Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессуальный компонент инновационно-педагогической деятельности




Способы инновационно-педагогической деятельности как системы представим на трех иерархических уровнях: деятельностном, действенном и операционном. На макроуровне в состав инновационно-педагогической деятельности входят следующие сферы: педагогический поиск, создание педагогического новшества, его реализация и рефлексия дидактического нововведения. На рисунке 9 приведена структурная схема рациональных способов инновационно-педагогической деятельности.

Р исунок 7.2. Структурная схема рациональных способов инновационно-педагогической деятельности на макроуровне

Педагогический поиск включает два доминирующих действия: поисково-информационное (П-И) и аналитико-критическое (А-К). Основным результатом поисково-информационного этапа является сформулированная и описанная инновационная проблема, а аналитико-критического и всего педагогического поиска – сформированные предварительные критерии как модель цели и задач педагогического нововведения.

На рисунке 7.3. представлена структурная схема основных составляющих процедуры педагогического поиска на действенном уровне.

 

Рисунок 7.3. Структурная схема основных составляющих педагогического поиска на действенном уровне

Знаковая и/или материальная фиксация педагогического новшества в форме педагогических предписаний выступает основным результатом сферы создания педагогического новшества. Его предваряет инновационный проект курса образования. Эти результаты достигаются в процессе модельно-проективных (М-П) и нормативно-конструктивных (Н-К) действий.

 

Рисунок 7.4. Структурная схема основных составляющих сферы создания педагогического новшества на действенном уровне

Содержание сферы создания методического новшества представлено на рисунке 7.5.

Результаты осуществления реализации педагогического новшества выступают как обобщенный итог всей этой сферы. Он был бы не возможен без наличия программы и сценария реализации педагогического новшества. Программно-сценарные (П-С) и организационно-управленческие (О-У) действия и приводят к перечисленным выше результатам сферы реализации педагогического новшества. На рисунке 7.6. представлена структурная схема, раскрывающая содержание сферы реализации педагогического новшества.

 

Рисунок 7.5. Структурная схема основных составляющих сферы реализации педагогического новшества на действенном уровне

Рефлексия педагогического нововведения предполагает самооценку сделанного, самоконтроль и коррекцию текущей инновационно-педагогической деятельности, а также ее планирование и предвидение (антиципацию). Рефлексия охватывает все предшествующие сферы инновационно-педагогической деятельности. Самостоятельный статус сфера рефлексии приобретает, выполняя функцию самооценки прошлого, созданного и реализованного педагогического новшества. Сфера рефлексии включает экспериментально-оценочное (Э-О) информительско-трансляционное (0-Т) действия. Результатом первого из них являются уточненные критерии оценки нововведения и сформулированные выводы, выражающие целостную оценку дидактического нововведения. Они показывают, в какой степени осуществление дидактического нововведения повысило эффективность обучения. Главным результатом всего педагогического нововведения и основным для второго действия выступает педагогическое произведение как итоговый продукт инновационно-педагогической деятельности. На рисунке 13 приведена структурная схема, раскрывающая содержание сферы рефлексии педагогического нововведения.

 

Рисунок 7.6. Структурная схема основных составляющих сферы реализации педагогического новшества на действенном уровне

Формированию и описанию инновационной проблемы предшествует длительная, кропотливая и сложная работа. Она включает следующие операции: смутное ощущение, что «что-то не так» в образовании; поиск противоречий и осознание неудовлетворительности существующего положения, т.е. проблемной ситуации, когда неясны действия для его изменения; выявление и первоначальное формирование проблемы; расширение проблемы до проблематики, предполагающее нахождение системы проблем тесно связанных с существующей проблемой; составление на основе изучения литературы поданной проблематике информационного конфигуратора; предварительный сбор и обработка научных фактов о реальном образовательном процессе, касающихся проблемно-содержащей системы (образовательного курса и среды нововведения); составление обзора констатирующего характера.

Аналитико-критический этап включает операции: критическую оценку имеющихся знаний и данных по инновационной проблеме; составление аналитического обзора, отражающего объективные и субъективные предпочтения инноватора; выявление зависимых переменных в системе (образовательный курс – инновационная среда) и обозначение темы дидактического нововведения; формирование цели и задач педагогического нововведения; операционализация переменных и формирование предварительных критериев как модели, цели и задач нововведения.

Модельно-проективный этап обеспечивает степень гарантии то-го, что идеальный образ, модель «потребного будущего» перейдет из субъективной реальности в объективную. Проектирование должных преобразований, приводящих к повышению эффективности образования включает операции: определение независимых переменных, существующих для данной зависимой переменной; генерирование альтернативных инновационных предложений о связях данной зависимой переменной с существенными для нее независимыми переменными; сокращение числа альтернатив; создание научно обоснованного проекта инновационного целого (образовательный курс - инновационная среда).

В процессе нормативно-конструктивного действия осуществляется знаковая и/или материальная фиксация методического новшества в форме описания; создаются, при необходимости, дополнительные средства, особенно это касается материальных новшеств; разрабатываются на этой основе новые дидактические предписания, сопряженные с инновационной средой; как правило, проводится зондирующий эксперимент.

