Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и слово




Логические приемы образования понятий

 

Для образования понятия необходимо выделить суще­ственные признаки предмета, применив с этой целью ряд ло­гических приемов сравнение, анализ, синтез, абстраги­рование, обобщение. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.

Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сход­ства и различия. Логический прием, устанавливающий сход­ство или различие предметов, называется сравнением.

Выделение признаков связано с мысленным расчлене­нием предмета на составляющие его части, стороны, элемен­ты. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.

Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных и от­влечься, абстрагироваться от последних. Мысленное выделе­ние признаков одного предмета и отвлечение от других приз­наков называется абстрагированием.

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приема, противоположного ана­лизу, — синтеза, представляющего собой мысленное соеди­нение частей предмета, расчлененного анализом.

Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения приема, с помощью которого отдельные пред­меты на основе присущих им одинаковых свойств объединя­ются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие.

Таким образом, устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные признаки и от­влекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из основных форм абстрактного мышления — понятие.

Понятие неразрывно связано с основной языковой еди­ницей — словом. Понятия выражаются и закрепляются в сло­вах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формиро­вание понятий, ни оперирование ими.

Единство понятия и слова не означает их полного сов­падения. В разных национальных языках одно и то же понятие выражается разными словами. Но и в одном языке слово и понятие нередко не совпадают. Многие слова имеют не одно, а несколько значений. Например, слово русского языка «связка» употребляется в значениях: 1) несколько одно­родных предметов, связанных вместе («связка книг»), 2) су­хожилие, соединяющее отдельные части скелета или органа тела («мышечные связки»), 3) элемент суждения, связываю­щий субъект и предикат или простые суждения. Несколько значений имеют слова «закон», «субъект», «край» и др.

В любом языке существуют омонимы и синонимы.

Омонимы (от греч. homos — «одинаковый» и onyma — «имя») — это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме но выражающие различные понятия (например, коса — это и сплетенные вместе пряди волос, и идущая от берега узкая полоска земли, и орудие для срезания травы, злаков и т.п.; нота — графическое изображение музыкально­го звука и дипломатическое обращение одного государства к другому; заключение — суждение, полученное логическим путем из посылок, и состояние лица, лишенного свободы, и последняя часть, конец чего-либо).

Синонимами (от греч. synonymus — «одноименный») называются слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но отли­чающиеся друг от друга оттенками значений или стилистической окраской. Например, «родина» и «отечество», «юридическая наука», «правоведение» и «юриспруденция», «договор», «соглашение» и «контракт» и многие другие.

Многозначность слов (полисемия), слова — омонимы и синонимы нередко приводят к смешению понятий, а следова­тельно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точ­но установить значение слов, с тем чтобы употреблять их в строго определенном смысле.

В различных областях науки и техники вырабатывается специальная терминология — система терминов, употреб­ляемых в данной области знания. Термин это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью по крайней мере в пределах данной науки или родственной группы наук. Важное значение разработке и уточнению терминологии придается правовыми науками, которые, как правило, дают разъяснения терминов, употребляемых в определенной области права. Например, в Уголовно-процессуальном кодексе разъясняются термины (наименования): «суд», «суд первой инстанции», «кассационная инстанция», «надзорная инстанция», «судья», «прокурор», «следователь», «законные представители» и др.

Эти и подобные разъяснения позволяют однозначно применять правовые термины.

 

§ 2. Содержание и объем понятия

 

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных призна­ков преступления: общественно опасный характер деяния, противоправность, виновность, наказуемость.

Множество предметов, которое мыслится в по­нятии, называется объемом понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки. Логика оперирует также понятиями «класс» («мно­жество»), «подкласс» («подмножество множества») и «элемент класса».

Классом, или множеством, называется определен­ная совокупность предметов, имеющих некоторые об­щие признаки. Таковы, например, классы (множества) выс­ших учебных заведений, студентов, юридических законов, преступлений и т. д. На основании изучения определенного класса предметов формируется понятие об этом классе. Так, на основе изучения класса (множества) юридических законов образуется понятие юридического закона.

Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмножество. Например, класс студентов включает в себя подкласс студентов юридических вузов, класс преступ­лений — подкласс должностных преступлений.

Отношение между классом (множеством) и подклассом (подмножеством) выражается при помощи знака: А В. Это выражение читается: А является подклассом В. Так, если А — следователи, а В — юристы, то А будет подклассом класса В.

Классы (множества) состоят из элементов. Элемент клас­са — это предмет, входящий в данный класс. Так, эле­ментами множества высших учебных заведений будут Мо­сковский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Московская государственная юридическая академия и т. д.

Отношение элемента к классу выражается при помощи знака : А € В (А является элементом класса В).

Если, например, А — юрист Иванов, а В — юристы, то А будет элементом класса В.

Различают универсальный класс, единичный класс и нулевой, или пустой, класс.

Класс, состоящий из всех элементов исследуемой об­ласти, называется универсальным классом (например, класс планет Солнечной системы). Если класс состоит из од­ного элемента, то это будет единичный класс (например, планета Юпитер); наконец, класс, который не содержит не одного элемента, называется нулевым (пустым) классом. Пустыми классами являются, например, вечный двигатель, круглый квадрат, русалка, леший и др. Число элементов пус­того класса равно нулю.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с дру­гом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устана­вливает, что увеличение содержания понятия ведет к образо­ванию понятия с меньшим объемом, и наоборот.

Так, увеличивая содержание понятия «государство» пу­тем прибавления нового признака — «современный», мы пе­реходим к понятию «современное государство», имеющему меньший объем. Увеличивая понятие «учебник по теории го­сударства и права», переходим к понятию «учебник», имеющему меньшее содержание, так как оно не включает в себя признаки, характеризующие учебник по теории госу­дарства и права.

Подобное же отношение между объемом и содержани­ем имеет место в понятиях «преступление» и «хозяйственное преступление» (первое понятие шире по объему, но уже по содержанию), «генеральный прокурор» и «прокурор», где пер­вое понятие уже по объему, но шире по содержанию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.