КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура инструктирования
Инструктирование, как обучающая деятельность мастера в процессе производственного обучения, является важнейшим предметом рассмотрения при изучении всего курса «Организация и методика производственного обучения». В этой связи этот компонент процесса производственного обучения рассмотрим только в общем плане, применительно к основным его структурным элементам. Прогнозирование характеризует деятельность мастера производственного обучения по проектированию учебного процесса, обеспечивающему планомерное и целенаправленное достижение конечной цели. В реальном процессе обучения этот элемент учебной деятельности мастера выражается прежде всего в планировании производственного обучения — перспективном и текущем. Планирование включает подбор учебно-производственных работ и нормирование; планирование производственной деятельности учащихся; составление планирующей документации при подготовке к учебному году, теме, уроку; разработку документации письменного инструктирования; отбор учебного материала, методов, приемов, способов его подачи. Прогнозирование процесса обучения включает также своевременное оснащение учебных мастерских (участков, лабораторий); проверку и подготовку к учебному процессу инструментов, заготовок, изготовление образцов-эталонов учебно-производственных работ; участие в определении конкретного содержания производственной практики учащихся; предварительную отработку мастером трудовых приемов и операций, которым он, будет обучать учащихся. Организация учебного процесса - это создание условий для успешного решения учащимися, познавательных и учебно-производственных задач. У мастера поистине неограниченный арсенал возможностей для организации и руководства учением учащихся. Рациональная организация такого руководства требует отбора таких способов, которые дают максимальный эффект. Главные из них: рациональное сочетание учебных и производственных задач производственного обучения; постоянное поддержание на высоком уровне познавательной и учебно-производственной активности учащихся; создание ситуаций проблемности, широкое применение эвристических форм и методов обучения; поддержание на высоком уровне самостоятельности учащихся в учебном и учебно-производственном труде; индивидуализация обучения; широкое применение документации письменного инструктирования; внесение в учебно-производственный труд учащихся творческих начал, постоянное внимание к обучению учащихся думать, мыслить, принимать самостоятельные решения в разнообразных учебно-производственных ситуациях. Регулирование процесса обучения тесно связано с его организацией. Это прежде всего непосредственное руководство и направление познавательной и практической деятельности учащихся, индивидуальная корректировка ее с целью предупреждения и устранения отклонений от нормального хода процесса обучения. Регулирование как структурный элемент обучающей деятельности включает также постоянную корректировку мастером собственной деятельности на основе наблюдения, анализа и текущего контроля за протеканием учения и его результатами, т.е. то, что обычно называется обратной связью в системе мастер-ученик. Без такого регулирования не может быть реального движения учебного процесса. Контроль - это сравнение заданной (намеченной) программы Контроль как структурный элемент инструктирования включает также самоконтроль мастером своей обучающей деятельности. Инструктирование учащихся, эффективное руководство и управление их познавательной и практической деятельностью требует от мастера внимательного анализа того, какие умственные действия выполняют при этом учащиеся, каковы их содержание, последовательность, в каком соотношении они находятся с содержанием изучаемого материала. Психические процессы, сопровождающие учение, принципиально ненаблюдаемые. Учащиеся выполняют учебно-производственные задания - работают на станке, налаживают машины, ведут строительные работы, выполняют расчеты и т.п., но что и как они при этом делают, что происходит в их сознании; остается скрытым. Применяемые приемы деятельности как бы исчезают в продукте деятельности и если они как-то улавливаются и контролируются, то только по внешним проявлениям учащихся, по результатам их деятельности. В этом основная сложность познания внутреннего "механизма" учения и овладения искусством управления им. Для того, чтобы овладеть этим искусством, нужно знать и исходить из тех психологических закономерностей, которые определяют процессы восприятия, запоминания, обобщения знаний и способов деятельности, их применение и формирование умений и навыков. Это определяет необходимость глубокого владения мастером производственного обучения основами педагогической психологии.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |