Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение паблик-рилейшнз и пресс-служб




СТАНОВЛЕНИЕ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ И ПРЕСС-СЛУЖБ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ

Выражение «паблик рилейшнз» было впервые произнесено президентом США Т. Джефферсоном в 1807 г. в послании к конгрессу. С. Блэк увидел в нем «искусство и науку достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности».

В наше время насчитывается более пятисот определений паблик рилейшнз. Заслуживает внимания формулировка профессора Санкт-Петербургского университета М. А. Шишкиной: «Паблик рилейшнз — это управленческая коммуникативная рыночная деятельность (совокупность социальных практик), направленная на формирование эффективной системы публичных дискурсов социального субъекта, обеспечивающей оптимизацию его взаимодействий со значимыми сегментами социальной среды (с его общественностью»). Известный исследователь этой темы А. Б. Зверинцев считает, что паблик рилейшнз — это «деятельность по переводу прагматических целей организации в приемлемую для общества политику». Он выделяет следующие основные функции паблик рилейшнз:

■аналитике-просветительскую (анализ, исследование и прогнозирование тенденций);

■организационно-управленческую (обеспечение целей организации, выработка ответных мер);

■ коммуникационно-информативную (достижение взаимопонимания, гармонии, обеспечение руководства информацией);

■ консультативно-методическую (функция советника).

Соглашаясь с этим, А. Б. Зельманов базовой функцией считает коммуникационную.

Следует особо подчеркнуть, что практика пиара появилась в началеXX в. в США и связана с журналистикой. Именно тогда, в 1902 г., ИдаТарбелл опубликовала серию статей под общим названием «История "Стандарт-Ойл Компани"».в которых рассказано о нечистоплотных методах конкурентной борьбы, ведущейся ее владельцем Джоном Д. Рокфеллером.

Это сказалось на репутации нефтяного магната, на его бизнесе: возникли проблемы с компаньонами, ухудшились отношения внутри фирмы. Появились неприятности в семье. Конгресс США принял антитрестовское законодательство, в результате ряд компаний подверглись штрафным санкциям.

Отцом же современных паблик рилейшнз считают Айви Ли — предпринимателя и журналиста, обратившегося к пиар-практике в 1903 г., когда он совместно с Дж. Паркером открыл агентство по созданию имиджа политических лидеров, фирм и государственных учреждений, освещая и популяризируя их деятельность в прессе, проводя разного рода мероприятия. Тем самым он доказывал предпринимателям, что точная, честная и своевременная информация об их деятельности в печати — залог понимания и принятия обществом их политики, идей, товаров и услуг. Айви Ли писал: «Наша служба — не секретное пресс-бюро. Вся работа делается в открытую. Наши материалы точны. По любому вопросу можно получить дополнительную информацию». Спустя четыре года Айви Ли опубликовал «Декларацию о принципах», в которой заявил: «Наша цель заключается в том, чтобы откровенно и открыто от имени деловых кругов и общественных институтов представлять прессе и общественности США своевременную и точную информацию по вопросам, представляющим для общественности ценность и интерес».

В результате Айви Ли создал себе отличную репутацию, разбогател, действуя в интересах большого бизнеса и осуществляя контакты между крупными корпорациями и государственными институтами, с одной стороны, и обществом — с другой.

С 1914 г. Айви Ли— личный советник Дж. Д. Рокфеллера, нанявшего его для исправления своей дурной репутации. С его помощью удалось сменить направленность забастовки по поводу ряда инцидентов с гибелью рабочих на шахтах в Колорадо. По рекомендации Айви Ли Дж. Д. Рокфеллер сам спускался в шахты, выслушивал жалобы шахтеров, танцевал с их женами на одном из праздников. В серии статей в прессе Айви Ли показал своего шефа в кругу многочисленной семьи и родственников: как доброго деда, заботливого отца, внимательного мужа, верного друга, щедрого и гостеприимного хозяина, авторитетного и рассудительного судьи семейных и клановых ссор и неурядиц.

После таких публикаций в прессе Дж. Д. Рокфеллер стал своим человеком для шахтеров, изменил свой имидж в глазах всех американцев. Спустя десятилетия Дж. Д. Рокфеллер признавал, что разрешение критической ситуации в Колорадо с помощью прессы было одним из самых важных событий в его жизни.

В дальнейшем журналист Айви Ли помогал известному в США авиатору Чарльзу Линдбергу убеждать публику не бояться полетов на самолете. Работал он и с кандидатом на пост мэра Нью-Йорка, и с пресс-бюро Демократической партии во время президентских выборов в США.

Подлинным же теоретиком и идеологом паблик рилейшнз считают Эдварда Бернейса. В 1923 г. он опубликовал книгу «Кристаллизация общественного мнения» и был первым преподавателем паблик рилейшнз в Нью-Йоркском университете. Словосочетание «паблик рилейшнз» почти одновременно стало названием и профессии, и учебной университетской дисциплины. Эдвард Бернейс посвятил свою жизнь изучению поведения человека и возможности влиять на это поведение. Его приглашали на работу не только американские президенты, но и диктаторы Франко, Гитлер. Двум последним он отказал. Его книга «Кристаллизация общественного мнения» постоянно лежала на столе министра пропаганды фашистской Германии Йозефа Геббельса.

Первыми функционерами паблик рилейшнз в Великобритании стали пресс-секретари. Эти должности были введены в штат Британским казначейством в 1809 г., а почтовой службой — в 1854 г. Британское правительство обратилось к деятельности пиарменов в 1912 г., когда была организована группа лекторов для разъяснения нового подхода правительства к пенсионному обеспечению.

К началу 1930-х годов в США сложилась система паблик рилейшнз как самостоятельная функция менеджмента, а в крупных компаниях появились должности вице-президентов по коммуникациям или паблик рилейшнз. Укрепился и сам статус ПР как корпоративной функции управления общественным мнением. Профессор Г. Г. Почепцов утверждает: «Реально ПР возник в результате индустриальной революции, когда монополисты ощутили недостаточность методов управления только производственной сферой... США первыми прошли этот путь монополизации, поэтому здесь... и возникли первые варианты реализации идей ПР».

Вместе с тем следует отметить, что «лицо» пиаровской элиты в любом государстве представляет пресс-секретарь его руководителя, как, впрочем, в любом концерне, фирме, банке, организации, учреждении. В зависимости от политических целей, задач, интересов заказчика связи с общественностью превращаются то в практику согласия, то в технологию оправдания какого-то социального действия, а иногда — в убеждение или прямую, неприкрытую лобовую пропаганду.

Факты свидетельствуют о том, что необходимость связей с общественностью появились в началеXX в. для того, чтобы установить согласие между крупным капиталом и обществом, а в годы Второй мировой войны определилась их технология, оправдывавшая действия государственной власти перед народом. Это значит, что цели и задачи, обозначенные базисными субъектами, определяют и характер паблик рилейшнз на конкретном историческом отрезке времени, в конкретной ситуации.

Профессиональные же особенности пиарменов складываются из следующих характеристик:

■ специалисты по связям с общественностью подчинены целям и задачам бизнесных субъектов и символизируют собой их идеологию;

■ их профессиональная ориентация выражена преимущественно в обслуживании базисного субъекта ПР-деятельности, они становятся выразителями интересов конкретной социальной группы;

■ профессионализм специалистов по ПР определяется внешним согласием с общественной политикой базисного субъекта ПР, умением идентифицировать себя с ней.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.