Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура инструктирования




Инструктирование, как обучающая деятельность мастера в процессе производственного обучения, является важнейшим предметом рассмотрения при изучении всего курса «Организация и методика производственного обучения». В этой связи этот компонент процесса производственного обучения рассмотрим только в общем плане, применительно к основным его структурным элементам.

Прогнозирование характеризует деятельность мастера производственного обучения по проектированию учебного процесса, обеспечивающему планомерное и целенаправленное достижение конечной цели. В реальном процессе обучения этот элемент учебной деятельности мастера выражается прежде всего в планировании производственного обучения — перспективном и текущем. Планирование включает подбор учебно-производственных работ и нормирование; планирование производственной деятельности учащихся; составление планирующей документации при подготовке к учебному году, теме, уроку; разработку документации письменного инструктирования; отбор учебного материала, методов, при­емов, способов его подачи.

Прогнозирование процесса обучения включает также своевре­менное оснащение учебных мастерских (участков, лабораторий); проверку и подготовку к учебному процессу инструментов, заго­товок, изготовление образцов-эталонов учебно-производственных работ; участие в определении конкретного содержания производ­ственной практики учащихся; предварительную отработку мастером трудовых приемов и операций, которым он, будет обучать учащихся.

Организация учебного процесса - это создание условий для успешного решения учащимися, познавательных и учебно-произ­водственных задач. У мастера поистине неограниченный арсенал возможностей для организации и руководства учением учащихся. Рациональная организация такого руководства требует отбора таких способов, которые дают максимальный эффект. Главные из них: рациональное сочетание учебных и производственных задач производственного обучения; постоянное поддержание на высоком уровне познавательной и учебно-производственной активности уча­щихся; создание ситуаций проблемности, широкое применение эв­ристических форм и методов обучения; поддержание на высоком уровне самостоятельности учащихся в учебном и учебно-производственном труде; индивидуализация обучения; широкое применение документации письменного инструктирования; внесение в учебно-производственный труд учащихся творческих начал, постоянное внимание к обучению учащихся думать, мыслить, прини­мать самостоятельные решения в разнообразных учебно-производ­ственных ситуациях.

Регулирование процесса обучения тесно связано с его органи­зацией. Это прежде всего непосредственное руководство и направ­ление познавательной и практической деятельности учащихся, ин­дивидуальная корректировка ее с целью предупреждения и устра­нения отклонений от нормального хода процесса обучения.

Регулирование как структурный элемент обучающей деятель­ности включает также постоянную корректировку мастером соб­ственной деятельности на основе наблюдения, анализа и текуще­го контроля за протеканием учения и его результатами, т.е. то, что обычно называется обратной связью в системе мастер-ученик. Без такого регулирования не может быть реального движе­ния учебного процесса.

Контроль - это сравнение заданной (намеченной) программы
процесса обучения с фактическим ее выполнением. Он позволяет
выявить эффективность организации, методов и средств обучения,
объем, глубину, осмысленность и осознанность, действенность
усвоенных учащимися знаний и умений, повысить эффективность
познавательной и практической деятельности учащихся, выявить
ошибки и неверные действия и на этой основе провести их корректировку.

Контроль как структурный элемент инструктирования включа­ет также самоконтроль мастером своей обучающей деятельности.

Инструктирование учащихся, эффективное руководство и управ­ление их познавательной и практической деятельностью требует от мастера внимательного анализа того, какие умственные дей­ствия выполняют при этом учащиеся, каковы их содержание, по­следовательность, в каком соотношении они находятся с содер­жанием изучаемого материала.

Психические процессы, сопровождающие учение, принципиаль­но ненаблюдаемые. Учащиеся выполняют учебно-производственные задания - работают на станке, налаживают машины, ведут стро­ительные работы, выполняют расчеты и т.п., но что и как они при этом делают, что происходит в их сознании; остается скры­тым. Применяемые приемы деятельности как бы исчезают в про­дукте деятельности и если они как-то улавливаются и контроли­руются, то только по внешним проявлениям учащихся, по резуль­татам их деятельности. В этом основная сложность познания внутреннего "механизма" учения и овладения искусством управ­ления им. Для того, чтобы овладеть этим искусством, нужно знать и исходить из тех психологических закономерностей, ко­торые определяют процессы восприятия, запоминания, обобщения знаний и способов деятельности, их применение и формирование умений и навыков. Это определяет необходимость глубокого вла­дения мастером производственного обучения основами педагоги­ческой психологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.