КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальные общности, группы и организации
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, ОБЩНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ. Лекция. Вопросы для контрольной проверки по теме 1. Что является источником покрытия тактических и плановых скидок с цен? 2. Какие скидки оказывают наибольшее воздействие на величину дебиторскойзадолженности? 3*. Какой тип скидок предпочтителен для хлебокомбината, обслуживающего большую сеть мелких булочных? 4*. Почему скидки с цены трактуются законодательством как ценовая дискриминация? 5*. Почему программистские фирмы заинтересованы в продаже своей продукции для предустановки на продаваемые компьютеры, хотя получают при этом куда меньшую цену, чем при отдельной продаже своих программ?
1. Социальные общности, группы и организации 2. Сущность и теории статификации
Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия или поведения.
Поэтому социальную общность можно рассматривать как особую форму взаимодействия людей.
Предметом взаимодействия в ней является потребность в солидарности и координации совместных действий.
Можно сказать, что в общности объединяются люди: - имеющие схожие социальные условия жизни, - одинаковые функции и обусловленные ими статусы, - социальные роли, - культурные запросы, - этнические признаки и т.д. Общности отличаются огромным разнообразием видов и форм.
Виды и формы общностей По количественному составу они могут быть: - небольшими и объединять в себе лишь нескольких людей - многочисленными (например, международные политические или экономические движения). Виды и формы общностей По продолжительности своего существования общности могут быть: - кратковременными - существуют в течение нескольких минут или часов (например, аудитория конкретной телевизионной передачи), - долговременными. - существуют несколько лет (например, политические партии), или целые столетия и тысячелетия (например, этносы или нации).
Виды и формы общностей Плотность связей между индивидами в общностях также различна: - тесно сплоченный коллектив или организация, - расплывчатые, аморфные образования.
Виды и формы общностей Помимо этого, социальные общности можно классифицировать на основе их базового системообразующего признака. В соответствии с этим различают: - территориальные, - этнические, - демографические, - культурные и иные общности. - Сложная совокупность признаков позволяет подразделять все общности на два широких подкласса: массовые и групповые.
МАССОВЫЕ ОБЩНОСТИ
Для массовых общностей характерны следующие черты: 1. Структурная нерасчленённость, аморфность, размытость границ, неопределённость качественного и количественного состава, отсутствие строго обозначенного принципа вхождения в них. 2. Ситуативный способ существования. Массовые общности образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне её, а потому являются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями. 3. Разнородность состава, межгрупповая природа. Эти общности разрывают классовые, групповые, этнические и иные границы. 4. Вследствие своей аморфности они не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц.
Типичным образцом массовых общностей можно считать: - участников широких политических (например, антивоенных) и экологических движений, - поклонников эстрадных звезд, - болельщиков спортивных команд, - членов любительских ассоциаций по интересам (например, филателистов) и т.д.[1]
Массовые общности могут быть представлены в виде социальных агрегаций и социальных категорий. Социальные агрегации представляют собой совокупность индивидов - пространственно находящихся в определенном месте и - не осуществляющих сознательного взаимодействия.
- Пасажиры вагона - Жители города - Жители микрорайона
При этом разделение сообществ осуществляется лишь пространственно, с учетом физически определённых границ.
Примерами такого рода сообществ могут быть люди, едущие в одном вагоне, находящиеся в определённый момент на одной улице или проживающие в одном городе. Таким образом, агрегация — это некоторое количество людей, собранных в определённом физическом пространстве и не осуществляющих сознательного взаимодействия.
Социальная категория - общности, объединяющие индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками. К ним, например, можно отнести: - мужчин, - студентов, - художников,
Можно говорить о категориях блондинок и брюнеток, возрастных категориях (молодёжь от 18 до 25 лет) и т.д.[2]
Групповые общности. Второй подкласс общностей представлен групповыми общностями. Поскольку они полностью противоположны массовым, то для них характерны следующие особенности: 1. Органический характер. Они целостны, обладают внутренней структурой, а также определенным качественным и количественным составом. 2. Способность осуществлять многообразные виды деятельности. 3. Выраженная однородность состава. 4. Способность входить в более широкие общности в качестве
- Различные трудовые коллективы, - Политические партии.
Классификация групповых общностей - осуществляется в зависимости от их базовой природы, т.е. характера свойств, присущих индивидам и лежащих в основе образования соответствующих общностей.
На основе этого принципа выделяют: - социальные, - демографические, - этнические, - региональные и прочие группы.
