Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные общности, группы и организации

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, ОБЩНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ.

Лекция.

Вопросы для контрольной проверки по теме

1. Что является источником покрытия тактических и плановых скидок с цен?

2. Какие скидки оказывают наибольшее воздействие на величину дебиторскойзадолженности?

3*. Какой тип скидок предпочтителен для хлебокомбината, обслуживающего большую сеть мелких булочных?

4*. Почему скидки с цены трактуются законодательством как ценовая дискри­минация?

5*. Почему программистские фирмы заинтересованы в продаже своей продук­ции для предустановки на продаваемые компьютеры, хотя получают при этом куда меньшую цену, чем при отдельной продаже своих программ?

 

1. Социальные общности, группы и организации

2. Сущность и теории статификации

 

Социальная общность — это реально существующая, эмпири­чески фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся от­носительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия или поведения.

 

Поэтому социальную общность можно рассматривать как особую форму взаимодействия людей.

 

Предметом взаимодействия в ней явля­ется потребность в солидарности и координации совместных дей­ствий.

 

Можно сказать, что в общности объединяются люди:

- име­ющие схожие социальные условия жизни,

- одинаковые функции и обусловленные ими статусы,

- социальные роли,

- культурные зап­росы,

- этнические признаки и т.д.

Общности отличаются огромным разнообразием видов и форм.

 

Виды и формы общностей

По количественному составу они могут быть:

- небольшими и объ­единять в себе лишь нескольких людей

- многочисленными (например, международные политические или экономические движения).

Виды и формы общностей

По продолжительности своего суще­ствования общности могут быть:

- кратковременными - существуют в течение нескольких минут или ча­сов (например, аудитория конкретной телевизионной передачи),

- долговре­менными. - существуют несколько лет (например, политические партии), или целые столетия и тысячелетия (например, этносы или нации).

 

Виды и формы общностей

Плотность связей между индивидами в общностях также различна:

- тесно спло­ченный коллектив или организация,

- расплыв­чатые, аморфные образования.

 

Виды и формы общностей

Помимо этого, социальные общ­ности можно классифицировать на основе их базового системо­образующего признака.

В соответствии с этим различают:

- территориальные,

- этнические,

- демографические,

- культурные и иные общности.

-

Сложная совокупность признаков позволяет подразделять все общности на два широких подкласса: массовые и групповые.

 

 

МАССОВЫЕ ОБЩНОСТИ

 

Для массовых общностей характерны следующие черты:

1. Структурная нерасчленённость, аморфность, размытость границ, неопределённость качественного и количественного со­става, отсутствие строго обозначенного принципа вхождения в них.

2. Ситуативный способ существования. Массовые общности образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне её, а потому являют­ся неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образова­ниями.

3. Разнородность состава, межгрупповая природа. Эти общ­ности разрывают классовые, групповые, этнические и иные гра­ницы.

4. Вследствие своей аморфности они не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных еди­ниц.

 

 

Типичным образцом массовых общностей можно считать:

- уча­стников широких политических (например, антивоенных) и эко­логических движений,

- поклонников эстрадных звезд,

- болельщи­ков спортивных команд,

- членов любительских ассоциаций по интересам (например, филателистов) и т.д.[1]

 

Массовые общности могут быть представлены в виде соци­альных агрегаций и социальных категорий.

Соци­альные агрегации

представляют собой совокупность индивидов

- про­странственно находящихся в определенном месте и

- не осуществляющих сознательного взаимодействия.

 

- Пасажиры вагона

- Жители города

- Жители микрорайона

 

При этом раз­деление сообществ осуществляется лишь пространственно, с уче­том физически определённых границ.

 

Примерами такого рода сообществ могут быть люди, едущие в одном вагоне, находя­щиеся в определённый момент на одной улице или прожива­ющие в одном городе. Таким образом, агрегация — это неко­торое количество людей, собранных в определённом физи­ческом пространстве и не осуществляющих сознательного взаимодействия.

 

Социальная категория

- общности, объединяющие индивидов с одной или несколь­кими схожими характеристиками.

К ним, например, можно от­нести:

- мужчин,

- студентов,

- художников,

 

Можно говорить о категориях блондинок и брюнеток, возрастных категориях (молодёжь от 18 до 25 лет) и т.д.[2]

 

Групповые общ­ности.

Второй подкласс общностей представлен групповыми общ­ностями.

Поскольку они полностью противоположны массовым, то для них характерны следующие особенности:

1. Органический характер. Они целостны, обладают внутрен­ней структурой, а также определенным качественным и количе­ственным составом.

2. Способность осуществлять многообразные виды деятель­ности.

3. Выраженная однородность состава.

4. Способность входить в более широкие общности в качестве
структурных единиц.

 

- Различные трудовые коллективы,

- Политические партии.

 

Классификация груп­повых общностей

- осуществляется в зависимости от их базовой природы, т.е. характера свойств, присущих индивидам и лежащих в основе образования соответствующих общностей.

 

На основе этого принципа выделяют:

- социальные,

- демографические,

- этнические,

- региональные и прочие группы.

 

 

Таким образом, социальные общности — это такие объедине­ния людей, которые:

возникают и формируются:

- на основе их культурно-истори­ческой самобытности (например, народы, нации),

- родствен­ных связей

- сходства стадий жизненного цикла (семей­ные, поколенческие, половозрастные);

различаются:

- по профессионально-квалификационным и

- тер­риториально-региональным признакам.

 

Социальная группа: сущность и особенности

 

сущность

Понятие группы является одной из базовых категорий социо­логии. Однако у ученых нет полного согласия относительно ее определения.

 

Существуют разные точки зрения на соотношение понятий «группа» и «общность».

 

Некоторые социологи не делают различий между ними, рассматривая и группу, и общность как более или менее многочисленную совокупность взаимодействующих людей.

 

Другие авторы пытаются разграничить группы и общности по количественному признаку, считая, что группа — это малая общ­ность, а общность — это большая группа.

 

Однако в социологии более распространена точка зрения, согласно которой не каждая общность является группой. Между ними есть существенные качественные различия. Группа рассмат­ривается лишь как подкласс общностей и представляет собой груп­повую общность. Массовые общности при этом с группами не отождествляются.

 

Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как:

- совокупность индивидов, тем или иным образом вза­имодействующих друг с другом, осознающих свою принадлеж­ность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других.

 

Таким образом, он выделяет три основные черты групп:

- взаимодействие,

- членство,

- идентичность и рассмат­ривает их как групповые общности[3].

 

На основе приведенных выше определений можно заключить, что социальная группа — это совокупность индивидов, взаимо­действующих определенным образом на основе разделяемых ожи­даний каждого члена группы в отношении других.

 

То есть суще­ствуют два необходимых условия для того, чтобы некоторую со­вокупность индивидов считать группой:

 

•наличие взаимодействий между ее членами

•появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.

 

 

Любую социальную группу от другого объединения индиви­дов отличает:

- наличие взаимодействий,

- определенной сплоченно­сти

- контроля за ее деятельностью.

 

КВАЗИГРУППА

 

Квазигруппы имеют следующие отличительные черты:

1. Спонтанность образования.

2. Неустойчивость взаимодействий.

3. Отсутствие разнообразия во взаимодействиях, либо однонаправленность связей.

4. Кратковременность совместных действий.

 

Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное вре­мя, после чего либо трансформируются, либо распадаются, либо развиваются до уровня социальных групп.

 

 

Выделяют три основных вида квазигрупп:

- аудиторию

- толпу

- социальный круг.

 

Рассмотрим подробнее каждый из этих видов.

I. Аудитория

Под аудиторией понимается:

- общность людей, объединенных взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой), владеющим информацией и доводящим ее до этой общности.

Аудитория может осуществлять как непосредственное взаи­модействие с коммуникатором (например, слушать уличного ора­тора, объявление распорядителя в магазине), так и опосредован­ное, через СМИ.

 

В повседневной жизни человек часто сталкивается с аудито­риями. Внимаем ли мы оратору в лекционном зале или тамаде за столом, читаем ли газету или слушаем радио — во всех случаях мы являемся членами аудиторий разного типа.

II. Толпа

 

Толпа — это собрание людей, находящихся в замкнутом фи­зическом пространстве и объединенных общностью интересов.

Исследованиями толпы занимались многие известные ученые: французские социологи Г. Тард и Г. Лебон, итальянец С. Сигеле, русский социолог Н.Михайловский и др.

Толпа обладает такими психологическими характеристиками, как:

- эмо­циональность,

- спонтанность,

- внушаемость,

- анонимность и не­уязвимость.

 

эмо­циональность

Нельзя не согласиться с Г. Тар-дом в том, что всякая толпа иррациональна и легко поддается внушению. Она повторяет одни и те же движения, одни и те же крики, она мелочно самолюбива. Критиковать ее нельзя, обра­щаться к ее разуму бесполезно. Бороться с толпой таким путем — все равно, что бороться с циклопом. Она криком, воем, топань­ем заглушает всех, кто не умеет ей угодить.

Собравшись в боль­шом количестве, толпа, из кого бы она ни состояла — из профес­соров или кочегаров, — прежде всего теряет способность владеть собой, ибо она не мыслит, а чувствует. В этой ситуации, с точки зрения Г. Тарда, кочегар и профессор ничем не отличаются друг от друга, оба чувствуют одинаково. То есть толпа делает из чело­века автомат, ослабляя и уничтожая его индивидуальность3.

внушаемость

Таким образом, мы видим, что люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы и скорее принимают мнения, чув­ства и действия большинства, нежели находясь вне толпы.

 

спонтанность

К тому же они имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, чем в общих условиях, не задумываются над своими действиями, их поведение в толпе основано на эмоциях.

 

анонимность и не­уязвимость

Толпа часто действует как целое, ее члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов, они чувствуют себя незначительными и неузнаваемыми в толпе. А поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувство­вать себя вне социального контроля, понимая, что до них трудно «добраться».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Скидки при комплексной закупке товаров | Типология толпы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.