КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конспект лекции. Экономические интересы потребности и их виды
Экономические интересы потребности и их виды. Типы и модели экономических систем. Формы собственности и их экономические функции. Собственность как экономическая категория. Модуль 2. Фундаментальные проблемы функционирования экономики. Методические рекомендации для подготовки к семинару № 2. При подготовке к семинару необходимо освоить теоретический материал путем ответа на вопросы для самопроверки и тестовые задания. Необходимо использовать любой из источников предложенной литературы. Научиться строить кривую производственных возможностей. Задания и методические рекомендации к СРСП № 2: Основы общественного производства. 1. Что такое производительные силы и производственные отношения? 2. Как связаны производительные силы и производственные отношения. 3. Почему человеческое общество – результат общественного производства? 4. Раскройте роль в современной экономике любого, по вашему выбору, экономического ресурса. 5. Раскройте роль образования и профессиональной подготовки в развитии экономики. 6. Приведите классическую классификацию факторов производства. Чем она отличается от современной? 7. Что следует понимать под многозначностью экономики. 8. Что относится к результатам общественного производства? 9. Что такое услуга, какова роль услуг в удовлетворении потребностей? Цель СРСП: взаимосвязь теоретических знаний с практическими навыками. Уметь решать проблему ограниченности ресурсом, научиться делать наиболее рациональный выбор. Лекция 3. Теория собственности, типы и модели экономических систем. План лекции: Цель лекции: провести тестирование экономических систем по традиционным критериям, определить типы и формы собственности. Основные понятия по теме: экономическая система (традиционная, рыночная, плановая, смешанная), экономическая модель, собственность, право собственности. Экономическую систему можно характеризовать как совокупность взаимосвязанных экономических отношений имеющих связь с внешней средой, а также обратную связь. Фундаментальное свойство – целостность. Экономическая система в чистом виде – теоретическая абстракция. Реальная экономическая система включает в себя политико-правовые общественные отношения, общественные отношения, роль которых растет с развитием человеческого общества. Экономическая система – совокупность взаимосвязанных и упорядоченных элементов экономики. Функционирование экономической системы нацелено на выполнение следующих задач: формирование и обеспечение работоспособности экономики; координация всех видов экономической деятельности; реализация социальных программ. Существуют различные классификации экономических систем по следующим критериям: 1. По степени открытости: 1.1 Закрытая экономика- все деловые операции происходят внутри страны, ограничивается внутреннее потребление, не доступна для иностранных фирм. 1.2 Открытая экономическая система – экономика активно включается в систему международных экономических отношений, наряду с национальной валютой используется иностранная валюта. 2. По формам регулирования, отношениям собственности: 2.1 Традиционная система - где отношения строятся на основе выработанных веками традиций и обычаев. 2.2 Командно-административная экономика - основана на централизованном планировании и государственной собственности на все факторы производства. 2.3 Рыночная экономика – основана на частной собственности, свободной конкуренции производителей и потребителей. 2.4 Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. 3.По уровню развития промышленной революции и НТР. 3.1 Доиндустриальная система – система, где преобладает сельское производство, натуральное хозяйство и ручной труд. 3.2 Индустриальная система – основана на крупном машинном производстве, развитых товарно-денежных отношениях. 3.3 Постиндустриальная система – главным ресурсам является информация, ведущая сфера- экономико-непроизводственная сфера.
Рисунок - Экономические системы по уровню развития промышленной революции и НТР. 4. По формам регулирования, отношений собственности в мировой экономике выделяют следующие основные экономические системы: 4.1 Традиционная (натуральная, патриархальная); 4.2 Рыночная (меновая, товарно-денежная); 4.3 Плановая (командно-административная); 4.4 Современная (смешанная, социально-ориентированная). Границами, отделяющими экономические системы друг от друга, являются промышленная и научно-техническая революции. Чтоб уяснить основные отличия выше перечисленных экономических систем проведем различия по критерию решения основной экономической проблемы: что производить? Как производить? Для кого производить?
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |