Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Х – неопределенность значения координаты х

∆р – неопределенность импульса.

Произведение этих неопределенностей не может быть меньше постоянной Планка ∆х*∆р ≥ h. Это число не зависит ни от способа, которым измеряется положение или скорость частицы, ни от типа этой частицы, то есть принцип неопределенности Гейзенберга является фундаментальным свойством мира.

Принцип неопределенности кладет предел мечтам последователей детерминизма Лапласа о создании такой научной теории, которая бы отражала жестко детерминированную модель Вселенной. В. Гейзенберг, таким образом, вверг науку, по образному выражению писателя- фантаста Н. Юртанова, «в вакханалию квантовой механики и стохастической магии».

В квантовой механике частицы не имеют определенных характеристик положения в пространстве и скорости. Квантовая механика определяет ряд разных результатов, вероятность каждого из них. Таким образом, квантовая механика вносит в науку неизбежный элемент случайности, непредсказуемости. Поэтому в квантовой механике целесообразно говорить о вероятностном детерминизме, опирающемся на статистические законы. Следовательно, современная концепция детерминизма предполагает диалектическое единство необходимости и случайности. Вот почему сторонники вероятностного стиля мышления утверждают, что мышление, которое не включает в свою орбиту идею случайности, является примитивным.

Таким образом, объективные законы естествознания подтверждают реальность существования философского закона взаимосвязи необходимого и случайного.

Ж. Моно в 1970 году в своей книге «Случайность и необходимость» доказывал, что в биологии царит только случайность, отрицающая необходимость. По мнению биолога, только случай лежит в основе творчества природы, случай – основа здания эволюции. Ж. Моно считал генетический код полностью закрытой системой, не получающей извне никакой информации. Развитие идет за счет ошибок в транскрипции. Только случай лежит в основе творчества живой природы. Но такая позиция противоречит и данным естествознания и законам диалектики. Ведь если все абсолютно случайно, то тогда все абсолютно и необходимо.

В любой деятельности следует учитывать возможные случайности, использовать благоприятные, способствующие успеху, но и своевременно обнаруживать и устранять отрицательно влияющие случайности.

Отдельное случайное событие не обладает статусом закона. Но статистический закон предполагает существование массовых, повторяющихся случайных связей, событий. Это вероятностные законы неоднозначной детерминации. Это законы случая, и они нуждаются в вероятностных методах оценки. Вероятность трактуется по-разному:

-она определяется как отношение числа случаев, благоприятствующих появлению события к общему числу возможных случаев;

-вероятность интерпретируется как относительная частота появления события к бесконечному числу наблюдений;

-вероятность определяется как отношение числа появления случайного события к общему числу всех наблюдений. Эта мера необходимого в случайном.

Такое понимание вероятности получило распространение в естественных, технических и гуманитарных науках. Опираясь на статические законы, можно успешно действовать в мире неопределенности.

Из всего сказанного можно заключить, что события, которые мы воспринимаем как случайные, существуют объективно, независимо от субъекта, его сознания. Но взятые сами по себе, вне деятельности человека, они не могут быть определены как случайные или необходимые. Это определение может быть осуществлено после прослеживания процесса развития явления, определения его причинно-следственных связей, установления оснований определения.

Категории случайного и необходимого принадлежат к тем, в которых онтологический аспект определяется посредством гносеологической деятельности.

Таким образом, случайное и необходимое весьма тонкие и строгие философские категории.

Возможность и действительность.

Проблема возможности и действительности привлекала внимание философов давно, начиная с далёкой древности. Уже Платон различал возможное и действительное существование. Действительным в философии Платона был мир идей, а возможным - мир вещей. Пребывая в состоянии возможности, мир вещей, по Платону, не может превратиться в действительность, обрести реальное существование.

Аристотель в отличие от Платона считал, что возможное может превращаться в действительное, так же как действительное в возможное. В качестве чистой возможности в философии Аристотеля выступает пассивная материя, а в качестве действительности – форма. Опираясь на учение Аристотеля, Фома Аквинский обосновывал необходимость существования чистой действительности, которая своим действием вызывает превращение той или иной возможности в действительность. В роли такой чистой действительности выступает бог.

Метафизический отрыв возможного от действительного, их абсолютизация неизбежно ведет к идеализму. Против разрыва возможности и действительности выступал Джордано Бруно. По его мнению, возможность не может существовать вне действительности, а находится с ней в органической связи.

О диалектической взаимосвязи возможности и действительности, о том, что возможность всех изменений вещи находится в самой вещи, говорили многие философы. Так Г. Гегель считал, что непосредственная действительность содержит в себе зародыш чего-то другого. Сначала это другое есть только возможность, но эта возможность затем превращается действительность.

В самом деле, прежде чем возникнуть и стать объективной реальностью, новое всегда представляет собой лишь возможность, но еще не действительность, то есть новое появляется в виде предпосылок, а затем переходит в действительность.

Таким образом, всякое развитие есть процесс превращения возможности в действительность, которая в свою очередь содержит возможность появления новых явлений и так далее.

Возможность – это объективно существующая тенденция развития процесса и явления, скрытая предпосылка возникновения нового в недрах старого.

Действительность – это реализованная возможность. Действительность отдельного конкретного объекта – это его бытие в присущих ему количественных и качественных характеристиках, в его изменении и развитии.

Возможность объекта – это будущее объекта в его настоящем. Она не существует отдельно от действительности, а есть один из ее моментов, которые проявляются в процессе развертывания действительности. Примером диалектики возможности и действительности является область научного знания о симметрии природе. Симметрия-это согласованность в пространстве отдельных характеристик материальных объектов или объектов в целом, это инвариантность структуры, свойств, формы объекта относительно его преобразований. Под асимметрии понимается отсутствие признаков симметрии, то есть несоразмерность, беспорядок, неоднородность. При помощи категорий симметрии и асимметрии раскрываются важные стороны законов мира. Каждый закон включает в себя определенную симметрию, например, теорема Э.Нётер. Однако взаимосвязи между законами обусловлены как симметрией, так и асимметрией. Закон по отношению к каким -то изменениям может быть асимметричным. Поэтому в науки о природе включен принцип рассмотрение явлений процессов через призму диалектики симметрии и асимметрии. Симметрия содержит в себе в виде возможности асимметрию, а асимметрия зиждется на симметрии. На этом принципе базируется идея спонтанного нарушения симметрии вакуума, инфляционная теория рождения Вселенной.

Возможность внутренне противоречива. Возможность – это нечто существующее, ибо в настоящем есть предпосылка будущего. В то же время возможность – это нечто не существующее, ибо будущего нет в настоящем.

Всякое материальное образование представляет собой единство множества различных тенденций и, следовательно, имеет много различных возможностей, поле возможностей. Количество возможностей, их наличие определяется качественными характеристиками предмета, явления, системой его связей и законов, действию которых подчинен данный предмет или явление.

Возможности могут быть реальными и формальными, абстрактными и конкретными.

Реальными называются такие возможности, которые обусловлены необходимыми сторонами и связями, законами функционирования. Предел реальной возможности – неизбежность.

Формальная возможность выражает несуществующую тенденцию развития объекта, она обусловлена случайными связями и отношениями.

Конкретной возможностью является такая возможность, для существования которой могут сложиться соответствующие условия в определенное время.

Абстрактная возможность – это возможность, для реализации которой в настоящее время нет необходимых условий.

Невозможность – это то, что ни при каких условиях не может стать действительностью, ибо это противоречит объективным законам развития природы и общества.

