Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектика как логика

 

Теоретическое мышление, задачей которого является проникновение в сущность явлений должно быть диалектическим, так как общепризнанно, что общей закономерностью развития науки является ее диалектизация.

«Диалектизация науки как ее важнейшая закономерность означает внедрение во все сферы научного познания идеи развития… Процесс диалектизации продолжает расширяться и углубляться – хочется это кому-то или не хочется, нравится кому-то диалектика или нет». (Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов на Дону: «Феникс», 2005. – С. 303, 304)

Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы общества, мышления. Диалектика – это то общее, что свойственно диалектике вещей и понятий. Представляя собой общие законы всякого движения, развития, диалектика одинакова как в материальном мире так и в мышлении, в мыслительной деятельности субъекта. Субъективная диалектика реализуется в формах мышления. Каждый принцип, закон, категория диалектики имеет определенное логическое, методологическое значение, обусловливает определенное диалектическо-логическое требование к мышлению в процессе познания, преобразования действительности.

Следует отметить, что диалектически мыслит человек общественный, находящийся в единстве с обществом. Человек, изъятый из ансамбля общественных отношений мыслит так же мало как и мозг, изъятый из тела человека. (См.: Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории – М.: Политиздат, 1984. – С. 165)

 

Превращение диалектики в метод познания и преобразования действительности предполагает разработку ее как диалектической логики, которая представляет собой вывод из теории диалектики. Диалектическая логика связывает философскую теорию с процессом познания, решением практических задач.

Диалектика, теория познания и логика находятся в тождестве, имеют различия, решают свои задачи.

Диалектика изучает всеобщие законы действительности. Теория познания имеет своей задачей исследование закономерностей развития познавательного процесса. Диалектическая логика изучает законы мышления, законы функционирования познания, всеобщие законы действительности с целью разработки на этой основе требований к познающему субъекту, предписывающих субъекту познания определенную форму поведения. Диалектика есть действительная логика, в согласии с которой совершается движение мышления. Именно она действует в точках роста, в точках достижений современной науки. Крупнейшие теоретики руководствуются диалектическими традициями: А. Эйнштейн, В. Гейзенберг, Вавилов Н.И., Анохин П.К.. Понимаемая как логика, философская диалектика становится составной частью научного мировоззрения. Без диалектической логики мировоззрение как система вряд ли может претендовать на научность и полноту. Существует не одно определение предмета диалектической логики, но практически все исследователи сходятся на том, что диалектическая логика есть наука о законах и формах движения и развития теоретического мышления. Выдающийся философ Э.В. Ильенков отмечал, что логика, ставшая диалектикой является не только наукой о мышлении, но и наукой о развитии всех вещей, как материальных, так и духовных. Понимаемая таким образом логика и может быть наукой об отражении движения мира в движении понятий. (См.: Ильенков Э.В. «Диалектическая логика: очерки истории и теории» - М.: Политиздат, 1984 – С. 9). Предметом диалектической логики являются принцины, законы, категории диалектики в единстве с такими формами мышления как понятия, суждения и умозаключения. Поэтому диалектическая логика является логикой теоретического мышления. (См.: Кумпф Ф., Оруджев З. Диалектическая логика. – М.: Политиздат, 1979 – С.10). Предмет логики – логический строй мышления, который обеспечивает получение объективной истины. Вопрос об истине – это основной вопрос диалектической логики, а сама диалектическая логика есть логика истины как процесса отражения сущности бесконечного материального мира, процесса создания научной картины мира, процесса движении истины относительной к истине абсолютной.

Теоретическое мышление подчинено законам, то есть тем взаимосвязям, которые должны быть учтены, востребованы и реализованы в мышлении субъекта познания, чтобы обеспечить адекватное отражение действительности и ее преобразование в соответствии с существующими возможностями, объективными законами.

Диалектика, являясь теорией развития, является не только теорией и логикой познания, но и всеобщим методом исследования. Поэтому все основные принципы и требования диалектической логики являются принципами методологии научного познания. В состав логики мышления входят всеобщие, исторически сформированные проверенные на практике категории, законы развития мира, принципы. Они выступают в роли логических форм работы мышления. «Логика представляет собой систематически – теоретическое изображение универсальных схем, форм законов развития и природы, и общества и самого мышления» (Ильенков Э.В. Диалектическая логика. – С. 202)

Будучи наукой, о всеобщих формах и закономерностях, в рамках которых протекает мыслительный процесс, логика представляет систему специальных понятий, категорий, отражающих ступеньки становлений объекта, в естественной последовательности этапов его становления. (См. гл. IV данной работы). Поэтому не только содержание, определение каждой категории объективно, но и последовательность, в которых эти категории применяются в мышлении тоже.

Нельзя разработать пути разрешения противоречия, если до этого не определить взаимодействующие противоположности или не определить статистическую необходимость без определения случайностей точно также как нельзя понять химические соединения без знания составляющих их химических элементов.

Диалектическое мышление подчиняется основным законам диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей проявляется в мышлении. Противоречия проявляются в познавательном процессе в виде противоречия между достигнутым уровнем познания и возможностями его прогресса, противоречия между положениями теории и данными опытов, противоречий самого процесса познания, межтеоретических противоречий.

Кроме того, поскольку все объекты познания внутренне противоречивы, то и понятия, суждения, отражая эти объекты, тоже содержат в себе противоречия.

Важное место в процессе диалектического мышления, познания занимает закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Каждое научное открытие по сути представляет собой скачок в процессе познания. Вся история науки классической, неклассической, постнеклассической, а также содержание научных революций представляет собой реализацию диалектического закона.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, как закон диалектической логики обязывает с одной стороны учитывать изменчивость предметов и отражающих их понятий, а с другой стороны учитывать устойчивость предметов и отражающих их понятий.

Закон отрицания отрицания также является законом диалектического мышления. Закон предписывает познавать объект как развивающийся в диалектике старого и нового, рассматривать, как осуществляется преемственность между старым и новым, как реализуется конкретность отрицания. Процесс познания есть непрерывная последовательность отрицаний одних научных положений другими.

Диалектическая логика включает в свое содержание ряд других законов, которые выражаются отношением парных категорий: единичное, общее особенное, явление и сущность, форма и содержание, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.

Диалектическая логика в процессе познания имеет дело также и с особенными закономерностями развития познания, с соотношением абсолютной и относительной истин, конкретного и абстрактного, разумного и рассудочного в познающем мышлении.

Всякое мышление, в том числе диалектическое, подчиняется также и законам формальной логики. Однако формально - логические законы по своему значению в мышлении имеют подчиненный характер, охватывают не весь познавательный процесс, а лишь его последовательность, определенность, логическую обоснованность, законы же диалектической логики не только охватывают и упорядочивают процесс теоретического мышления, процесс познания, но и являются универсальными, всеобщими законами бытия.

Законы формальной логики сохраняют свое самостоятельное, хотя и относительное подчиненное значение, выполняя свои функции во всех мыслительных операциях.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Х – неопределенность значения координаты х | Принцип всесторонности рассмотрения предмета
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.