КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сравнение множеств
Воспитатель просит каждого ребенка взять по яблоку. После объясняет, что у каждого одно яблоко, у Риты одно яблоко, у Димы одно яблоко и у Олега столько яблок, сколько у Риты, значит, у всех яблок поровну, по одному. Дети должны громко проговорить, по сколько у них яблок. Далее предлагается раздать поровну конфеты (количество конфет заранее подбирается в соответствии с количеством детей). Ставится задача — как сделать так, чтобы конфет было у всех поровну. Необходимо добиться самостоятельного ответа детей, что нужно всем взять по одной конфете. Проверить поровну ли всем досталось конфет, можно с помощью наводящих вопросов. Дети задают друг другу вопросы: «Сколько у тебя конфет?» — «У тебя конфет столько, сколько у меня?» Воспитатель должен помочь каждому ребенку правильно составить вопросительное предложение, попросить детей повторить речевой образец. В дальнейшем знания детей расширяются. Дошкольники узнают, что поровну — это не обязательно по одному — предметов может быть много. Детям предлагают решить проблемную ситуацию: хватит ли зайчатам морковки. Каждый ребенок берет зайчиков и несколько морковок (вырезанных из бумаги или игрушечных) и самостоятельно обдумывает свой ответ. Действия с материальными предметами (муляжи, игрушки, реальные предметы) позволяют понять способ сравнения: каждому зайчику дать по одной морковке. Практические действия переносятся в громкую речь: «Дадим одному зайчику одну морковку», «Один к одному». Даются обобщения: «Зайчиков и морковок поровну», «Морковок столько, сколько зайчиков». Только после ряда подобных упражнений (хватит ли мишкам стульчиков, куклам — бантиков, мальчикам — книжек и т.д.) и их регуляции речевыми конструкциями можно перейти к сравнению численности материализованных предметов (картинок, геометрических фигур). Используя приемы наложения, а позже — приложения, дети определяют, поровну ли цветков и грибков, кругов и квадратов, синих и красных треугольников. Задания по установлению равномощности множеств постепенно усложняются. Можно раздать карточки с нарисованным в ряд множеством кружков и предложить на каждый кружок поставить игрушечного человечка (машинку, домик и др.). Такая работа позволяет научить сравнивать путем наложения множества разнородных предметов. Происходит переход от использования приема наложения к приему приложения. Действия усложняются тем, что необходимо не только выделить каждый элемент множества, но и увидеть его пространственное изображение, что позволяет сохранить интервалы между отдельными элементами. Независимо от того, какой способ сравнения используют дети, важно добиться осознанного выполнения задания. Поэтому каждое упражнение ребенок сопровождает комментарием и проговариванием результата сравнения. Выполнение действий по установлению равномощности множеств позволяет понять, что каждое множество состоит из единичных элементов (один, и один, и один...) и любое множество можно сравнить по численности с другим, если брать по одному элементу из каждого множества. В процессе изучения математического материала можно развивать фонетико-фонематический слух ребенка. Воспитатель хлопает в ладоши, а дети определяют, сколько было хлопков — много или один. Предлагается хлопнуть в ладоши (топнуть, подпрыгнуть, постучать по столу и др.) столько раз, сколько хлопнул воспитатель. Большое значение имеет закрепление изученного математического материала на занятиях по изобразительной деятельности. Следует давать такие задания: «слепить столько блюдец, сколько чашек»; «нарисовать столько бабочек, сколько цветков»; «скатать поровну красных и зеленых шариков» и др.
Средняя группа
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |