Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекции. Экономические интересы потребности и их виды




Экономические интересы потребности и их виды.

Типы и модели экономических систем.

Формы собственности и их экономические функции.

Собственность как экономическая категория.

Модуль 2. Фундаментальные проблемы функционирования экономики.

Методические рекомендации для подготовки к семинару № 2.

При подготовке к семинару необходимо освоить теоретический материал путем ответа на вопросы для самопроверки и тестовые задания. Необходимо использовать любой из источников предложенной литературы. Научиться строить кривую производственных возможностей.

Задания и методические рекомендации к СРСП № 2: Основы общественного производства.

1. Что такое производительные силы и производственные отношения?

2. Как связаны производительные силы и производственные отношения.

3. Почему человеческое общество – результат общественного производства?

4. Раскройте роль в современной экономике любого, по вашему выбору, экономического ресурса.

5. Раскройте роль образования и профессиональной подготовки в развитии экономики.

6. Приведите классическую классификацию факторов производства. Чем она отличается от современной?

7. Что следует понимать под многозначностью экономики.

8. Что относится к результатам общественного производства?

9. Что такое услуга, какова роль услуг в удовлетворении потребностей?

Цель СРСП: взаимосвязь теоретических знаний с практическими навыками. Уметь решать проблему ограниченности ресурсом, научиться делать наиболее рациональный выбор.

Лекция 3. Теория собственности, типы и модели экономических систем.

План лекции:

Цель лекции: провести тестирование экономических систем по традиционным критериям, определить типы и формы собственности.

Основные понятия по теме: экономическая система (традиционная, рыночная, плановая, смешанная), экономическая модель, собственность, право собственности.

Экономическую систему можно характеризовать как совокупность взаимосвязанных экономических отношений имеющих связь с внешней средой, а также обратную связь. Фундаментальное свойство – целостность. Экономическая система в чистом виде – теоретическая абстракция. Реальная экономическая система включает в себя политико-правовые общественные отношения, общественные отношения, роль которых растет с развитием человеческого общества. Экономическая система – совокупность взаимосвязанных и упорядоченных элементов экономики. Функционирование экономической системы нацелено на выполнение следующих задач: формирование и обеспечение работоспособности экономики; координация всех видов экономической деятельности; реализация социальных программ. Существуют различные классификации экономических систем по следующим критериям:

1. По степени открытости:

1.1 Закрытая экономика- все деловые операции происходят внутри страны, ограничивается внутреннее потребление, не доступна для иностранных фирм.

1.2 Открытая экономическая система – экономика активно включается в систему международных экономических отношений, наряду с национальной валютой используется иностранная валюта.

2. По формам регулирования, отношениям собственности:

2.1 Традиционная система - где отношения строятся на основе выработанных веками традиций и обычаев.

2.2 Командно-административная экономика - основана на централизованном планировании и государственной собственности на все факторы производства.

2.3 Рыночная экономика – основана на частной собственности, свободной конкуренции производителей и потребителей.

2.4 Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей.

3.По уровню развития промышленной революции и НТР.

3.1 Доиндустриальная система – система, где преобладает сельское производство, натуральное хозяйство и ручной труд.

3.2 Индустриальная система – основана на крупном машинном производстве, развитых товарно-денежных отношениях.

3.3 Постиндустриальная система – главным ресурсам является информация, ведущая сфера- экономико-непроизводственная сфера.

 

 

Рисунок - Экономические системы по уровню развития промышленной революции и НТР.

4. По формам регулирования, отношений собственности в мировой экономике выделяют следующие основные экономические системы:

4.1 Традиционная (натуральная, патриархальная);

4.2 Рыночная (меновая, товарно-денежная);

4.3 Плановая (командно-административная);

4.4 Современная (смешанная, социально-ориентированная).

Границами, отделяющими экономические системы друг от дру­га, являются промышленная и научно-техническая революции.

Чтоб уяснить основные отличия выше перечисленных экономических систем проведем различия по критерию решения основной экономической проблемы: что производить? Как производить? Для кого производить?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.