Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Особенности отношения дошкольника к природе

Поскольку ребенок реально начинает контактировать с миром природы в возрасте 2-3 лет, тот анализ отношения ребенка к природе начинается с дошкольного возраста.

Особенности отношения к природе у дошкольников определяются особенностями мышления, свойственным данному возрасту.

Еще в 20 годы Жан Пиаже установил, что основой познавательной деятельности дошкольников является эгоцентризм, который приводит к тому, что ребенок четко не разделяет свое «я» и окружающий мир Своеобразные представления дошкольников о мире являются следствием поверхностных обобщений, которые делает ребенок в процессе взаимодействия со своим окружением.

Итак, первая особенность отношения дошкольников к природе – это антропоморфизм. Поскольку в жизненном опыте ребенка причинно- следственные связи устанавливаются быстрее всего и самыми первыми, то совершенно естественно для него является объяснение любых причинно- следственных связей в природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми.

(Месяца нет на небе, потому, что он ушел спать).

Вследствие этого подхода, ребенок совершенно серьезно считает, что различные природные объекты способны думать, чувствовать, иметь свои цели и желания, т.е. очеловечивает все природное. Однако, такой подход не означает, что ребенок – дошкольник жалеет, любит все природные объекты.

Вторая характерная особенность дошкольников - артификализм, т.е представление о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих собственных целей. Артификализм в восприятии природы и непоколебимая вера во всемогущество взрослого объясняют такие просьбы детей: достань мне звездочку, подари мне этот лес, скажи вороне, чтобы еще раз пролетела мимо меня. Этот артификализм приводит к формированию у детей прагматического отношения к природе. А что мне это может дать? Основной вопрос дошкольников в связи с этим явлением – зачем? Зачем звезды на небе? Зачем море?

Третья особенность отношения ребенка к природе – это когнитивный или познавательный. Было установлено, что взаимоотношения у ребенка с природой складываются под прямым воздействием степени сформированности у детей представлений о живом. Чем выше степень представлений у ребенка о живом мире, тем более спокойно ведет себя ребенок в природе, более проявляет познавательный интерес к ней. Иными словами, степень сформированности представлений о живом мире определяет и характер взаимоотношений дошкольников с природой.

С другой стороны, именно в познавательной сфере и проявляется субъективное отношение детей к природе. Здесь наблюдается характерные различия в отношениях взрослого и ребенка. Увидев бабочку, взрослый воскликнет: «Какая красавица. Как это красиво» А ребенок, увидев бабочку, сразу хочет ее поймать, взять. Подержать в руках, потрогать.

Для дошкольного возраста в целом характерен когнитивный, субъектно-прагматический тип субъектного отношения к природе.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экологические представления | Вопрос 3. Теория и методики ознакомления дошкольников с природой как наука и ее связь с другими науками
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.