Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекции. Теорема Коуза. Общественные блага




Теорема Коуза. Общественные блага. Роль государства в рыночной экономике.

Функционирование рыночного механизма.

Понятие и содержание рыночного механизма.

Многозначность понятия рынка.

Лекция 4. Механизм функционирования рыночной экономики.

Методические рекомендации для подготовки к семинару №3.

При подготовке к семинару необходимо освоить теоретический материал путем ответа на вопросы для самопроверки и тестовые задания. Необходимо использовать любой из источников предложенной литературы.

Чтоб уяснить основные отличия выше перечисленных экономических систем проведем различия по критерию решения основной экономической проблемы: что производить? Как производить? Для кого производить? Отношения собственности выводятся из редкости ресурсов: если не существует ограниченности ресурсов, то бессмысленно говорить о собственности.

Задания и методические рекомендации к СРСП №3: Теория собственности. Типы и модели экономических систем.

1. Какова роль Ф. Кенэ, У. Пети, Д. Риккардо, и А. Смита в развитии теории собственности?

2. Многообразие форм собственности.

3. Разгосударствление и приватизация в Республике Казахстан.

4. Собственность: это вещь или общественное отношение. Докажите.

5. Как вы понимаете: плюрализм собственности – есть форма реализации экономической свободы личности.

Цель СРСП: взаимосвязь теоретических знаний с практическими навыками. Уметь определять типы экономических систем, практически применять «пучок» прав собственности.

План лекции:

Цель лекции: раскрыть механизм функционирования рыночного механизма. Определить роль государства в рыночной экономике.

Основные понятия: рынок, рыночный механизм, конкуренция, либерализация.

Понятие рынка многозначно. Рынок как экономическая категория означает совокупность обменных актов и соответствующих социально-экономических отношений. Но рынок характеризуется не только социально-экономическими отношениями в сфере обмена, но и их организацией в пространстве и во времени. Вот почему базар – это конкретная форма рынка, а рынок – одна из форм товарно-денежных отношений.

На рынке встречаются производитель, потребитель, продавец и покупатель товара. Они встречаются потому, что им это нужно, один производит, другой потребляет. Следовательно, рынок – это целостная система экономических отношений между людьми в производстве, распределении, обмене и потреблении. С такой позиции рынок – синоним рыночной экономики.

Рыночный механизм – это форма организации хозяйства, при которой производители и потребители сами и самостоятельно решают основные экономические проблемы посредством рынка. Это чистый или классический механизм регулирования экономики.

В условиях классического рынка никто из производителей специально не решает проблему: что, как и для кого производить. Производители и потребители встречаются на рынке и договариваются между собой о ценах и объеме поставок. И ни какого сознательного регулирования, полная стихия, но не хаос, а экономический порядок.

Потребители формируют программу потребления на основе цен на предметы потребления. Образуется спрос на конкретный вид продукта. Этот объем спроса сопоставляется с объемом предложения. Разность, формируемая рынком, приводит к отклонению цены от ее равновесного значения. Отклонение служит сигналом для производителей и потребителей: увеличить или сократить производство. Рыночный механизм реального регулирования экономики не идеальна и неустойчива. Работает методом проб и ошибок. Бесчисленные согласования между производителями и потребителями на какой-то момент времени приводит рынок к равновесному состоянии.

Схема -Механизм рыночного регулирования экономики.

 

Кто управляет рынком? Не правительство. У рынка есть два «диктатора»:

1.денежная масса

2.конкуренция

Потребители платят и определяют, что производить, но желания покупателя наталкиваются на ограниченные производственные ресурсы продавца, выйти за пределы возможностей которых возможно с помощью НТП. Конкуренция диктует наиболее эффективный технологический способ производства, позволяющий на минимальном уровне поддерживать издержки производства и обеспечить приемлемый уровень прибыли при неизвестном или растущем спросе на предлагаемый продукт. Если спрос падает или производство нерентабельно, то производителю придется свернуть производство. Но в сложном лабиринте рыночных отношений есть указатель – прибыль, не следовать по направлению которой экономически смертельно опасно. Она за каждый реально сделанный шаг поощряет или наказывает производителя, заставляет внедряться в те отрасли, где есть спрос, использовать наилучшую технологию производства.

