КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Участники процесса консультирования
Сам факт приглашения консультантов для оказания услуг в области управления в организации является свидетельством того, что клиентская организация обладает достаточной деловой культурой, чтобы использовать предлагаемый рынком интеллектуальный продукт в форме консалтинга. В современных условиях становится все более важным вовлечение клиента в процесс консультирования, который представляет собой технологию решения проблем и достижения положительных перемен клиентской организацией, а также создания условий, "обеспечивающих клиенту возможность самостоятельного развития. При этом под консультантом понимается физическое или юридическое лицо, обладающее знанием и опытом решения проблем клиента. Под клиентом понимается физическое или юридическое лицо, обратившееся к консультанту за разрешением своих проблем и заключившее договор, предметом которого является оказание консультационных услуг. Процесс консультирования (по Токмаковой) включает двух партнеров – консультанта и клиента. Клиент (объект консультирования) оплачивает услуги консультанта на определенных условиях, оговариваемых в заключаемом договоре на оказание консультационных услуг. Консультант (субъект консультирования) в течение определенного периода времени работает, выполняя работу по совершенствованию деятельности компании-клиента и получая за эту работу вознаграждение, оговоренное в договоре на оказание консультационных услуг. В том случае, когда консультанту предоставляется выбор между оказанием услуг в части решения частной или системной задачи, то, выбирая второе направление, консультант приобретает возможность получить более сильное решение задачи и даже — класса задач. Неопределенность, в которой часто пребывает руководитель организации при попытке выразить свое ощущение главной проблемы, которую следует решать, представляет собой шанс для консультанта уже на этом этапе начать оказывать профессиональные услуги клиенту в части формулирования предмета предстоящей работы. Когда же работа завершена, то результативность и эффективность консультационной работы проявляется в реальных изменениях, обеспечивающих успешное развитие организаций. Но среди вопросов, присущих отношениям консультанта и клиента, остаются без однозначного ответа следующие: ■ как с наименьшими потерями убедить клиента заключить контракт на консультационную работу; ■ как убедить клиента не останавливаться после получения значительного, но промежуточного результата; ■ как преодолеть сопротивление изменениям в организации со стороны управленческого персонала; ■ как, оказывая консультационные услуги, не превратиться в услужливого советника; ■ как адаптировать успешный опыт предшествовавших работ в организации нового клиента; ■ как работать в условиях отрицательного опыта работы клиентской организации с различными консультантами; ■ как не позволить себе втянуться в решение текущих проблем жизнедеятельности организации? При концептуальном рассмотрении процесса консультирования А.И. Пригожий выделяет три подхода: ■ торговый, когда консультант продает свою услугу (методику, ее применение, эффект) клиенту; ■ учительский: «Мы изменили их управленческое мышление»,— так примерно высказываются учительствующие консультанты; ■ клинический, т. е. клинически настроенный консультант стремится не столько воспринимать факт как таковой, сколько проводить от него глубокие причинно-следственные связи вглубь организации»1. Клинический подход направлен на оказание услуг в части поиска самой болезни и последующего излечения организации. В этом видится методологическая основа управленческого консультирования. Необходимо предварительно разобраться в различии между заказчиком и клиентом, поскольку в том случае, если названные субъекты не являются одним лицом, то возникают сложности2. Кроме того, важен не только тип самого клиента, но тип его ожиданий от деятельности консультантов. По содержанию ожиданий А.И. Пригожин предлагает следующую классификацию клиентов. «Квалифицированный клиент. Он может заранее не знать, чего можно требовать от консультанта по управлению в отличие от других, но если ему умело объяснить, показать, попробовать сделать что-то полезное, то клиент быстро научается и дело идет. Он понимает возможности и границы консультанта. Чудоискатель. Требует невозможного (применительно не к способностям данного консультанта, а к управленческому консультированию в целом): повысить прибыль на столько-то процентов, достичь бесконфликтности в коллективе и т. п. Стагнант. Хочет что-то существенно улучшить, ничего не меняя фактически. Он охотно участвует в разработке вариантов изменений, но все притормаживает, когда доходит до их внедрения. Организация оказывается неспособной к развитию. Командир. Он склонен видеть даже во внешнем консультанте своего сотрудника и дает ему конкретные задания по своему усмотрению. Задания эти могут быть далеки от нашего профессионального профиля»1. Конечно, приоритет среди клиентов получает тот клиент, который развивает консультантов как специалистов, как экспертов, который обеспечивает материальную и моральную основу развитию консалтинговой фирмы. Поэтому крупные организации дают возможность заключать огромные контракты, но они могут обернуться своеобразной ловушкой. Во-первых, бессубъектность клиента, которая проявляется в том, что руководитель организации либо постоянно отсутствует, либо он просто выпадает из консультационной работы на главных этапах ее осуществления. Во-вторых, стремление видеть в каждом консультанте проектировщика, который должен дать готовые решения. В-третьих, равнодушие к результатам консультационной работы в силу несовпадения собственных целей с целями, обозначенными в консультационном процессе. Важным моментом в консультант-клиентных отношениях является факт определения стоимости услуг консультантов. Как правило, бюджет консультационной работы клиенты часто называют вполне уверенно, но не могут сформулировать, что конкретно они хотели бы получить за свои деньги. Это свидетельствует, скорее всего о том, что наличие определенного количества свободных денег и отсутствие четкого представления о возможных вариантах решения накопившихся проблем в организации не позволяет клиенту сформулировать условия своего заказа. Когда становится ясно, сколько желает потратить клиент на консультационную услугу, тогда консультантам легко просчитать тот необходимый набор работ, который они могут выполнить в рамках обозначенного бюджета. Затратный подход не всегда устраивает клиента, что может служить началом неудовлетворенности итогом работы консультантов. Основным критерием успешности выполненной консультационной работы является чувство удовлетворения клиента от полученного результата. Схематично параметры консультант-клиентных отношений представлены на рис. 1.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |