Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детство

Сущность основных понятий и категорий дисциплины.

Сущностная характеристика системы социальной защиты детства (населения) и управление ею.

Сущность основных понятий и категорий дисциплины.

Категориальный аппарат дисциплины

Лекция 1

«Управление социальными системами»

 

 

1. Ребёнок (дети).

В соответствии с Конвенцией о правах ребёнка Р. – каждое человеч. существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному реб-ку, он не достигает совершеннолетия ранее. Согласно ст. 54 Сем. Кодекса, реб-ком признается лицо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия). По достижении этого возраста чел-к становится дееспособным – т.е., способен своими действиями приобретать и осущ-ть права; создавать и нести обязанности. При этом, в неα случаях (в случае т.н. «эмансипации» – признания реб-ка полностью дееспособным по решению суда или органа опеки и попечительства; в случае, если он работает по труд. договору или с согласия родителей занимается предпринимат. деят-тью) или создания семьи до 18 лет, начиная с 16-летнего возраста реб-к становится полностью дееспособным. Т.е. фактически реб-к приравнивается в правовом отн-и к взрослым – становиться совершеннолетним. Несмотря на это, по закону он все равно считается реб-ком.

Р. – чел-к в возрасте: от рождения до зрелости; от рождения до пубертатного периода; от младенчества до пубертатного периода (Большой толковый психологич. словарь).

Дети – особая соц.-демограф. группа нас-я с возрастными границами от рождения до 18 лет, имеющая свои специфич. потребности, интересы и права; объект особой соц. заботы со стороны гос-ва (Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: защита детства в РФ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С. 277).

 

В научной лит-ре понятие «Д.» рассматривают в 3-х напр-х: как пр-сс инд. Rt реб-ка; как положение ребёнка в общ-ве; как заботу общ-ва о детях.

Д. – этап Rt чел-ка, предшествующий взрослости; хар-ся интенсивным ростом организма и формированием ВПФ. В соt философии, социологии и психологии обобщённое понятие «Д.» рассматривается как сложный многомерный феномен, α, имея биол. основу, опосредован многими соц.-культ. факторами, что диктует необх-ть его истор. Rt (Психолого-пед. Словарь. – Р/н/Д, 1998).

Д. – период м/у грудным возрастом и пубертатным периодом (периодом полового созревания) (Большой толковый психологич. словарь).

Д. – период отсутствия взрослой ответ-ти, узаконенной зависимости от заботы и экон. поддержки общ-ва (англ. Энциклопедия соц. работы. – М., 1993).

Д. – период, в течение α взрослое поколение активно воздействует на младшее, формируя его способности, навыки и умения (Положение детей в СССР. 1990 г. – М., 1991).

 

3. «Соц. поддержка – спец. меры, напр-е на поддержание усл-й, достаточных для сущ-я «слабых» соц. групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в пр-се своей ж/деят-ти и деятельного сущ-я» (Павленок).

 

4. «Соц. гарантии – система мер, нормативных установок и усл-й, напр-х на удовлетворение опр-го набора благ и услуг, потребностей поддержания ж/обеспечения и деятельного сущ-я людей» (Павленок).

 

5.«Соц. реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных реб-ком соц. связей и функций, восполнению среды ж/обеспечения, усилению заботы о нем» (ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка»).

 

6. «Соц. адаптация реб-ка – пр-сс активного приспособления реб-ка, нах-ся в ТЖС, к принятым в общ-ве правилам и нормам поведения, а также пр-сс преодоления последствий психологич. или моральной травмы» (ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка»).

7. Социальное обслуживание – это разновидность специфической соц. деят-ти, напр-й на удовлетворение соц. потребностей различных категорий нас-я, но не только тех, α попали в ТЖС или находятся в социально опасном положении, а всех людей – от рождения до конца жизни, на различных этапах их Rt (Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие. / Отв. ред. Е.И.Холостова. – М., 2001. – С. 154).

 

8. «Соц. управление – один из видов упр-я в общ-ве, функции α заключаются в регулировании соц. положения всех участников общ. жизни и обеспечении их Rt как субъектов общ. отн-й» (широкое понимание в контексте дисциплины) (Павленок).

 

9. Соц. защита и соц. защищённость.

Первоначально появился термин «соц. защищённость» («соц. безопасность») (США, 1935 г., позднее распространился на все западные страны) для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экон. и соц. деградации вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода, болезни, рождения реб-ка, производств. травмы или проф. заболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и т.д. В наст t под соц. защищённостью реб-ка понимают устойчивое психич. состояние, включающее его уверенность в успешном соц.-профессиональном самоопределении, в частности, и в завтрашнем дне вообще, а также эффективная социализация.

«Соц. защита – сист. мероприятий, осущ-х общ-вом и его различ. стр-рами, по обеспечению гарантир-х минимально достаточных усл-й жизни, поддержанию ж/обеспечения и деятельного сущ-я чел-ка» (в т.ч. и реб-ка) (Павленок).

В науч. лит-ре соц. защита рассматривается в широком и узком значениях:

- в широком смысле – сист. соц. отн-й, при α индивид способен сам-но позаботиться о себе и создать усл-я для ж/деят-ти своих детей. В данном значении соц. защита совпадает с сист. гарантий прав личности, но в < степени касается непосредственно реб-ка;

- в узком смысле – соц. политика гос-ва, стремящегося адм-ми мерами обеспечить удовлетворит-е сущ-е группам нас-я, нах-ся в особо сложном положении и не способным без внешней поддержки улучшить его (маргиналы).

10. Соц. система – целостная стр-ра, осн-м эл-том α явл-ся люди, их вз/действия, отн-я и связи, носящие устойчивый хар-р и воспроизводящиеся в историч. пр-се на основе совместной деят-ти людей, переходя из поколения в поколение (Википедия).

Соц. система – это совокупность соц. явл-й и пр-сов, находящихся в отн-х и связи м/у собой и образующих неα целостный соц. объект (Википедия).

Понятие «соц. система» употреблялось ещё в Древнем Мире, но под ним подразумевалась идея упорядоченности общ. жизни, поэтому оно было > близко к понятию «соц. порядка». С развитием системного подхода в науке понятие «соц. система» было формализовано. Алексис Токвиль был первым, кто использовал термин «соц. стр-ра». Один из самых ранних и наи> исчерпывающих анализов соц. стр-ры был проведен К.Марксом, показавшим завис-ть полит., культ. и религ. сторон жизни от способа произв-ва – в этом заключалась теория историч. матер-зма. Последующие маркс. теоретики (Л.Альтюссер и др.), считали что культ. и полит. учр-я отн-но автономны и зависимы от экон. факторов не фаталически, а только «в крайней ситуации». Но маркс. взгляд на соц. стр-ру общ-ва не был единств-м. Параллельно это понятие в св. работах развивали такие мыслители, как Герберт Спенсер, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм и многие др.

 

11. Система соц. защиты нас-я – совокупность законодательно установленных экон-х, соц-х, юрид-х гарантий и прав, соц. институтов и учр-й, обеспечивающих их реализацию и создающих усл-я для поддержания ж/обеспечения и деятельного сущ-я различных соц. слоев и групп нас-я, прежде всего социально уязвимых (Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие. / Отв. ред. Е.И.Холостова. – М., 2001. – С. 133).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внеутробный этап (собственно детство) | Сист. органов упр-я ССЗД
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.