Наипервейшая функция рынка – реализация произведенных товаров. Товары реализуются как стоимости и как общественно-полезные ценности. Рынку принадлежит функция выявления общественно-необходимых затрат труда. Если мы учтем, что производитель в целях увеличения прибыли стремиться снизить издержки производства, повысить качество, выпустить нужный покупателю товар то получим функции – дифференцирующую, регулирующую, стимулирующую, интегрирование национальной экономики в мировую (поскольку рынок не может успешно развиваться в замкнутом пространстве, рынок товаров неизбежно расширяется, охватывая все большее и большее экономической пространство, пока не сложиться единая интернациональная экономика).

Рыночный механизм и принципы, обеспечивающие его функционирование, - это единое целое.

1. Принцип свободы выбора. Означает право каждого гражданина на любую не запрещенную законом форму деятельности.

2. Принцип равенства экономических прав юридических и физических лиц, обуславливающих задачу государства создать равные условия для всех экономических субъектов.

3. Принцип экономической самостоятельности. Право производителя решать основную экономическую проблему.

4. Принцип свободного ценообразования.

5. Принцип государственного регулирования.

6. Принцип социальной защиты.

Этот перечень не полный. В основе рыночной экономики, рыночного механизма ее регулирования лежит экономическое право собственности на все экономические ресурсы. Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам. В самом общем виде рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей- продажей.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы, государство. Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги. Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга.

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация- форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства.

Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить и кому продавать.

Причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя.

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд экономических функций.

Современный высокоразвитый рынок выполняет шесть основных взаимосвязанных функций:

1. Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи.

2. Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.

3. Информирующая функция рынка. Сложившиеся цены “сообщают” бизнесменам о состоянии экономики. В частности, через конкретный разброс цен (скажем на чай, кофе и какао), через их падение и рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, о запросах потребителей и т. д.

4. Регулирующая функция действует через тот же механизм свободных рыночных отношений. Из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недопроизводство). В результате в первых отраслях производство сокращается, а во вторых - растет.

5. Стимулирующая функция также осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффективность экономики. Цены “вознаграждают” дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки.

6. Оздоравливающая функция жестока, но экономически оправдана. Рынок “очищает” экономику от ненужной и не эффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства терпят поражение в конкурентной “борьбе” и “наказываются” банкротством. И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются.

Классификация рынков:

По объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.

В пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки.

Рыночной экономике необходима инфраструктура – система взаимосвязанных специализированных организаций, тема взаимосвязанных потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельности, и т.п. Ранее отмечалось, что рыночная система нуждается в развитой системе аккумуляции сбережений, ядром которой являются фондовые биржи и банки.

Коммерческие банки и фондовые биржи имеют общее функциональное значение – аккумулировать сбережения для последующего их инвестирования. Вместе с тем они различаются по цели деятельности, характеру операций и риску.

Биржа представляет собой организованный оптовый рынок. По типу биржевого товара различают товарные, фондовые и валютные биржи. В современной экономике существуют публично-правовые и государственные биржи. Деятельность биржи регламентируются ее уставом. На бирже действуют посредники – брокеры, выполняющие поручения клиентов, и дилеры, покупающие и продающие товары. Специалисты (джобберы) курируют определенную группу товаров и ценных бумаг корпорации или отрасли.

Биржа, как барометр, характеризует состояние всего народного хозяйства, индикаторами которого являются биржевые курсы (рыночные цены). Они формируются под влиянием спроса и предложения. Структура спроса на ценные бумаги во многом определяется общеэкономическими факторами, динамику которых предугадать довольно сложно. Структура предложения ценных бумаг зависит от микроэкономических факторов.

Наряду с рынком реального товара существует рынок, на котором торгуют правами на покупку (“call”) и правами на продажу (“put”) товара. При этом покупатель контракта обладает правом выбора и платит за это премию. Такая сделка является опционом. Покупатель опциона страхуется в размере премии от понижения (“call”) или повышения (“put”) цены. А страхование продавца отсутствует. Прибыль продавца опциона ограниченна премией, прибыль покупателя может быть сколь угодно большой, начиная с некоторой цены.

На рынке фьючерсов покупаются и продаются типовые контракты на биржевые товары. Единственным переменным параметром является цена, которая определяется покупкой противоположного фьючерсного контракта (метод хеджирования). Различают совершенный хедж, когда убыток по контракту на реальный товар полностью компенсируется прибылью по фьючерсны контрактам, и несовершенный хедж, когда происходит частичная компенсация. Продавцы и покупатели контрактов равноправны и одинаково страхуются.

Внешние эффекты, экстерналии ( externalities) - издержки или выгоды от рыноч­ных сделок, не получившие отражения в ценах.

Они называются "внешними", так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.

Внешние эффекты делятся на отрицательные и положитель­ные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положитель­ные — с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эф­фекты показывают разность между социальными издержками (вы­годами) и частными издержками (выгодами).

MSC = МРС + МЕС,

где MSC — предельные общественные издержки (marginal social cost);

МРС—предельные частные издержки (marginal private cost);

МЕС—предельные внешние издержки (marginal external cost).

Рисунок - Отрицательный внешний эффект

 

Отрицательный внешний эффект (negative externality) воз­никает в случае, если деятельность одного экономического аген­та вызывает издержки других.

Покажем это на примере. Целлюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хоро­шо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды про­порционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. По­скольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расхо­ды на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превы­шает эффективный объем выпуска (рис.1). Без очистных со­оружений количество выпускаемой продукции составляет Q1 т бу­маги при цене Р1. Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1, в которой предложение, равное предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельным общест­венным выгодам MSB, т. е. МРС = MSB.

Между тем предельные социальные издержки равны сумме предельных частных издержек плюс предельные внешние издерж­ки. Следовательно, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до Q2 при росте цены до Р2. В точке Е2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.

Обратим внимание на то, что и в точке Е2 не устраняются пол­ностью последствия загрязнения окружающей среды (ведь в на­шем случае выпуск сточных вод пропорционален объему производ­ства, а объем производства целлюлозно-бумажного комбината в точке Q2 отнюдь не равен нулю). Однако ущерб от загрязнения сущест­венно уменьшается. Площадь треугольника АЕ1Е2 показывает по­тери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек.

Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравне­нию с эффективным объеме, т, е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

 

Провалы рынка. Функции государства в рыночной экономике. «Провалы» (фиаско) рынка (market failures) — это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, сви­детельствующих о провалах" рынка:

1) монополия;

2) несовершенная (асимметричная) информация;

3) внешние эффекты;

4) общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство то­варов с отрицательными внешними эффектами и стимулируя про­изводство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфра­структуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработи­це, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойст­вами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее доля государствен­ных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах в XX в. имеет тенденцию к росту. К тому же обычно госу­дарство проводит антиинфляционную и антимонопольную полити­ку, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия все более активно оно участвует в регулировании структурных изме­нений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится под­держивать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулиро­вание, то станет очевидно, почему роль государства в течение XX в. неуклонно возрастала.

Государственный аппарат стремился решить две взаимосвя­занные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы.

Между тем стремительное увеличение государственного сек­тора и государственного регулирования в условиях рыночной эко­номики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накла­дывает на функции государства определенные ограничения.

Прежде всего недопустимы такие методы вмешательства го­сударства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т. д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Крат­косрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо свое­временно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия пря­мых и косвенных административных методов должна быть строго определена. Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики.

Способы разгосударствления могут быть различны. Это преж­де всего поощрение конкуренции и либерализация рынков, сни­жение барьеров для вступления в отрасль, активная антимонополь­ная политика. Эффективной мерой может стать и стимулирование смешанного предпринимательства. Наконец, сильной мерой явля­ется денационализация государственной собственности, развитие процессов приватизации.

Опыт показывает, что приватизация может быть успешной лишь при наличии определенных условий. Прежде всего к ним от­носятся:

— наличие надежной правовой базы проведения денациона­лизации;

— создание развитой рыночной инфраструктуры (и фондового рынка прежде всего);

— хорошо продуманная процедура продажи государственных предприятий;

— предварительная оценка величины спроса на денационали­зируемый сектор (или отрасли) экономики.

Выводы:

Рынок – это целостная система экономических отношений между людьми в производстве, распределении, обмене и потреблении. Основная функция рынка – реализация произведенных товаров. Рыночный механизм – сложная структура, основанная на принципах: свободы выбора, равенства экономических прав юридических и физических лиц, экономической самостоятельности, свободного ценообразования, государственного регулирования и социальной защиты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.