В процессе развития не все возможности превращаются в действительность, одни усиливаются, другие ослабляются. Меру возможности, меру необходимого в возможном, его количественную характеристику выражает категория вероятности. Категория «вероятность» выражает степень развитости возможности, степень ее способности стать действительностью. Вероятность рассматривается как количественная характеристика внутренней необходимости, проявляющаяся в массе случайностей. Она выражает собой не просто внутреннюю необходимость, а количественную определенность необходимости или величину необходимости. Поэтому вероятность можно определить как меру необходимого в случайном. Вероятность и возможность имеет не равный объем содержания. Вероятность выражает количественно повторяющуюся случайность, а возможность выражает все, даже единичную случайность (абстрактная, формальная возможность). О вероятности можно говорить только на базе фактов, на базе действительности. Однако событие, которого еще не было, возможно, но оно невероятно.

На ранних этапах своего развития возможности имеют различную степень вероятности своей реализации. Задача науки определить вероятность возможностей тех или иных связей, что позволит предвидеть будущее тех или иных событий. Философский аспект вероятности можно проиллюстрировать на примере термодинамики, энтропии. Окружающий мир состоит из молекул, атомов. В 29 граммах воздуха число молекул (N) равно 6,023*1023. Если поместить их в сосуд, то вероятность нахождения всех молекул в одной из половин объема сосуда ничтожно мала (1/2)N, событие маловероятно. На самом деле молекулы заполняют весь объем сосуда, и это состояние максимально вероятно.

Австрийский физик Л.Больцман обнаружил связь между энтропией и вероятностью. Число микросостояния объекта, характеризующих макросостояние объекта обозначается символом W- это статистический вес или термодинамическая вероятность макросостояния. Энтропия системы S равна сумме энтропий подсистем S=S1+S2. Л.Больцман связал понятие энтропии S с логарифмом W. В 1906 году Макс Планк написал формулу, отражающую мысль Больцмана о выражении энтропии как логарифма вероятности состоянии системы S=KLnW.

K -это коэффициент пропорциональности, постоянная Больцмана.

Так физика рождала диалектику, диалектический метод мышления.

Выше уже отмечалось, что в предмете заложено множество возможностей дальнейшего развития. Не все эти возможности становятся действительностью, здесь происходит борьба тенденций, выбор определенной возможности из некоторого их множества. Следовательно, возможность органично связана с категориями случайность и необходимость – может реализоваться, а может и не реализоваться.

Категория «возможность» может служить родовым понятием для определения категорий необходимости и случайности.

Необходимость – это такой способ реализации возможности, когда у объекта при определенных условиях в определенном отношении имеется единичная возможность, которая превращается в действительность.

Случайность – это такой способ реализации возможности, когда у объекта в определенных условиях имеется несколько возможностей, но реализуется одна.

Таким образом, случайность и необходимость определяются как разные способы превращения возможности в действительность.

Для реализации возможности в действительность нужен ряд действий, процессов, словом, необходимо наличие соответствующих условий. Условия представляют собой совокупность факторов, необходимых для превращения возможности в действительность. Пока нет полного набора условий определенная возможность не может реализоваться в действительность.

Условия реализации могут быть объективные, то есть не зависящие от сознания людей и субъективные, то есть зависящие от воли и сознания человека.

В природе процесс реализации возможностей происходит стихийно. В обществе же все иначе. Историю делают люди, от их воли, сознания зависит очень многое в процессе реализации заложенных в обществе тенденций развития. Действие объективных законов общества реально проявляется как процесс превращения возможности в действительность в результате человеческой деятельности, соответствующей либо не соответствующей объективным потребностям, тенденциям социума.

Проблема поля набора возможностей, поля путей развития является одной из центральных идей синергетики. Нелинейные системы совершают «блуждания» по полю возможного и актуализируют лишь один из этих путей в период бифуркации.

Категории возможности и действительности составляют элемент понятийной структуры клинического мышления. Так, проблема профилактики болезней представляет собой проблему устранения условий наступления болезней, устранения превращения возможности заболевания в действительность.

Исходя из знаний закономерностей функционирования организма, врач должен уметь предсказывать возможное следствие, то есть на основе знаний выводить возможность из действительности.


 

ГЛАВА V.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основных категорий диалектики | Диалектика как логика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.