Таким образом, социальные общности — это такие объединения людей, которые: • возникают и формируются: - на основе их культурно-исторической самобытности (например, народы, нации), - родственных связей - сходства стадий жизненного цикла (семейные, поколенческие, половозрастные); • различаются: - по профессионально-квалификационным и - территориально-региональным признакам.
Социальная группа: сущность и особенности
сущность Понятие группы является одной из базовых категорий социологии. Однако у ученых нет полного согласия относительно ее определения.
Существуют разные точки зрения на соотношение понятий «группа» и «общность».
Некоторые социологи не делают различий между ними, рассматривая и группу, и общность как более или менее многочисленную совокупность взаимодействующих людей.
Другие авторы пытаются разграничить группы и общности по количественному признаку, считая, что группа — это малая общность, а общность — это большая группа.
Однако в социологии более распространена точка зрения, согласно которой не каждая общность является группой. Между ними есть существенные качественные различия. Группа рассматривается лишь как подкласс общностей и представляет собой групповую общность. Массовые общности при этом с группами не отождествляются.
Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как: - совокупность индивидов, тем или иным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других.
Таким образом, он выделяет три основные черты групп: - взаимодействие, - членство, - идентичность и рассматривает их как групповые общности[3].
На основе приведенных выше определений можно заключить, что социальная группа — это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
То есть существуют два необходимых условия для того, чтобы некоторую совокупность индивидов считать группой:
•наличие взаимодействий между ее членами •появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.
Любую социальную группу от другого объединения индивидов отличает: - наличие взаимодействий, - определенной сплоченности - контроля за ее деятельностью.
КВАЗИГРУППА
Квазигруппы имеют следующие отличительные черты: 1. Спонтанность образования. 2. Неустойчивость взаимодействий. 3. Отсутствие разнообразия во взаимодействиях, либо однонаправленность связей. 4. Кратковременность совместных действий.
Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо трансформируются, либо распадаются, либо развиваются до уровня социальных групп.
Выделяют три основных вида квазигрупп: - аудиторию - толпу - социальный круг.
Рассмотрим подробнее каждый из этих видов. I. Аудитория Под аудиторией понимается: - общность людей, объединенных взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой), владеющим информацией и доводящим ее до этой общности. Аудитория может осуществлять как непосредственное взаимодействие с коммуникатором (например, слушать уличного оратора, объявление распорядителя в магазине), так и опосредованное, через СМИ.
В повседневной жизни человек часто сталкивается с аудиториями. Внимаем ли мы оратору в лекционном зале или тамаде за столом, читаем ли газету или слушаем радио — во всех случаях мы являемся членами аудиторий разного типа. II. Толпа
Толпа — это собрание людей, находящихся в замкнутом физическом пространстве и объединенных общностью интересов. Исследованиями толпы занимались многие известные ученые: французские социологи Г. Тард и Г. Лебон, итальянец С. Сигеле, русский социолог Н.Михайловский и др. Толпа обладает такими психологическими характеристиками, как: - эмоциональность, - спонтанность, - внушаемость, - анонимность и неуязвимость.
эмоциональность Нельзя не согласиться с Г. Тар-дом в том, что всякая толпа иррациональна и легко поддается внушению. Она повторяет одни и те же движения, одни и те же крики, она мелочно самолюбива. Критиковать ее нельзя, обращаться к ее разуму бесполезно. Бороться с толпой таким путем — все равно, что бороться с циклопом. Она криком, воем, топаньем заглушает всех, кто не умеет ей угодить. Собравшись в большом количестве, толпа, из кого бы она ни состояла — из профессоров или кочегаров, — прежде всего теряет способность владеть собой, ибо она не мыслит, а чувствует. В этой ситуации, с точки зрения Г. Тарда, кочегар и профессор ничем не отличаются друг от друга, оба чувствуют одинаково. То есть толпа делает из человека автомат, ослабляя и уничтожая его индивидуальность3. внушаемость Таким образом, мы видим, что люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы и скорее принимают мнения, чувства и действия большинства, нежели находясь вне толпы.
спонтанность К тому же они имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, чем в общих условиях, не задумываются над своими действиями, их поведение в толпе основано на эмоциях.
анонимность и неуязвимость Толпа часто действует как целое, ее члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов, они чувствуют себя незначительными и неузнаваемыми в толпе. А поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля, понимая, что до них трудно «добраться».
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |