Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Счетная деятельность

Формирование количественных представлений у детей с нарушением зрения

Вопрос 2.

(Плаксина Л.И.)

Формирование и закрепление навыков счетной деятельности следует осуществлять на полисенсорной основе, т.е. необходимо включать в процесс познания все сохранные анализаторы. Они могут посчитать количество световых сигналов настольной лампы и соотнести это количество к количеству звуков дудочки. В другом варианте после счета на осязание камушков, желудей, находящихся в мешочке, дети соотносят их к количеству световых сигналов электрического фонарика. Подключение всех сенсорных функций в процесс формирования понятия числа и счета ведет к активному развитию навыков счетной деятельности, обогащению практического опыта о количественной стороне окружающей действительности.

При нарушении зрения у детей затруднено восприятие движущихся объектов. Поэтому очень важно научить детей считать и выделять движущиеся объекты. Такие упражнения развивают глазодвигательные функции, активизируют зрительное внимание и память. На занятиях по математике для этого хорошо использовать теневой театр. Дети прослеживают количество зверей, прошедших в домик, где живет зайчик; какие предметы и сколько промелькнуло на экране и т.д. В других заданиях они считают количество хлопков, прыжки, взмахи флажками, мигание настольной лампы, прокатившиеся по столу шарики и др. иногда вместо словесного ответа они воспроизводят количество различными движениями: «Сделай столько же прыжков, наклонов, хлопков» и т.д.

Трудности использования фронтального метода показа практических действий с множествами детям с нарушением зрения заставляют совершенствовать словесные пояснения, установки и рекомендации. Например, при формировании у детей представлений об образовании каждого последующего числа они выучивают правило, что каждое последующее число образуется путем прибавления единицы и выполняют практические действия на одном, двух числах. А последующие числа они образуют самостоятельно. Зная, как образуются числа 2, 3, 4, они самостоятельно составят числа до 10.

Чтобы наглядно представить натуральный ряд чисел, можно использовать различные упражнения. Например, на листе бумаги можно разлиновать 10 полосок. Начиная с верхней полоски, дети рисуют от 1 до 10 объектов, на каждой полоске прибавляя по одному. Такая зрительная схема натурального ряда обеспечивает наглядное представление о том, что каждое последующее число больше предыдущего на единицу.

Недостаточность зрительной ориентации при выделении количественных и качественных характеристик предметов окружающей действительности приводит к затруднениям при выполнении различных практических заданий. С целью активизации предметных действий детей, обогащения их зрительных представлений и формирования навыков счета, развития представлений о составе числа из единиц, понимания независимости числа от его составных компонентов, следует применять разнообразные игровые задания типа: «Сосчитайте, сколько круглых предметов имеется в комнате», «Назовите самые высокие 5 предметов и 3 самые низкие», «Найдите в комнате 3 толстых и 5 тонких предметов», «Чего в комнате по четыре, по пять и т.д.», «Составьте число 5, 6 из предметов квадратной формы», «Составьте число 7, 8 из различных предметов, находящихся в спальне, игровом уголке».

Приучаясь считать предметы и объекты из окружающего их мира, дети упражняются в выделении их формы, размера, пространственного расположения.

Широкое применение должны получить на занятиях по математике устные диктанты, в задачу которых входит обучение внимательному восприятию словесных установок педагога и соотнесению слова и практического действия.

Примеры:

1. Полоска бумаги разделена вертикально на 3 равные части. Слева надо нарисовать 8 кругов, справа – 6, в середине следует изобразить число, соседнее числам 8 и 6.

После практического действия дети рассказывают о смежных числах: насколько больше, меньше то или иное из них.

2. Лист бумаги горизонтально разделен на 3 полоски. На верхней (первой) полоске необходимо нарисовать 7 кругов, на второй – на 1 больше, чем на первой, квадратов, на третьей – на 1 больше, чем на второй полоске, овалов.

После практического действия дети делают выводы об образовании последующих чисел. Далее закрепляется порядковый счет. Надо соединить линиями 5-ый круг в верхней полоске с 3-ьим квадратом на 2-ой полоске, 6-ой квадрат – с 4-ым овалом на 3-ьей полоске.

3. Дан круг, внутри которого вписан еще один меньшего размера. Следует нарисовать в большом и малом кругах равное количество треугольников. Далее предлагается заштриховать один предмет в малом круге, сравнить множества между собой, уравнять их.

4. Упражнение «Назови пропущенное число». На готовых карточках нарисованы группы предметов, следует повторить их количество, выкладывая геометрические фигуры, самостоятельно изобразить пропущенное число (6 – 8, следует назвать и изобразить число 7).

5. Упражнение «Назови числа до и после». Дети рисуют различные фигуры на названное число (изображают предыдущее и последующее).

Большое внимание следует уделять закреплению формирующихся представлений в играх, труде и повседневной жизни.

Дети считают предметы ухода за растениями и животными, цветы на подоконниках, пуговицы на своей одежде, окна домов, количество игрушек в игровом уголке, цветные карандаши, количество шагов до участка детского сада, количество листьев на ветке и т.д.

Широкое применение на занятиях по математике должны получить различные игры. Например, для понимания отношений между смежными числами, можно использовать игры «Говорящее число», «Каждое число на свое место», «Кто скорее найдет свое место в числовом ряду», «Найди соседей числа», «Назови пропущенное число» и т.д.

Игровые приемы дети воспринимают с интересом, и их использование наряду с другими приемами формирует правильные представления о множестве, которое выражается в том или ином числе. Усвоение детьми различных действий со множествами и применение счетной деятельности для установления количественно-величинных отношений между множествами дает возможность подвести их к пониманию вычислительной деятельности.

Таким образом, для обучения детей с нарушением зрения необходимо создавать условия непосредственного контакта с окружающим миром. Важно дать возможность самостоятельно выделять количественные признаки, анализировать их и делать выводы на основе практического действия. Создавать такие условия, при которых дети могли бы самостоятельно делать вывод, приходить к результату.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методика обучения сравнению множеств путем установления соот­ветствия | Виды арифметических задач, используемые в работе с дошкольниками
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.