Программно-сценарное действие включает операции: создание программы осуществления инновационного проекта и разработку оптимального сценария его осуществления. Организационно-управленческий этап инновационно-педагогической деятельности реализуется посредством следующих операций: апробация, исполнение инновационного проекта; выявление артефактов и корректировка предшествующих операций каждой в отдельности и всех вместе.

Экспериментально-оценочное действие включает следующие операции: уточнение критериев с учетом всей совокупности принятых ценностей; формулирование цели и задач эксперимента; составление программы его проведения; сбор, обработку и систематизацию фактов; уточнение инновационного предположения, проекта, программы и сценария нововведения, введение новых переменных; проведение, при необходимости, повторного эксперимента; анализ, обобщение и интерпретацию результатов; формулирование выводов и определение области их действия.

Полный цикл инновационно-педагогической деятельности завершает оформительско–трансляционное действие, включающее операции: литературно-техническое оформление педагогического нововведения и написание педагогического произведения; обсуждение результатов педагогического нововведения; популяризацию и распространение педагогического нововведения.

Развернутая блок-схема декомпозиции процессуального компонента инновационно-педагогической деятельности инноватора представлена на рисунке 7.7.

Рисунок 7.7. Развернутая блок-схема декомпозиции процессуального компонента инновационно-педагогической деятельности инноватора

Ориентируясь на основные результаты идеальной инновационно-педагогической деятельности, дифференцируем функции инноватора, выделив ряд дополнительных по отношению к функциям учителя специализированных позиций: исследователь, проблематизатор, проектировщик, конструктор, программист, управленец, экспериментатор, методолог и писатель. Посредством этих, сменяющих и дополняющих друг друга позиций, реализуются все перечисленные формы активности инноватора, устраняется односторонность и экспансия только преобразовательной деятельности, абстрактность познавательной и эмпиричность, субъективизм оценочной деятельности учителя. Позиции исследователя, экспериментатора, управленца и методолога направляют инновационно-педагогическую деятельность инноватора. Исследование инновационной среды позволяет перейти от неопределенных ощущений инноватора когда «что-то не так» к выявлению типичных противоречий процесса обучения. Полученные факты являются также предпосылочным знанием для более четкого формулирования инновационной проблемы и определения критериев оценки предстоящих преобразований. Экспериментальная проверка связей, существующих между зависимыми и независимыми переменными, существенно повышает объективность инновационно-педагогической деятельности и возможности ее обобщения. Методолог не выпускает из поля зрения основные ценности образования, его идеалы, что страхует инновационно-педагогическую деятельность от компанейщины, получения сиюминутного выигрыша, ее демонстративности и сползаний к псевдонововведениям. Методолог также осуществляет перманентную рефлексию инновационно-педагогической деятельности как в целом, так и ее отдельных составляющих. Управленец является ключевой фигурой в акте перехода нововведения из сферы мысли в сферу практических действий. Его функция реализуется также, практически, в каждой позиции.

Надстроенная над исходными структурами деятельности, где возникает инновационная проблема, инновационно-педагогическая деятельность инноватора как тип направлена на согласование выделенных позиций. Она синкретически связывает их, дает ей целостность и тем самым порождает у нее новые свойства, не сводимые к свойствам составляющих ее элементов. Все это позволяет выделить один из существенных признаков инновационно-педагогической деятельности как типа – ее синергетичность.

Состав и структура идеальной инновационно-педагогической деятельности наиболее полно отражает завершенный познавательно-преобразовательный цикл, отрефлексированный в педагогическом произведении. Начало этого цикла восходит к реальной практической деятельности конкретного педагога (учителя), поэтому он может быть реализован с учетом личностных и профессиональных предпочтений учителя. В то же время элементы цикла детерминируют нормативную составляющую обновления образования, что защищает ее от произвольности и чрезмерной эмпиричности, наполняет инновационно-педагогическую деятельность научной обоснованностью и праксиологичностью.

В полной мере унифицировать и стандартизировать инновационно-педагогическую деятельность не представляется возможным, так как она насыщена раздумьями, объективными и субъективными трудностями, неосуществимыми надеждами и разочарованиями инноватора. Данное положение является особенностью не только инновационно-педагогической деятельности, но и любых ее других видов, например, реального научного исследования.

Несмотря на то, что инновационно-педагогическая деятельность наполнена наряду с формальными и неформальными процедурами, в некоторых случаях (например, опытные откровения) новатор вообще не использует формализованные процедуры, создание модели системы идеальной инновационно-педагогической деятельности выполняет как познавательную, так и прагматическую, дидактическую функции. В модели аккумулирован многообразный научный и практический опыт инновационной деятельности, который можно целенаправленно передать учителю. Однако отсюда не вытекает, что в реальной инновационно-педагогической деятельности конкретный новатор должен следовать всему алгоритмическому предписанию. Возможны различные варианты его реализации. В то же время модель системы идеальной инновационно-педагогической деятельности открыта к преобразованиям в направлении новых теоретических исследований этой проблемы, а также прогрессивной новаторской практики. Переплетение в инновационно-педагогической деятельности особенностей, присущих как науке, так и искусству лишний раз подчеркивает ее сложный характер.


[1] Калгрен, Франс. Воспитание к Свободе: Пер. С нем. М., 1992. С. 218.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.