КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью
Вопрос 1. У детей с различными нарушениями Тема: Методика формирования количественных представлений Лекция № 4 План: 1. Формирование количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью 2. Формирование количественных представлений у детей с нарушениями зрения 3. Формирование количественных представлений у детей с нарушениями речи
Литература: 1. Калиниченко Анна Викторовна. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод. пособие / А.В. Калиниченко. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с. – (Дошкольное воспитание и развитие). 2. Баряева Людмила Борисовна. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 с. [Серия «Коррекционная педагогика»]. 3. Плаксина Л.И. Математика в детском саду. Методическое пособие для детей с нарушением зрения. – М., 1994. – 94 с. 4. Чумакова И.В. О состоянии количественных представлений у выпускников специального детского сада для детей с нарушением интеллекта // Коррекционная направленность обучения и воспитания в специальных учреждениях для детей с нарушением интеллекта. Саранск, 1995 5. Чумакова И.В. Создание предпосылок к формированию представлений о числе и счете у детей с нарушениями интеллекта. // Дефектология. – № 6, 2003, С. 51-54 6. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе: Пособие для учителя / Ред.-сост. Валентина Федоровна Мачихина, Нина Ароновна Цыпина. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с. При формировании количественных представлений у дошкольников с различными нарушениями педагогу необходимо исходить из следующих положений: · знание специфики нарушения; · должны учитываться возможности возраста; · занятия по математике должны строиться с учетом как общедидактических, так и методических, коррекционных принципов: ü частая смена видов деятельности; ü большое количество повторений на разнообразном материале; ü перенос усвоенных знаний в новые условия; ü игровой характер обучения; ü организация предметно-практических действий каждого ребенка.
УО. (Чумакова И.В.) Исходя из особенностей детей с нарушениями интеллекта все обучение должно носить наглядно-практический характер, т.е. количественные представления ребенок усваивает, наблюдая за действиями педагога и в процессе собственных практических действий с реальными предметами. Опыт практических действий ребенка должен вначале четко фиксироваться в речи педагога, а затем в собственных высказываниях ребенка. Развитию речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений уделяется большое внимание, т.к. четкие представления формируются только тогда, когда увиденное, воспринятое зафиксировано в словесной форме. Если же речь у ребенка не появлялась, то отрабатывались невербальные формы выражения — жесты, интонация. В процесс усвоения математических знаний активно подключалась рука (осязание) как важнейшее познавательное средство в обучении умственно отсталых детей. При формировании представлений: много — мало, пустой — полный и др. — ребенок должен не только видеть и слышать названный признак, но и тактильно, чувственно ощутить его. В ходе эксперимента Чумаковой И.В. выяснилось, что многие умственно отсталые дошкольники испытывают значительные трудности при выделении предметов и их группировке. Поэтому работа по формированию количественных представлений в специальном детском саду должна начинаться с этапа группировки предметов по качественному признаку и выделения отдельных предметов из группы. Формирование навыков классификации предметов по тем или иным признакам осуществляется одновременно с изучением этих признаков (цвет, форма, величина). Качественная классификация способствует лучшему усвоению сенсорных эталонов, а также формирует у детей представление о множестве предметов. Первоначально задания выполняются по подражанию, образцу, а затем, по мере того как дети усваивали признаки предметов и их названия, по словесной инструкции. На данном этапе дети обучаются действиям примеривания, используя прием приложения для отбора предметов по качественному признаку. У детей педагог формирует основные количественные обобщения: один — мало — много; учит отвечать на вопрос «Сколько?». На первых занятиях использовались абсолютно одинаковые предметы, чтобы ребенок фиксировал внимание именно на их количестве, а не на их качественных особенностях. Далее, на стадии закрепления, использовались различные игрушки (один мишка — много зайчиков; мало шишек — много грибов), дети учатся находить один и много одинаковых предметов в окружающей обстановке. Такая работа способствует развитию у детей восприятия количества. Это, в свою очередь, закрепляется в слове-названии и приводит к формированию представлений о количестве. В дальнейшем необходимо создавать условия для применения усвоенных количественных представлений в различных видах деятельности. Следующий этап – упорядочение множеств. Упорядочение множеств является предпосылкой для формирования представлений об упорядочении чисел. В дальнейшем на уровне чисел эти отношения выражаются так: 3 больше 2, 2 больше 1, и наоборот. На первом году обучения, составляя упорядоченный ряд предметов, не надо добиваться от детей отражения в речи промежуточных признаков (побольше, поменьше, еще меньше). Детей необходимо знакомить со способами установления количественных отношений между множествами, формировать у них способность воспринимать и определять результат сравнения — видеть равенство или неравенство множеств, обозначая количественные отношения словами больше, меньше, поровну. Основными приемами практического сопоставления являются наложение, приложение предметов, составление пар.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |