Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философское понимание бытия

Проблемы бытия и его форм рассматриваются многими философскими системами. Это не случайно. Изучение философских вопросов бытия мира, человека в мире, проблем духа ведёт к решению сложных проблем мировоззрения, определяет систему отношений человека к миру и место человека в мире.

ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ

ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ

Ю.А. Прокудин

 

 

Учебное пособие

 

 

Санкт-Петербург

2010 год


Рецензенты:

Боровков М.И.- доктор философских наук, профессор;

Миклин А.М.- доктор философских наук, профессор;

Каверин Б.И.- доктор философских наук, профессор;

Печатается по постановлению научно – методического совета

Санкт-Петербургского филиала Российского нового университета.

 

 

В учебном пособии рассматриваются проблемы бытия и диалектики как системы философского знания.

Пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Автор, наряду с проблемами бытия, раскрывает сложную систему принципов, законов, категорий диалектики, обращается к ряду философских проблем естествознания: физики, биологии и медицины.

Пособие предназначено для студентов вузов, широкого круга читателей, интересующихся философией.

 

Прокудин Ю.А.

Диалектика бытия: учебное пособие. Издание второе, дополненное /Ю.А.Прокудин; М-во образования и науки Рос. Федерации, Рос. новый ун-т, С.- Петерб. фил.- Санкт-Петербург: Береста,2010г.

 

Глава 1.

 

 

 

 

Проблема бытия является объектом философской мысли более двух с половиной тысячелетий. "Это необходимо говорить и думать, что должно быть бытие: есть лишь бытие, ничто - его нет" - утверждал античный философ Парменид (VI в. - V в. до н.э.) в поэме «O природе».

Категория бытия является исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира. Пожалуй, невозможно найти философскую систему, в которой бы не ставилась проблема бытия. Отношения бытия отражены в основном вопросе философии, тесно связаны с прошлым, настоящим и будущим в существовании мира, с жизнью и деятельностью человека.

Конкретная и конечная жизнь человека в конкретных и изменяющихся условиях приводит к мысли о бренности мира, о пространственно-временных границах его существования. Тревога по поводу конечности и изменчивости существования человека, окружающего мира, отрицание пребывающего бытия отражалась в формулах "все течет" (Гераклит), "все суета", "томление духа" (Ветхий Завет). Это экзистенциальные основания, попытки осознания своего бытия, бытия мира, преходящего и не преходящего, времени и вечности, граничности и безграничности.

Формирования философской категории "бытие" явилось результатом исторического развития философской мысли. В зависимости от исторической эпохи и философской позиции мыслителя в понятие бытия вкладывалось различное содержание.

Еще в древнегреческой философии это понятие трактовалось неоднозначно.

1. Бытие рассматривалось как первоначало мира, основа всех вещей. Для милетцев - это конкретный вид вещества; для Гераклита - это огонь, то есть бытие - это вечное движение, развитие, процесс; для атомистов - это атомы. Такое понимание бытия означало, по сути, ответ на вопрос, поставленный в период раннеиндийской, ведийской культуры в "Ригведе":

Что это была за точка опоры?

Которое начало?

Что это был за лес и за дерево, из которого вытесали небо и землю?

2. Бытие рассматривается как существование. Так Парменид считал, что бытие - это то, что имеется за миром чувственных вещей, это есть мысль, логос - космический разум, истинно сущее. Парменид учил, чto бытие есть то, что не порождено и не уничтожимо, оно не имеет прошедшего, ибо прошлое - то, что уже не существует, не имеет будущего, ибо его нигде нет. Бытие есть вечное настоящее без начала и без конца, законченное и совершенное, непохожее на изменчивый мир вещей. Абсолютное совершенство бытия воплощалось в идее сферы, которая понималась как прекрасная форма среди других геометрических фигур. Знание о бытии человек получает при непосредственном контакте с разумом, истина открывается без помощи опыта и логики. Бытие как потаенное присутствие становится непотаенным, истиной. Человек же является мерой непотаенности сущего.

Введение Парменидом в философское мировоззрение проблемы трансцендентального, невидимого мира, то есть подлинного бытия, привело к разработке в философии искусства мысленно постигать не представленное в чувственных образах бытие. Кроме того, можно сделать вывод: если земное бытие в отличие от потаенного не есть подлинное, то оно, следовательно, нуждается в совершенствовании в целях соответствия подлинному бытию, подлинным Истине, Добру, Благу, Свету.

Такая позиция реализовывалась путем практического воздействия на земной мир, а также путем совершенствования собственного духовного мира.

Примерами первого пути является философия киников и политический радикализм таких русских мыслителей как П.И.Пестель, В.Г.Белинский, П.Н.Ткачев, М.А.Бакунин.

Примером второго пути является философская система Эпикура, который считал, что как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезней души. Задача философствования - учиться жить. К самосовершенствованию призывает философия нестяжательства русского православного-мыслителя Нила Сорского (1433 - 1508). Вообще вся русская философия больше всего уделяет внимание проблемам человека, смыслу и перспективам его существования, моральным установкам.

Учение Парменида о бытии оказало большое влияние на последующее развитие этой проблемы в философских системах различных направлений.

В философском наследии Авиценны (Ибн-Сина, 980 - 1037гг.) бытие представлено как произведение божественного разума. В бытии Авиценна различает необходимо сущее, которого не может не быть - это Бог, и реально сущее в виде факта, которого могло бы и не быть. Такое бытие является, возможно сущим, ибо в себе самом оно не имеет оснований бытия.

Следование по цели причинно-обусловленных вещей приведет к необходимо сущему - божественному разуму.

В философии Ф.Аквинского (I22I-I274) подлинным бытием обладает Бог. Бог есть само бытие, а мир обладает лишь ограниченным, не подлинным бытием. Всякое сущее в философии Аквинского состоит из сущности и существования. Сущность и существование тождественны в Боге, а у сотворенных им вещей они не тождественны и не согласуются, ибо существование не принадлежит единичной сути вещей. Все, сотворенное таким образом, случайно, единично, не связано, причастно только Богу.

Бытие разорвано, таинственно, чудотворно, адекватно божественному интеллекту, познающее мышление тождественно бытию.

Философия нового времени ставит проблему познания бытия не с позиций приобщения к космическому разуму, а с позиций познавательных способностей человека. Разуму не непосредственно дано бытие, необходима познавательная деятельность на основе способов и методов познания.

Кроме того, мировоззрение нового времени в качестве подлинного бытия рассматривает уже не потаенное бытие, являющееся основанием жизни и деятельности людей, но самого человека, его жизнь, строение, потребности, способности, психику. Окружающие чувственные предметы и процессы стали восприниматься как единственное подлинное бытие. На мир перестали смотреть как на божественный порядок. Человек на основании открытых объективных законов осознал свои способности изменять мир. Материалистическая теория бытия уже не базируется на ирреальной основе и не облекается в идеалистическую мистификацию.

Вместе с тем, в XIX и XX веках наряду с научно-материалистическими взглядами на бытие начался разрыв с рационализмом в трактовке последнего.

В трудах С.Кьеркегора, Ф.Ницше, А.Шопенгауэра, а затем М.Фуко критикуется разум, выражается осознание некоторыми социальными слоями бессмысленности существования, слабости и беспомощности сознания человека. Новое мировоззрение повлекло за собой и иную постановку проблемы бытия. В философии постмодернизма стали рассматривать идею бытия как становления. Но если до сих пор проблемы развития описывались с позиций строго обоснованной научной логичной системы законов и категорий, то философы постмодернизма, опираясь на идеи бытия как становления, поставили цель показать мысль, находящуюся в становлении, бытие отражается в становлении мышления. Реальное бытие становится псевдопроблемой. Философия занялась изучением сложных фонологических синтаксических механизмов языка как структуры, показом того, в какой степени наше видение мира зависит от употребляемого нами языка, поиском структурных словесных форм для становящейся мысли. В конечном счете речь идет не о бытии в его многообразных формах, а о лингвистических, математических, геометрических единицах, о форме, но не субстанции. Главной же характеристикой многообразного бытия объявляется неопределенность.

Решение проблемы бытия в русской философии XIX-XX веков связывалось со спецификой культуры и мировоззрения русского народа, с русским религиозным сознанием. Бытие человека и мира неразрывно связано с Абсолютом. Так В.С.Соловьев (I853-I900) принимал за основу бытия сущее. Сущее не есть бытие, ибо это высший Абсолют, однако ему принадлежит всякое бытие. Божественное и природное бытие находятся в совечной нерасторжимости друг с другом. Бог познает себя во всяком бытии. Действительность Бога не может быть выведена из разума и логики, существование божественного начала может утверждаться по Соловьеву только актом веры. Однако существует кроме абсолютного еще и потенциальное бытие, первая материя, душа мира, служащая источником множественности частных форм, природным началом. Душа мира осознает себя в человеке. Но поскольку душа мира причастна к Абсолюту и к человеку, то человек совечен Богу и первая материя является богочеловечеством. В этой связи следует коснуться и проблем бытия в религиозном мировоззрении.

Религия есть особое преломление бытия в сознании людей. Религия, в отличие от материализма, видит в основе бытия сокровенную Божественную Сущность и определяет себя как связь с этой сущностью. Но если природное бытие очевидно для всех, то при помощи каких органов чувств может узнать человек о Бытии Божественном, запредельном? Факты сверхрассудочной структуры мира могут быть познаны, как считают богословы, не чувственным или рациональным способами, а третьим путем познания - интуицией, которая шире житейской логики и выходит за пределы рационального познания. Но к понятию интуиции близко примыкает понятие веры, которая представляет собой такое внутреннее состояние человека, при котором он убежден в достоверности чего-либо без посредства органов чувств или логического хода мысли путем необъяснимой уверенности. Таким образом, интуиция становится интуицией мистической и открывает человечеству высшую реальность.

В философии советского периода, отвергающей все формы идеализма и иррационализма, бытие рассматривалось с позиций его многоуровневости: неорганическая и органическая природа, биосфера, общественное бытие, бытие индивидуальное. Бытие понималось как бытие природы и как реальный процесс жизнедеятельности людей. Однако проблема бытия, несмотря на повсеместное использование этого понятия, десятилетия не обсуждалась на философских конференциях, симпозиумах, не выделялась самостоятельной темой в учебниках, то есть не рассматривалась в качестве особой философской категории.

Исходным понятием для категориального определения бытия является понятие существования. Термин "быть" означает существовать, иметься. Бытие как существование определял Аристотель, И.Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах, Ф.Энгельс. В свою очередь категорию существования определить сложно, ибо вряд ли имеется более широкое понятие, под которое можно подвести категорию существования. Это понятие является результатом эмпирического обобщения фактов, наличия множества отдельных вещей, процессов, явлений, как материальных, так и духовных.

Признание факта существования предмета вопрос далеко не праздный. История свидетельствует об ошибках и заблуждениях в науке в связи с признанием наличия эфира, живого вещества (О.Б.Лепешинская) и наоборот - с непризнанием наличия гена.

Категория бытия в философии употребляется для обозначения существования реальности, реально сущего.

Поскольку реальностью называют совокупность существующих нечто, постольку бытие охватывает и материальное и духовное, реальность объективную, реальность субъективную.

