КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ориентировочная основа действия
Условия успешного формирования навыков Умение будет формироваться успешно только тогда, когда учащийся будет понимать значение изучаемого действия, будет точно знать его цели, содержание и способы выполнения. Учащийся должен четко представлять продукт труда, результат действий, его качественные особенности и требования, которым он должен удовлетворять; предмет труда: особенности обрабатываемых материалов, которые надо учесть для правильного выполнения процесса; орудия труда: машины, аппараты, инструменты, приспособления, которые будут использованы; процесс труда, т.е. действия, из которых он состоит. Из системы указанных знаний создается представление о содержании и способах выполнения трудового действия - так называемый образ действия, ориентируясь на который учащийся будет потом выполнять действие практически. От его совершенства, полноты и точности во многом зависит эффективность практического выполнения самого действия и, следовательно, формирования умения. Такие представления учащегося о содержании и способах предстоящей деятельности называют ориентировочной основой действия – ООД. Создание у учащихся ООД является одной из важнейших задач обучающей деятельности мастера. Вместе с тем, учитывая, что учащийся не только объект, но и субъект обучения, участвующий совместно с мастером в учебном процессе, создание и развитие ООД - это не только задача мастера. В ходе производственного обучения по мере накопления опыта, учащиеся все более и более самостоятельно совершенствуют, развивают такую основу своей деятельности. Таким образом ориентировочная основа действия включает: Цель - что делать, чего добиться, чему научиться; мотив - для чего делать; средства - с помощью чего делать, что использовать; способы действия — как делать, в какой последовательности, какие требования соблюдать; способы контроля и самоконт роля - как действовать, чтобы избежать ошибок; как определить соответствие действия поставленной цели. Можно выделить три типа ориентировочной основы действия. 1 тип - ориентировочную основу составляют лишь образцы самого действия и его продукта. Учащемуся не дается указаний, как выполнять действие, он ищет- правильный способ сам методом проб и ошибок. В конце концов, он может научиться выполнять действие правильно, но прочное умение не образуется. Такой тип ориентировки характерен для индивидуального обучения рабочего в условиях производства. При организованном процессе обучения, как правило, не применяется. 2 тип - ориентировочная основа содержит не только образцы 3 тип - в ориентировочной основе на первое место выступает не столько обучение способу действия в конкретной ситуации, сколько анализ задания, обучение самостоятельному поиску средств и способов его выполнения. Действия выполняются исходя из установки «подумай и делай сам». Обучение по Ш типу ориентировки требует больших затрат времени. Зато после усвоения действия задание срезу выполняется правильно и вполне самостоятельно, что дает в конечном итоге экономию времени по сравнению не только с первым, но и со вторым типом ориентировки. Действия, сформированные при опоре на этот тип ориентировки, обладают устойчивостью к изменениям условий и, что самое существенное, обнаруживают большую способность к переносу в новые условия. Для организованного процесса производственного обучения в училище наиболее характерно сочетание ООД 2 и 3 типа. Типичная логика (тактика и стратегия) учебного процесса производственного обучения - в целом, в пределах периода, в пределах темы, в пределах урока. Ориентировочную основу действия необходимо формировать тогда, когда учащийся еще не приступил к отработке нового дл него действия. Но как раз этот момент часто упускается мастерами из поля зрения. Между тем именно здесь, в организации «пролога» действия, в его преддверии лежит ключ к решению важной педагогической задачи - обучить учащихся с самого начала безошибочному выполнению действий. Этим важным педагогическим правилом мастер должен руководствоваться на всех этапах своей педагогической деятельности.
Контрольные вопросы 1. Проанализируйте процесс производственного обучения с позиций общих характеристик учебного процесса: цель, содержание, преподавание, учение, функции, методы, средства. Обоснуйте на основе такого анализа вывод, что производственное обучения — это не учебный предмет, а самостоятельная часть учебного процесса подготовки квалифицированного рабочего. 2. В чем сущность понятия "рабочий широкого профиля"? Приведите примеры профессий широкого профиля и сгруппированных! Каковы основные принципы группировки профессий? Каковы основные причины повышения «удельного веса» подготовки в училишах рабочих широкого профиля? 3. Дайте характеристику основных критериев, определяющих сущность понятия «профессиональное мастерство». 4.В чем сущность функционального, структурного и педагогического анализа трудовой деятельности рабочего по профессии? 5.Основой для построения системы производственного обучения является возможность вычленения в содержании трудового процесса по группе профессий самостоятельных частей обучения - учебных единиц: приемов, операций, функций, видов работ, производственных ситуаций и т.д. Проанализируйте с этой точки зрения изученные системы производственного обучения. 6.Дайте характеристику основных документов, определяющих содержание производственного обучения. Каковы основные тенденции совершенствования содержания производственного обучения, вытекающие из Концепции профессионально-технического образования? 7.Какова взаимосвязь знаний, умений и навыков? 8.Каковы основная дидактическая задача и основные составляющие обучающей деятельности мастера производственного обучения - инструктирования? 9.В чем проявляется единство, взаимосвязь и взаимозависимость обучающей деятельности мастера - инструктирования и учебной деятельности учащихся - учения? 10. В чём сущность ориентировочной основы действия учащихся в процессе их производственного обучения? Какова логика процесса производственного обучения с точки зрения ориентировочной основы действия учащихся? 11. Проанализируйте сущность основных принципов производственного обучения.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |