КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные направления зарубежной психологии двадцатого столетия
Для психологии двадцатого столетия характерно многообразие школ и направлений, каждое из которых вносит свой вклад в развитие этой науки как на теоретическом, так и на прикладном уровнях [1, 7]. Основными направлениями современной зарубежной психологии являются психоанализ, бихевиоризм, гештальт-психология, гуманистическая психология, когнитивная психология и нейро-лингвистическое программирование. Большое влияние на умы оказало и продолжает оказывать направление, называемое психоанализом и представляющее собой совокупность нескольких школ. Среди них: фрейдизм, неофрейдизм, аналитическая психология и индивидуальная психология. Фрейдизм получил свое название по имени его основателя – австрийского психиатра Зигмунда Фрейда (1856–1939). Фрейд выделил в психике три уровня: сознательный, предсознательный и бессознательный. С точки зрения Фрейда, причиной невротических заболеваний является вытеснение запретных желаний и неприятных переживаний в область бессознательного. Возвращение их в сферу сознания облегчает душевные страдания и исцеляет человека. Согласно Фрейду, движущими силами поведения человека являютсяинстинкты, которые объединяются в две большие группы: инстинкты жизни и инстинкты смерти. К инстинктам жизни относятся голод, жажда, секс, которые созидательны по своей сути и проявляют себя в форме психической энергии, названную либидо. Сила инстинктов смерти может быть направлена как вовнутрь (мазохизм, самоубийство), так и во вне (ненависть и агрессия). В структуре личности психоанализ видит три составляющие, три пласта: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). Ид представляет собой вместилище инстинктов, основными из которых являются сексуальный инстинкт и агрессия. Психическая энергия – либидо – проявляет себя в напряженности. Возрастание напряженности вызывает потребность снизить ее, довести до комфортного уровня. Для этого человек должен взаимодействовать с окружающим миром. Связь с внешним миром осуществляет Эго. Эго регулирует слепую энергию Ид, сдерживает, направляет ее, подобно всаднику, управляющему лошадью. Эго удерживает Ид от импульсивных поступков до того момента, пока не будут найдены приемлемые объекты и способы для удовлетворения потребности, вызывающей напряжение. С давлением темных, инстинктивных сил постоянную борьбу ведет Супер-Эго – совокупность моральных принципов, усвоенных в процессе воспитания, совесть человека, представления о совершенстве. Ареной непримиримой борьбы Ид и Супер-Эго является Эго. Чем больше противоречий между Ид и Супер-Эго, тем сильнее выражен внутриличностный конфликт, снизить напряжение которого человеку помогают различные способы психологической защиты. К защитным механизмам относятся: вытеснение, сублимация, рационализация, регрессия, отрицание, замещение, проекция, идентификация. [Фрейд, Ждан, Ярош]. Вытеснение (подавление) обуславливает исключение из содержания сознания травмирующей, нежелательной информации. Сублимация заключается в том, что импульсы Ид переключаются на социально приемлемые цели (например, сексуальная энергия сублимируется в творческую). Посредством рационализации человек обесценивает сложную, невыигрышную для себя, ситуацию. Регрессия – это возврат к формам поведения, характерным для ранних стадий развития. Внешняя угроза или травмирующая ситуация могут отрицаться. Например, алкоголик отрицает наличие у него зависимости от алкоголя. О замещении речь идет в том случае, когда импульс Ид переводится с одного объекта на другой, более безопасный. Проекция – это защитный механизм, который заключается в приписывании собственных негативных черт и поступков другому человеку. При идентификации, напротив, субъект приписывает себе положительные черты, присущие другим. Основоположник аналитической психологии, ученик Фрейда – Карл Юнг (1875–1961) в структуре личности выделял сознание, индивидуальное бессознательное и – наиболее глубокий слой психики – коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное, по мнению Юнга, является психологическим наследством, содержит опыт человечества и передается из поколения в поколение в виде различных архетипов. Под архетипом Юнг понимал первичные образы, формы, присущие каждому человеку изначально и влияющие на его психическую жизнь. Содержание индивидуального бессознательного составляют события, имевшие место в жизни человека и вытесненные из сферы сознания. Основными структурами личности, являющимися по своей сути архетипами, Юнг считал Эго, Персону, Тень, Аниму (для мужчин), Анимус (для женщин) и самость. Центром сознания является Эго, его содержание формируется из личного опыта. Человек представляет себя миру посредством персоны, которая включает в себя социальные роли человека и внешне проявляется в манере одеваться, пристрастиях и особенностях поведения. Центр личного бессознательного – Тень. Содержание Тени составляют вытесненные из сознания неприятные или запретные переживания, воспоминания и желания. Позитивной стороной Тени является то, что онанесет в себе заряд энергии и является источником творчества. Юнг утверждал, что у каждого человека есть психологические признаки противоположного пола. Анима является женским архетипом в психике мужчины, Анимус – мужским архетипом в психике женщины. Центральным архетипом личности Юнг считал самость – целостность и упорядоченность личности, примирение и взаимодополнение бессознательного и сознательного. Достижение самости есть цель процесса индивидуации, который определяет главный смысл человеческой жизни. На основе своих представлений о структуре души Юнг разработал типологию личности, разделив людей на экстравертов, обращенных на окружающий их мир, и интровертов, устремленных к собственному внутреннему миру. [Ждан, Юнг, Психол личн] Одной из ветвей психоанализа является индивидуальная психология, созданная Альфредом Адлером (1870–1937). Согласно теории Адлера, человеку присущи три врожденных бессознательных чувства: чувство общности с людьми, чувство неполноценности и чувство стремления к превосходству. Поведение и стиль жизни человека определяет чувство общности с людьми. Движущей силой развития личности являются чувство неполноценности, проявляющееся уже в раннем детстве, и стремление к превосходству. Стремление избавиться от чувства неполноценности, компенсировать недостаток побуждает личность к активным действиям. Если цель, к достижению которой стремится человек, нереалистична и неадекватна его возможностям, у него развивается комплекс неполноценности, и он становится невротиком. Стремление к превосходству побуждает человека быть лучше и успешнее других. Развитию трех врожденных чувств способствует механизм, названный Адлером компенсацией []. В 30-х годах двадцатого столетия на базе идей фрейдизма сформировалось направление, получившее название неофрейдизм, наиболее яркими представителями которого стали Карен Хорни (1885–1952), Гарри Стэк. Салливен (1892–1949), Эрих Фромм (1900–1980), Эрик Эриксон (1902–1994). Критикуя биологизаторский подход Фрейда к психике человека, неофрейдисты выдвинули на первый план социальные и культурные факторы развития и функционирования личности. Они, утверждали, что человек наделен свободой воли и творчества, а также возможностью самому формировать свое Я и не зависеть фатально от прошлого опыта []. При всем разнообразии психоаналитических концепций центральными понятиями психоанализа являются сознание и бессознательное. Причем, особое внимание уделяется глубинным, бессознательным слоям психики, на исследование которых направляются все усилия психоаналитиков. Популярность психоанализа очень велика не только в профессиональных кругах, но и далеко за пределами психологии, что находит отражение в произведениях живописи, литературы, кинематографа. Одним из крупнейших направлений психологии двадцатого века является бихевиоризм (англ. Behaviour – поведение). Основатель бихевиоризма американский психолог Джон Бродес Уотсон (1878–1958) рассматривал психологию как науку о поведении. На возникновение и развитие бихевиоризма большое влияние оказало учение о рефлекторной природе психики, у основания которого стоят русские ученые: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев. По мнению бихевиористов, поведение строится по схеме ”стимул – реакция”. Иными словами, различные воздействия среды – стимулы – вызывают ответную реакцию организма. Буквально все аспекты человеческого поведения – это результат научения, которое является процессом формирования условных рефлексов различной сложности. Все проблемы людей связаны с “неправильным” поведением, которое можно модифицировать, применяя методы социального научения. Бихевиоризм достиг своего расцвета в 20-е годы ХХ века. В 30-е годы прошлого столетия появилось направление, в рамках которого были пересмотрены идеи классического бихевиоризма. Это направление, получившее название необихевиоризма, возглавили Эдвард Толмен (18886–1959), Кларк Халл (1884–1953), Б.