Как считал немецкий философ М.Хайдеггер, каким бы образом ни брались истолковывать сущее, или как дух, в смысле спиритуализма, или как материю и силу, в смысле материализма, или как становление и жизнь, или как представление, или как волю, или как субстанцию, или как субъект, или как энергию, или как вечное возвращение того же, всякий раз сущее как сущее является в свете бытия.(Хайдегер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993 гг.). Мало того, даже в логическом плане бытие выступает обозначением существования, всеобщим свойством "быть", ибо в логической формуле суждения S есть Р связка "есть" обозначает не просто связь, но и существование.

Из концепции бытия как существования логичен вывод, что нет бытия вообще, бытия самостоятельного, есть бытие чего-то: предметов, свойств, признаков, вещей.

Тоже самое, по-видимому, можно утверждать об антитезе бытия - "ничто". Переход в небытие есть уничтожение данного вида бытия, переход его из одной формы в другую. Следовательно, бытие, (а также ничто) может рассматриваться по сути дела лишь тогда, когда оно является объективно определенным. Чистое бытие, по Гегелю, есть чистая абстракция, то есть ничто. Точно также и ничто равное самому себе есть тоже самое, что и абстрактное бытие.

Таким образом, бытие - это философская категория, отражающая всеобщее свойство существования всех явлений действительности как материальных, так и идеальных в совокупности их качественных характеристик. Это актуальная реальность действительности, мир существования материальных и идеальных сущностей.

Бытие представляет собой единство и многообразие форм его существования. Совокупная реальность, совокупность всех форм бытия во времени и пространстве представляет собой мир.

В формах бытия выделяют материальное бытие (метаболизм, материальная жизнь общества) и идеальное бытие (идеальное, т.е. нематериальное), объективное бытие (независимое от сознания человека), субъективное бытие (на основе сознания человека).

Однако, расшифровка содержания перечисленных форм зависит от решения основного вопроса философии (в данном случае в его диалектико-материалистической интерпретации) - это вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Учение, принимающее за основу существующего одно начало, материальное или духовное, называется монизмом.

На основании материалистического решения основного вопроса в философии материалистического монизма под бытием понимается материя, её свойства, материальные процессы, Духовные, идеальные образования рассматриваются как продукт материи, ее производные, обладающие лишь относительной самостоятельностью.

На основании материалистического подхода, а также с учетом всеобщих связей сущего выделяются следующие развивающиеся и взаимосвязанные формы бытия:

1. Бытие вещей, процессов, состояний природы и бытие вещей, произведенных человеком ("второй природы").

2. Бытие человека в мире вещей и специфическое человеческое бытие. Важной задачей философии является определение места человека в бытии. Само бытие есть саморазвивающаяся система, на определенном этапе развития которой появился человек. Поэтому бытие человека представляет собой противоречивую связь природного и социального начал, противоречивое единство человека и общества, приобщение его к другим и обособление его от других. Бытие человека исторически изменчиво в каждой конкретной социокультурной ситуации и представляет собой единство биологического, социального, культурного. Бытие отдельного человека - это единство тела и духа, соматического и психического. Функционирование тела и психики человека взаимообусловлено, представляет собой главные составляющие здоровья. Известно, что человек, его здоровье и болезнь являются объектом медицины. Следовательно, бытие человека является основанием бытия медицины, которая представляет собой систему научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение заболеваний и лечение человека. Круг интересов медицины охватывает все стороны жизни человека. Медицина изучает строение и процессы жизнедеятельности организма человека в норме и патологии, условия жизни и трудовой деятельности, воздействие факторов природной и социальной среды на здоровье человека, собственно болезни человека, закономерности их развития и возникновения, методы исследования, диагностики, лечение больного.

3. Бытие духовного (идеального).

Дух (лат. spiritus) означает движущийся воздух, дыхание как носитель жизни. Дух представляет собой философское понятие, означающее невещественное начало в отличии от материального, природного. Представители различных течений в философии выделяли три формы бытия духа.

1) субъективный дух как дух индивида;

2) объективный дух как дух, оторванный от человека и существующий самостоятельно. Такая концепция являлась основой всех форм объективного идеализма. Объективный дух связан с духом личным, ибо личность является носителем духа объективного;

3) Третей формой бытия духа является объективированный дух как совокупность завершенных творений духа в науке, культуре и искусстве.

Дух тождественен идеальному, сознанию как высшей форме отражения действительности. Идеальное – это субъективный образ объективной реальности, то есть отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах сознания и воли (см. Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии – 1970.-№ 6,7).

Определение идеального диалектично. Это то чего нет и вместе с тем есть. Его нет как самостоятельной субстанции, но оно существует как отраженный образ предмета, как деятельная способность человека, как план, побуждение, цель, итог деятельности. Идеальное – продукт и форма труда человека. Идеальность существует только в процессе превращения формы деятельности в форму вещи и обратно – формы вещи в форму деятельности.

Идеальное – это субъективная реальность, и помимо сознания идеальные явления существовать не могут.

Идеальное является отражением материального, оно лишено физико-химических характеристик, существует не на своей базе, а на веществе нервной ткани. Идеальное неотчуждаемо от личности, но объяснить идеальное из свойств мозга невозможно как невозможно объяснить денежную форму продукта труда из физико-химических свойств золота. Идеальное – это внутренняя сторона деятельности субъекта, состоящая в вычленении содержания объекта для субъекта, это данность объекта субъекту.

4. Бытие социального: индивидуальное бытие и бытие общества.

В объективно- идеалистическом понимании (идеалистический монизм) бытие представляет собой объективно существующую идею, лежащую в основе всего сущего (См.: Введение в философию: Учебник для ВУЗов. - Ч.2 - М.: Политиздат 1989.-С.29.).

В субъективно-идеалистической трактовке бытие находится в отношении координации с чувствами субъекта. Воспринимаются не вещи, а ощущения. Вещи есть комплекс ощущений. Существовать - значит быть воспринимаемым.

Кроме монистического взгляда на бытие существует дуализм, рассматривающий мир с позиций 2-х равноценных, независимых начал. Наиболее ярко дуализм проявился в философии Р.Декарта, разделившего бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяженную материю. Такая позиция приводит к психофизиологическому параллелизму, согласно которому психические и физиологические процессы не зависят друг от друга, а, следовательно снимается проблема единства психического и соматического в человеке, проблема генезиса и сущности сознания.

С дуалистическим подходом связаны проблемы и так называемой "третьей линии" в философии, которая претендует на преодоление крайностей идеализма и материализма в понимании бытия. По мнению современных сторонников такого подхода, материя и разум развивались и развиваются одновременно, ни одно из них не порождает другое, они относительно автономны в своей единой целостности. В мире нет иного бытия кроме движущейся целостной субстанции "разум-материя". Вопрос же о первичности и вторичности субстанций материальной и идеальной теряет смысл. Материализм и идеализм в этом случае являются равноправными и равнозначными подходами к описанию реальности, бытия (См.: Шулицкий Б.Г.Мадэализм-концепция мировоззрения 3 тысячелетия.- Мн., 1997.- С.21-41).

В истории философской мысли это не первая попытка найти и обосновать третью линию в философии. Как правило, такая линия обосновывается при помощи околофилософских спекуляций и логических ошибок. Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют основанием своего существования материю. Духовная, субъективная реальность с позиций материализма определяется также посредством материи. Бытие, материя и дух - предельно широкие общие философские понятия.

В категории бытия содержится целостное представление об окружающем мире, об отношении «человек-мир», о материальных и духовных феноменах. Понятие «бытие», представляется, отражает взгляд на действительность через призму существующего уровня научного знания, которое как известно, обладает чертами объективности, системности, доказательности. Очевидно, что системный взгляд на мир, задающий видение бытия с позиции общенаучных концепций, представляет собой научную картину мира. Картина мира включает в свое содержание вопросы наличного существования мира как целостной системы, проблемы материи и форм ее существования, движения, взаимодействия, причинения, а также современные концепции эволюции и самоорганизации. Таким образом, картина мира – это форма синтеза и систематизации знаний о бытии. Поскольку философия впитывает в себя результаты научного поиска, постольку современные научные картины мира представляют собой органический синтез философии и естествознания, отражают объективные процессы бытия в относительной истине. Поэтому научная картина мира, систематизируя знания в целостный образ бытия, постоянно уточняется, перестраивается и, таким образом, формирует интегральную характеристику бытия в ее конкретно-исторической форме.

Научная картина мира постнеклассической науки неразрывно связана с определением места человека в мире как субъекта деятельности и как субъекта познания с его ценностными установками, методами и формами познания. Следовательно, научная картина мира с необходимостью должна включать в себя проблемы не только естественнонаучные, но и вопросы коэволюционного, гармоничного, синергетичного взаимодействия мира и человека. Движение к ноосфере – это ответ на концепции эгоистического гена Р. Доккинза, прагматизма, инструментализма и, одновременно, это движение к ненасилию, диалогу, сотрудничеству с объективно существующим миром.

Схема № 1

 

На представленном рисунке предпринята попытка схематично показать взаимосвязь фундаментальных начал природного бытия, человека как существа биосоциального, космического и эволюционного процесса движения к ноосфере на основе концепций глобального эволюционизма и неограниченного прогресса. Названные концепции, по мнению специалистов, обладают сами по себе статусом научной картины мира. Думается, что предлагаемый подход содержит в себе реальные возможности для развития, дополнения и уточнения схемы, обобщенно отражающей связь различных форм бытия.

В настоящее время существуют теории, гипотезы, которые отражают иногда умозрительно, в дискуссионной форме, в относительной истине начала бытия, совокупность законов, которым подчинена Вселенная. Еще А. Эйнштейн ставил вопрос: «Какой выбор был у Бога, когда он создавал Вселенную?»

В соответствии с одной из гипотез основой организации бытия Вселенной является информация, именно она организует сущее. Как считает академик Г.Б.Двойрин, Бог – это энергополевая и материальная информационно – распределительная система Вселенной, оснащенная механизмом в виде вездесущего динамичного энергополевого и информационного Вселенского кода, на котором формируются предметные и живые объективные сущности Вселенной.

Информационный подход, таким образом, представляет человеку мир как самоуправляемую и самоорганизующуюся систему. В случае признания правомерности информационного подхода процессы Вселенной будут объясняться с точки зрения космологического кода, заданного в электромагнитном спектре, с позиций «языка» электромагнитных волн, которые объединяют мир в единое целое и будут иметь универсальное значение. Тогда придет время понимания единой информационной природы всего сущего (См.: Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – М.: 000 «Издательство ЮКЭА», 2005. – С. 655.)

Однако можно предложить в этом случае и другие аргументы, тоже не подтвержденные экспериментально. Во Вселенной, подчиненной законам Ньютона, Эйнштейна, существующие мировые константы делают фактор информации как организующего начала не вполне способным управлять Вселенной, так как скорость распространения электромагнитных волн конечна. В этом случае можно обратиться к концепции пространства – времени астронома и естествоиспытателя профессора Пулковской обсерватории Н.А. Козырева. Н.А.Козырев утверждает, что в природе существует субстанция, мгновенно осуществляющая связь любых объектов между собой, и эти объекты могут быть сколь угодно удалены друг от друга. Эту субстанцию Козырев Н.А. назвал временем. Время является грандиозным потоком, охватывающим все материальные процессы во Вселенной, и все процессы, происходящие в этих системах, являются источниками, питающими этот общий поток. Время на различных уровнях организации материи создает потоки материальных действий, время, таким образом, становится главной движущей силой всего происходящего, так как все процессы в природе идут либо с выделением, либо с поглощением времени. Так, например, звезды являются машинами, черпающими энергию из потока времени. В соответствии с утверждениями Козырева Н.А. время не распространяется, а появляется сразу во всей Вселенной. Поэтому организация и информация может быть передана временем мгновенно на любое расстояние. Таким образом, пространство – время по концепции Козырева Н.А. дает возможность осуществлять мгновенные взаимодействия, информационный обмен и, следовательно, осуществлять организацию мира. Время – это преобразование информации, преобразование информации – работа времени (См. также: Васильев В. Богу – богово // Время учеников. – М.: 000 изд. «АСТ – ЛТД», 1998. – С. 172 - 173). Отметим, что взгляды Н.А. Козырева не очень-то укладываются в современные физические представления, философские концепции, согласно которым в мире отсутствует мгновенное взаимодействие, дальнодействие, которое бы мгновенно связывало все события Вселенной между собой. Реальная действительность асимметрична в отношении детерминации событий. События будущего неопределенны, точное предсказание событий будущего невозможно. Однозначности протекания событий будущего в объективной реальности не существует. Это только один из аргументов, выступающих в виде антитезиса по отношении к теории А.Н. Козырева. Теория времени Козырева оспаривалась и оспаривается, так как не имеет достаточной доказательной базы. Но проблемы времени, законов Вселенной, ее возникновения занимают умы ученых естествоиспытателей и философов, как в России, так и за ее пределами.

Известный английский физик, математик Стивен Хокинг, поставивший перед собой задачу создания теории, которая бы объяснила Вселенную, показала бы почему она такая, какая она есть приходит к следующему, думается, глубокому мировоззренческому прекрасно сформулированному выводу, отражающему действительную картину бытия: «Вселенная без края в пространстве, без начала во времени, без каких-либо дел для создателя» (Хокинг С. Краткая истории времени от большого взрыва до черных дыр. – СПб.: «Амфора», 2000. – С. 11.) Приведенные взгляды и гипотезы ни в какой мере не претендуют на готовую и полную концепцию организации мира. Однако они, на наш взгляд, представляют определенный интерес.

В осмыслении существующих гипотез начал бытия, в полемике о законах Вселенной должны принимать участие не только специалисты естественники, но и философы. Именно на этом пути возможно получение ответа на вопросы: почему и как существует Вселенная, человек? Каково содержание научной картины мира? Каковы фундаментальные законы бытия?

 

 

2. Проблемы материи и форм ее существования

"Нет надобности рассказывать о том, каким великим другом атеистов во все времена была материальная субстанция. Все их чудовищные системы до того очевидно, до того необходимо зависят от нее, что раз будет удален этот краеугольный камень - и все здание неминуемо развалится", - писал епископ Д.Беркли в работе «Трактат о принципах человеческого знания». Действительно, главный спор материализма с идеализмом и религией относятся к проблеме начал мироздания, к проблеме единства бесконечного мира.

Категория материи имеет историю своего становления. Античные философы отождествляли материю с неким первоматериалом, первовеществом, первокирпичиком. Философия нового времени рассматривала материю как вещество, обладающее суммой некоторых неизменных свойств: протяженность, непроницаемость, масса, тяжесть и так далее.

Однако в этот период появилась тенденция отойти от идеи первовещества, первосвойств и понимать под материей всю природу в целом. Так Б.Спиноза (1632-1677) считал, что материя - это природа, выступающая как субстанция, то есть то, что существует само в себе. Субстанция является причиной самой себя, находится в вечном движении и обладает атрибутами протяженности и мышления.

Такой подход впоследствии позволил подойти к гносеологическому определению материи через ее сопоставление с сознанием и процессом познания. Так, французский материалист П.Гольбах считал, что сущность материи связана с всеобщим свойством материальных объектов вызывать ощущения. Однако это положение в дальнейшем не было развито.

Изложенные представления о сущности материи, с одной стороны, признавали материальность мира, его материальное единство, отрицали идеализм, способствовали развитию естествознания. Русский философ В.С.Соловьев в работе «Исторические дела философии» писал, что восстановление прав материи было законным актом в освободительном процессе философии, ибо только признание материи освобождает от фактического рабства материи. С другой стороны, старые представления и подходы не позволяли проникнуть в сущность материи, охватить все ее многообразные формы.

Определение категории "материя", в котором сконцентрирован весь опыт практического и теоретического освоения мира человеком, было дано философией диалектического материализма.

В конце XIX начале XX веков в естествознании, которое основывалось на механически-атомистической картине мира, назревал кризис, связанный с открытием явлений, для которых объяснения с позиции атомистического строения материи оказались несостоятельны, да и сам атом оказался делимым.

В 1895 году были открыты рентгеновские лучи. Это открытие опровергло представление о непроницаемости материи. В 1896 году французский физик А.Беккерель открыл явление радиоактивности урана, что послужило толчком установлению сложного состава атома, считавшегося до сих пор неделимым. В 1899 году русский физик П.Н.Лебедев впервые измерил давление света, чем доказал наличие электромагнитной массы, в физику вводится понятие поля, которое представляет собой качественно отличающийся от вещества вид материи. «Материя исчезла» - заявили по этому поводу некоторые ученые-физики. Суть кризиса в физике, таким образом, заключалась в отрицании объективной реальности, в замене материалистической теории познания на агностицизм.

Философия не могла отмахнуться от новейших открытий естествознания, она должна была осмыслить новую естественно-научную основу материализма и сделать необходимые выводы по проблеме материи.

В работе Ф.Энгельса "Диалектика природы" были обозначены научные подходы к проблеме материи. С одной стороны, материя как таковая - это чистое создание мысли, абстракция, а с другой стороны, материя и присущее ей движение не абстрактны. Классическое определение материи сформулировал В.И.Ленин в работе "Материализм и эмпириокритицизм". При этом он исходил из следующих оснований: материя - это не материал для мироздания и не его свойства. Это сам мир в его многообразии, единственным свойством которого является свойство быть объективной реальностью. Материя - это предельно широкая философская категория, и ее определение дается в соответствии с требованиями формальной логики посредством соотношения с противоположным, предельно широким понятием - сознание.

В.И. Ленин дает следующее определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». (Ленин В.И. Полн.собр. соч. - Т.18. -С.131).

Разработанное философское понятие материи приводит к определению её атрибутов, таких как несотворимость и неуничтожимость, неисчерпаемость, активность, то есть способность к саморазвитию, наличие всеобщего свойства отражения.

В настоящее время в атрибутивные свойства материи включается информация, которая трактуется как структурная сложность материальных объектов, как всякое разнообразие и упорядоченность.

В качестве коренного атрибута, всеобщего способа существования материи выступает движение, а из органического единства материи и движения вытекает необходимость её существования в пространстве и времени.

Материя существует в двух видах: поле и вещество. Вещество - это все то, что имеет массу покоя. Особыми видами материи являются физический вакуум и плазма. Физический вакуум – низшее энергическое состояние физических полей, для которого характерно отсутствие каких-либо реальных частиц.

Физический вакуум – это не просто отсутствие поля, но одно из его возможных состояний. В вакууме происходят сложные процессы рождения и аннигиляции виртуальных частиц. Поэтому физический вакуум – это вид материи, который существует наряду с веществом и полем. Предполагается, что из физического вакуума, находящегося в возбужденном состоянии, родилась Вселенная. Была разработана гипотетическая модель инфляционной Вселенной, инфляционная космология, базовым понятием которой является понятие физического вакуума (См.: Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Альфа-М; Инфра-М, 2008. – С. 370, 517.)

В трудах академика РАЕН Г. Шипова утверждается, что в основе сущего лежит вакуум, обладающий бесконечной энергией. Вакуум – потенциальное состояние материи. Однако такие взгляды весьма гипотетичны. Физическое поле – особый вид материи, обеспечивающий физическое взаимодействие материальных объектов и их систем. К физическим полям относятся электромагнитное, гравитационное поля, поле ядерных сил, волновые поля.

В этой связи следует заметить, что русский биолог А.Г.Гурвич (1874 - 1954) ввел понятие и принцип поля в биологию. Главное значение принципа поля заключается в том, что данный принцип объясняет согласованное поведение, как компонентов организма, так и всего организма в целом.

В настоящее время в астрономии изучается проблема существования значительной массы темной, скрытой материи. Масса темной материи по имеющимся оценкам составляет 90 % массы вещества Вселенной. Это значит, что 90 % Вселенной для человека невидимо. Природа скрытой массы объясняется по-разному, и разгадка наличия роли скрытой массы, темной материи во Вселенной может привести к революции в естествознании, но это не изменит сути философского понятия материи как объективной реальности, данной нам в ощущении, фундаментальных законов бытия.

 

Процесс согласованного изменения или перемещения частей сложного органического целого подчиняется законам поля. По имеющимся данным принципу поля подчинены процессы не только в рамках индивида, но и процессы взаимодействия индивидов внутри колоний, видов.

Кроме видов различают сферы существования материи:

- неорганическая природа, она имеет микро, макро и мегауровни;

- органическая материя, она имеет также уровни организации живого: молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный;

- социально-организованная материя, представляющая собой динамичес­ки функционирующую, исторически развивающуюся действительность ин­дивидов и сообществ различных уровней, находящихся в общественных отношениях.

Все виды и сферы материи связаны между собой: низшие предшествуют высшим, высшие основываются на низших.

Взаимосвязь уровней существования материи получила свое признание в естествознании в разделе гелиобиологии. В начале XX века русский ученый А.Л.Чижевский обратил внимание на связь самочувствия человека с процессами, протекающими в космосе. Ученый сделал вывод, что солнечная активность влияет на течения эпидемических процессов в масштабе планет. И, несмотря на тот факт, что заболевания имеют социальную основу, нельзя вырывать человека, организмы из естественной среды, окружающего мира с его радиациями, электрическими полями, потоками солнечной энергией. Так колебания магнитного поля Земли, по мнению специалистов, влияют на биосферу, у людей может появиться чувство тоски, страха, тревоги, появляется бессонница, снижается работоспособность.

Многообразие уровней организации материи связано с проблемой единства мира. Единство мира означает то реальное общее, которое имеется в явлениях и предметах. Материалистический монизм утверждает, что единство мира заключается в его материальности. В мире нет ничего кроме вечно движущейся материи, которая отображается в сознании человека. Эта истина доказывается длительным и трудным развитием естествознания. Открытие законов сохранения массы и энергии служат основой естественно-научного обоснования субстанционального, атрибутивного единства мира. Открытие клеточного строения живых существ, теория эволюции Ч.Дарвина, достижения генетики доказали, что основой живого является развивающаяся материя. Мышление, дух также включены в единство мира на материалистической основе как высший продукт и функция материи. Идеальное как порождение и отражение материи вписывается в материалистическую картину Вселенной.

Способом существования материи является движение. В мире нет движения без материи, как и материи без движения.

Движение - это всякий никогда не прекращающийся процесс изменения материи, взаимодействия между составными элементами материальных объектов, способность её преобразовывать одно состояние в другое, переносить следы прошлого в будущее, превращать возможность в действительность.

Источником движения является неоднородность, внутренняя противоречивость материи. Как отмечал Г.Гегель, противоречие есть корень всякого движения и жизненности.

Философия рассматривает следующие основные свойства движения:

- объективность и материальность;

- абсолютность и относительность: движение всеобщий способ бытия, но существует в конкретных формах;

- противоречивость: движение - это единство покоя и изменчивости;

- движение неотделимо от своего носителя.

Основываясь на факте соответствия движения своему носителю, Ф.Энгельс создал классификацию форм движения материи, он выделяет пять форм: механическую - движение физического тела; физическую - движение атомов; химическую - движение молекул; биологическую - движение белков; социальную - носитель индивид, общности людей. Все формы движения связаны друг с другом. Высшие формы включают в подчиненном виде низшие, основываются на них, но вследствие иной качественной определенности не сводимы к простым формам. Так, например, биологическая форма движения осуществляется при помощи физических и химических процессов, которые синтезируются в единую целостную систему, и в этой организации появляется за счёт взаимодействия её элементов новое качество, которого не было в изолированных компонентах.

Наиболее общей количественной мерой движения и взаимодействия всех видов материи, а также функцией состояния тела является энергия. Исследования химических, тепловых, электрических, магнитных, механических явлений привели к возникновению идеи о взаимопревращении различных форм движения друг в друга в эквивалентных количественных отношениях. Таким образом, был открыт закон сохранения энергии, выражающий сущность неуничтожимости материи и ее движения.

Медицина имеет дело с человеком, в котором представлена взаимосвязь форм движения материи, образующая высший тип целостности. Врач, изучая организм человека, определенные физиологические процессы, не должен забывать, что человек существо биосоциальное.

Движение не единственный способ бытия. Другими основными формами существования материй являются пространство и время. Любые предметы находятся не только в движении, но и обладают размерами, определенным образом расположены в отношении друг к другу, следуют друг за другом в различной последовательности. Эти факты отражены в категориях пространства и времени.

Пространство – это философская категория, отражающая факт сосуществования вещей и процессов, их протяженность и упорядоченность.

Время – это философская категория, отражающая факт смены явлений, их длительность и последовательность.

Основными концепциями времени и пространства являются субстанциональная и реляционная. Представителем субстанциональной концепции является И. Ньютон, который ввел в классическую механику абсолютное, независящее от материи, пустое пространство и абсолютное, не зависящее от пространства и от материи, время.

Абсолютное, истинное, математическое время у Ньютона – это время, которое само по себе и по своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью.

При таком подходе абсолютное время выглядит парадоксально, так как утверждение о равномерном течении времени предполагает, что существует нечто контролирующее скорость потока времени. Между тем, ничего внешнего контролирующего быть не может в силу утверждения, что время течет безотносительно к чему-либо внешнему.

Время и пространство представляли собой как бы вместилище самих себя и всего существующего. Такое мнение основывалось на постулате о дальнодействии, то есть мгновенном распространении всех видов взаимодействий в пустоте, передаче взаимодействий с мгновенной скоростью на сколь угодно большие расстояния. Однако к началу ХХ века Максвелл в семи уравнениях, отличных от уравнений механики, описывает электромагнитное поле. Эта теория опровергает идею пустоты и внедряет в физику принцип близкодействия. Если в классической физике полагали, что можно говорить об абсолютной одновременности событий во всех точках пространства, то А. Эйнштейн убедительно доказал неверность этого положения, представив реляционную концепцию пространства и времени.

Основными характеристиками пространства и времени являются их объективность, абсолютность и относительность.

Пространство и время не обладают самостоятельным существованием вне зависимости от материи и движения. А. Эйнштейн в 1905 году создал теорию относительности, философский смысл которой выдающийся физик определил положением: пространство и время не существуют без материи, они меняют свои свойства в зависимости от движения материи.

В статье «К электродинамике движущихся тел» Эйнштейн сформулировал основные положения специальной теории относительности (СТО).

На основе синтеза идей механика Галилея, электродинамики Максвелла и других теорий Эйнштейн приходит к выводу, что:

-все инерциальные системы отсчета равноправны;

-скорость света С постоянна и не зависит ни от направления движения, ни от движения источника к наблюдателю;

-в природе нет большей скорости, чем скорость света;

-события, которые одновременны для одного наблюдателя, не одновременны для другого, движущегося относительно первого. Относительный характер одновременности приводит к необходимости отказа от ньютоновского абсолютного времени.

В теории Эйнштейна размеры тел и промежутки времени теряют абсолютный характер и приобретают смысл относительных величин, зависящих от движения тел. Длина тела относительна как и его скорость.

Такие выводы являются следствием преобразований Лоренца, они носят парадоксальный характер, но, по мнению физиков, реальны.

Представим себе неподвижную линейку длиной L0 в неподвижной системе отсчета. Если линейка движется со скоростью V относительно другой системы отсчета, то для наблюдателя в этой системе отсчета линейка будут казаться короче, так как ее длина L вычисляется по формуле:

Такое сокращение длины не связано с деформацией линейки. Оно обусловлено тем, что одновременная фиксация концов линейки наблюдателем в одной точке отсчета является неодновременной в другой.

