Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночное предложение и факторы его определяющие




Таким образом, кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде – это часть кривой предельных издержек, которая лежит выше кривой средних переменных издержек.

Функция предложения совершенно конкурентной фирмы отражает максимизирующий прибыль выпуск при каждой возможной цене: Поэтому функция предложения должна тождественно удовлетворять условию первого порядка максимизации прибыли:

(7.16)

и условию второго порядка максимизации прибыли:

(7.17)

 

 

Обратная функция предложенияпоказывает минимальную цену, по которой производители готовы продать данное количество товара за определенный период и при прочих равных условиях, чтобы получить максимальную прибыль. Графически предложение фирмыпредставлено на рис. 7.6. Обратная функция предложения задаётся уравнением:

(7.18) при

Из определений видно, что обе функции предложения отражают одну и ту же взаимосвязь – между рыночной ценой и максимизирующим прибыль объёмом выпуска, - но различными способами. В нашем дальнейшем анализе мы будем пользоваться и той, и другой функцией предложения.

 

В анализе конкурентного ценообразования важное значение имеет временной период, в течение которого рыночное предложение может отреагировать на изменение цены. Традиционно экономисты различают три периода.

1. Кратчайший период, в течение которого все факторы производства у фирм, остаются неизменными по объёму, и, следовательно, количество предлагаемого к продаже товара фиксировано. При этом новые фирмы не входят в отрасль, а старые фирмы не выходят из отрасли. Значит, постоянным остается и число фирм в отрасли.

2.

 
 

Краткосрочный период, в течение которого фирмы, работающие в данной отрасли, могут изменить количество предлагаемой продукции в ответ на изменение рыночной цены, так как некоторые факторы производства оказываются переменными. Однако фиксированным здесь оказывается количество предприятий, функционирующих в данной отрасли. В краткосрочном периоде новые фирмы не входят на этот рынок, а старые фирмы его не покидают.

3. Долгосрочный период, когда на отраслевом рынке появляются новые фирмы или закрываются старые предприятия, а фирмы, оставшиеся в отрасли, изменяют затраты факторов производства, изменяя количество продаж, что делает реакцию предложения на изменение цены очень гибкой.

Кривая рыночного предложения в краткосрочном периоде показывает разные количества продукта, которые все производители отрасли желают и способны произвести и предложить продаже на рынке при каждой конкретной цене из ряда возможных цен за определённый период времени и при прочих равных условиях. Таким образом, предложение отрасли – это суммарное предложение всех отдельных фирм. Кривую рыночного предложения можно построить, складывая – при каждой возможной цене – количества продукции, предлагаемые всеми фирмами отрасли.

 

Построение кривой предложения отрасли в краткосрочном периоде (рис. 7.8).

Предположим, что на рынке картофеля функционируют только три продавца. Несмотря на это, представим также, что рынок картофеля является совершенно конкурентным. В табл. 7.1 приведена информация об объёмах индивидуального предложения картофеля каждым из этих продавцов.

  Таблица 7.1
Цена 1 кг картофеля (руб.) Объём предложения продавца 1 (кг в неделю) Объём предложения продавца 2 (кг в неделю) Объём предложения продавца 3 (кг в неделю) Объём рыночного предложения (кг в неделю)
         
         
         
         

 

Кривые индивидуального предложения каждого продавца строятся по точкам, координаты которых заданы в табл. 7.1. Они представлены на рис. 7.8. Здесь кривые предложения соответственно первого, второго и третьего продавцов. Объём рыночного предложения картофеля получается простым суммированием объёмов индивидуального предложения при каждой возможной цене. Так, при цене 2 руб. объём рыночного предложения составит: 0 + 45 + 30 = 75 кг; при цене 5 руб.: 20 + 70 + 75 = 165 кг; при цене 6 руб.: 25 + 80 + 90 = 195 кг; при цене 7 руб.: 30 + 85 + 100 = 215 кг в день. На основе кривых индивидуального предложения строим кривую рыночного предложения. Она показана на рис. 7.8 и обозначена

Теперь обобщим полученные нами результаты. Пусть на некотором отраслевом рынке работают фирм. Пусть функция предложения ой фирмы:

(7.28) где

Тогда функция рыночного предложения будет выглядеть следующим образом:

(7.29)

 

Поскольку кривые индивидуального предложения имеют положительный наклон, отражающий действие закона предложения, постольку и кривая отраслевого предложения будет иметь в краткосрочном периоде положительный наклон, демонстрирующий прямую зависимость количества продаваемого товара от цены этого товара.

 

Ценовая эластичность предложения.

Ценовая эластичность предложения измеряет чувствительность изменения количества предлагаемого продавцами товара в ответ на изменение цены этого товара. Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает, на сколько процентов изменится предлагаемое количество товара в результате однопроцентного изменения его цены. Этот коэффициент является величиной положительной (т.е. больше нуля), так как при увеличении цены объём предложения тоже возрастает, и наоборот.

Для измерения эластичности предложения в отдельной точке кривой предложения используется коэффициент точечной эластичности, который рассчитывается по формуле:

(7.30)

 

При значительных изменениях цены величина рыночного предложения тоже сильно меняется. В этом случае применяют коэффициент дуговой эластичности:

(7.31) где

первоначальная цена;

новая цена (после изменения);

количество товара, которое предлагалось к продаже при цене

новая величина предложения при цене

Мы уже выяснили, что ценовая эластичность предложения изменяется от нуля до бесконечности: Экономисты говорят, что предложение будет неэластичным по цене, если значения коэффициента эластичности лежат в диапазоне от нуля до единицы, т.е. Это означает, что при 1%-ном изменении цены количество предлагаемой к продаже продукции изменится меньше чем на 1% (например, на 0,3% или на 0,85%). Другими словами, объём предложения изменяется в меньшей степени, чем цена, что характеризует слабую чувствительность предложения к увеличению или уменьшению цены.

Предложение будет эластичным по цене, если значения коэффициента эластичности лежат в диапазоне от единицы до бесконечности, т.е. Следовательно, при 1%-ном изменении цены количество предлагаемой к продаже продукции изменится более чем на 1% (например, на 3%, на 10% или на 25%). Иными словами, объём предложения увеличится (уменьшится) в большей степени, чем цена, что характеризует сильную чувствительность предложения к увеличению (уменьшению) цены.

Если коэффициент эластичности равен единице то имеет место предложение с единичной эластичностью. Поэтому при 1%-ном изменении цены количество предлагаемой к продаже продукции тоже изменится на 1%. Вывод: чем больше значение коэффициента эластичности, тем эластичнее предложение по цене.

Равенство нулю коэффициента ценовой эластичности означает, что количество товара, предлагаемого к продаже, абсолютно не чувствительно к изменению цены данного товара. Цена может возрастать или понижаться или а величина предложения остаётся неизменной Отсюда:

(7.32) и

 

В этом случае говорят, что предложение является абсолютно (или совершенно) неэластичным по цене. Кривая предложения является вертикальной линией, как показано на рис. 7.9.

Из графика также видно, что для вертикальной кривой предложения
повышение цены с до и с до никак не отражается на количестве предлагаемого к продаже блага, которое остаётся фиксированным на определённом уровне - Qfix.

Кривая совершенно эластичного предложения представлена на рис. 7.10. Она является горизонтальной линией. Это означает, что цена товара совершенно не зависит от количества товара, предлагаемого к продаже: по одной и той же цене производители готовы продать и и и единиц товара. Таким образом, объём предложения здесь возрастёт а цена остаётся постоянной Тогда значение дроби будет бесконечно велико. Учитывая, что и конечные величины, значение коэффициента эластичности предложения в данном случае будет стремиться к бесконечности:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.