц различал три вида монад (Презент. 5, слайд 7).

В каждой монаде заключена возможность ее дальнейшего развития, совершенствования и «возвышения». Критерием для определения степени развитости монады, по Лейбницу, является степень сознательности или разумности. В связи с этим на вершине лестницы Лейбниц помещает высшую монаду - Бога. Такое представление вполне совпадает с современным представлением о том, что окружающий мир наполнен невидимыми глазу микроорганизмами.

В истории познания Лейбниц не принимает полностью учение о врожденных идеях. В своем сочинении «Монадология» он пишет: «Истины разума необходимы, и противоположное им невозможно; истины факта случайны, и противоположное им возможно…» (Лей6ниц Г. Монадология // Соч. в 4 т. - М., 1982-1983. Т.1 С. 418-419).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.