Промежуток времени между одними и теми же событиями будет различен в зависимости от того в какой системе координат этот промежуток определяется. При этом время в движущейся системе отсчета течет медленнее, чем в неподвижной. Рассмотрим специальный вид часов (под часами в физике понимается любой периодический процесс). Пусть часы представляют собой два неподвижных параллельно стоящих зеркала на расстоянии L0, между которыми бегает световой луч («зайчик»). Время движения «зайчика» туда и назад равно . Если часы будут двигаться со скоростью V, то наблюдатель в неподвижной системе отсчета видит, что зайчик проходит более длинный путь между зеркалами и в результате преобразований получаем следующее уравнение: (где T время движения зайчика в неподвижных часах)

Таким образом, интервал времени Т между событиями в разных системах отсчета неравен, в движущейся системе он больше. Поэтому и говорят, что движущиеся часы идут медленнее неподвижных. Это относится ко всем движущимся объектам, в том числе и биологическим.

Процесс старения живых организмов замедляется, если они движутся. Из двух близнецов стареет медленнее тот, который отправится в космическое путешествие с околосветовой скоростью.

Произошли изменения и в релятивистской динамике. Масса также не является абсолютной, но зависит от скорости движения.

, где: m0- масса покоя, с- скорость света.

Из данной формулы следует, что при увеличении скорости тела V его масса m возрастает, а при V→c, m→∞, но количество вещества, по закону сохранения массы, остается неизменным. С телом ничего не происходит. Просто, чем быстрее движется тело, тем труднее изменить его скорость, а это означает увеличение инертности тела, показателем которого и является масса.

Однако самым существенным выводом из специальной теории относительности является вывод о взаимосвязи массы и энергии – E=mc2.

В 1908 году А. Эйнштейн формулирует принцип эквивалентности инертной и гравитационной масс, который положен в основу общей теории относительности. Свойства пространства и времени в данной области определяются действующими в ней полями тяготения. При переходе к космическим масштабам геометрия пространства времени может меняться от одной области к другой в зависимости от концентрации масс в этих областях и форм их движения.

Гравитационное поле может интерпретироваться как кривизна пространства.

Таким образом, теория относительности внесла коренные изменения понимания свойств движения, пространства, времени и их взаимосвязи.

Свойством пространства и времени является бесконечность. Они бесконечны как движение и материя. Вообще признание конечности одной из четырех характеристик бытия означает одновременно конечность остальных.

Свойством пространства и времени является их мерность. Пространство трехмерно. Понятие многомерного пространства представляет собой научную абстракцию, имеющую математический и физический смысл и содержание. Выражая конкретные явления микромира многомерные пространства не претендуют на замену пространства трехмерного. Теория относительности пользуется понятием единого пространственно-временного континуума, где четвертым измерением является время.

Время одномерно, необратимо и в философском смысле не есть равномерный ход событий. Время есть порядок реальных событий, некоторого их начала, развития и конца. Реальное время есть время конкретное, определенное движение конкретных объектов и потому, в отличие от циферблата часов, оно течет неравномерно.

Необратимость времени обосновывается эмпирическими фактами, связанными с необратимостью материальных процессов, с так называемыми стрелами времени:

Первая стрела – статическая. Она определяется явлениями термодинамики, тенденциями к хаосу и деградацией энергии. Второй закон термодинамики утверждает, что в любой замкнутой системе хаос, беспорядок, то есть энтропия, всегда возрастают и обратный ход событий невозможен. Увеличение беспорядка или энтропии – это одно из определений стрелы времени.

Вторая стрела – электродинамическая. Она обусловлена рассеиванием в космосе электромагнитного излучения.

Третья стрела – космологическая. Она связана с расширением метагалактики.

Можно предполагать и наличие детерминационной стрелы времени, так как причинно-следственная связь однонаправлена. Следствие не может являться причиной своей собственной причины.

А. Эйнштейн утверждал, что время есть характеристика необходимым образом связанная с телом отсчета, к которому оно относится. Поэтому возможно рассмотрение пространства-времени в соответствии со сферами существования материи, пространство - время в неживой природе: мега-, макро-, микромире; биологическое пространство - время, связанное с появлением живого; социологическая форма пространства – времени, связанная с возникновением человека.

Необходимо признать и наличие геологического времени. Земля образовалась 4,5 млрд. лет назад. Основные этапы развития Земли отражены в геохронологической шкале, которая была принята в 1881 г. на 2-м Международном геологическом конгрессе в Болонье и с тех пор является общепринятой. Однако по срокам конкретных геологических периодов в эту шкалу в течение ХХ в. вносились уточнения. На начало ХХI в. шкала выглядит следующим образом (сроки отсчитываются в прошлое от настоящего времени).

 

Схема № 2

Архейская эра 3,6 млрд лет- 2,6 млрд лет Протерозойская эра 2,6 млрд лет- 570 млн лет

 

Палеозойская эра
Кембрий – 570 млн - 500 млн Ордовик – 500 млн – 440 млн Силур – 440 млн – 410 млн Девон – 410 млн – 350 млн Карбон – 350 млн – 285 млн Пермь – 285 млн – 230 млн

 

Мезозойская эра Кайнозойская эра
Триас – 230 млн – 195 млн Юра – 195 млн – 137 млн Мел – 137 млн – 67 млн Палеоген – 67 млн – 25 млн Неоген – 25 млн – 4,5 млн Антро-поген – 4,5 млн - 0
           

 

Социологическая форма пространства - времени зависит от форм бытия и деятельности человека. В этом случае можно утверждать, что состояние этой формы, ход пространства-времени, его содержание зависит от человека. Ритмы человеческой деятельности задают времени свое течение, определяют время. Поэт Р.Гамзатов писал:

Ты перед нами, время, не гордись,

Считая всех людей своею тенью,

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика умственной отсталости | Немало средь людей таких, чья жизнь
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.218 сек.