Ф. Скиннер (1904-1990) []. Родиной гештальт-психологии была Германия. У истоков этого направления стояли Макс Вертхаймер (1880–1943), Курт Коффка (1886–1941) и Вольфганг Келер (1887–1967). В основании теории гештальт-психологии лежит понятие гештальта (нем. Gestalt – структура, образ, форма, паттерн). Гештальт-психология внесла огромный вклад в исследование процессов восприятия, мышления и научения. При изучении продуктивного мышления было обнаружено явление инсайта – внезапного осознания, озарения. В рамках данной теории тщательно исследовались такие свойства восприятия, как константность, структурность, взаимодействие фигуры и фона. Разработки в области восприятия стали отправной точкой для развития гештальт-теории в целом. Так, одной из основных предпосылок данной теории является представление об организации человеческой природы в виде паттернов – целостностей. Поведение человека, по мнению представителей этого направления, управляется процессом удовлетворения организмом своих потребностей, процессом сохранения равновесия – гомеостазом. Принципу гомеостаза подчинены и физиологический, и психологический аспекты жизни. Потребность, которая доминирует у человека в данный момент времени, по терминологии гештальт-психологии, является фигурой, множество потребностей второго плана – фоном. Момент удовлетворения потребности является моментом завершения гештальта. Видный представитель гештальт-психологии Курт Левин (1890–1947) распространил концепцию гештальта на взаимодействие личности с социальной средой. Учение К. Левина получило название теории поля, согласно которой при нарушении равновесия между индивидом и психологической средой возникает напряжение в системе поведения, исчезающее по мере восстановлении баланса. К. Левин является одним из основоположников социальной психологии. В центре его исследовательских интересов находились процессы групповой динамики, явления лидерства, конфликтные отношения. Группы социально-психологического тренинга, идея организации которых принадлежала К. Левину, нашли широкое применение в практической работе психологов и сохранили популярность до сих пор, являясь эффективным средством оказания психологической помощи [ ]. Гуманистическая психология возникла в США в 60-е годы ХХ века. Это направление получило название “третьей силы”, ставшей своего рода противовесом психоанализу и бихевиоризму. С точки зрения одного из родоначальников этого направления Абрахама Маслоу (1908–1970), в каждом человеке изначально присутствует потребность в самоактуализации – в наиболее полной реализации своего потенциала. Она является наивысшей человеческой потребностью, которая проявляется в том случае, если удовлетворены потребности нижележащих уровней. По мнению Карла Роджерса (1902–1987) – другого видного представителя гуманистической психологии, человек полностью несет ответственность за свою жизнь и способен изменить характер своего поведения при сознательном стремлении к непрерывному развитию. Психологическое здоровье человека и возможность достижения самоактуализации во многом зависят от того, насколько в детстве была удовлетворена потребность в любви и ласке. Любовь родителей, особенно матери, с точки зрения К. Роджерса, должна быть безусловной, независимой от его успехов и неудач. Идеи гуманистической психологии пользуются большой популярностью в педагогике, менеджменте и т. Д []. Когнитивная психология (от лат. Cognitiо – знание, познание) вышла на арену психологической науки в конце 60-х годов XX века. Большую роль в становлении и развитии этого направления сыграли Джорж Миллер (1920 г. Р.) и Уильрик Найсер (1928 г. Р.). В центре внимания представителей когнитивной психологиинаходятся процессы познания и активности сознания. В основе современной когнитивной психологии лежит “компьютерное” представление о процессах получения и обработки информации. Важным положением когнитивной психологии является утверждение о том, что процесс познания у человека протекает на двух уровнях: сознательном и несознательном, с явным преобладанием второго уровня. Особый интерес представляют исследования познавательных процессов у животных []. Одним из самых молодых направлений современной зарубежной психологии является нейро-лингвистическое программирование (НЛП). НЛП возникло в США в начале 70-х годов ХХ века благодаря творческому союзу Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера. Используя структурный подход к субъективному опыту личности, НЛП исследует индивидуальные различия в получении информации, изучает то, как это выражается на вербальном уровне и как реализуется в действиях. Главной задачей этого направления является повышение личностной и профессиональной эффективности человека [ ].
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |