Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные психологические школы в России




Судьба психологии в России во многом отражает судьбу самой страны. В дореволюционной России психологические идеи, пришедшие из лейпцигской лаборатории Вундта, были восприняты учеными с большим энтузиазмом. Интересно, что наибольшее количество работ Вундта было переведено именно на русский язык. В 1911 году в Москве начал свою деятельность Институт экспериментальной психологии. Создателем этого института был Г.И. Челпанов (1862–1936), который в 1914 году на деньги мецената С.И. Щукина смог не только построить оборудованное для исследовательских целей помещение, но и наладить учебный процесс, обеспечивающий формирование высокой научно-экспериментальной культуры у будущих психологов. В 1917 году у института появился свой журнал – “Психологическое обозрение”, в котором публиковались программные статьи и результаты исследований.

Русская наука по праву гордится тем, что именно в России зародилось учение о поведении, ставшее благодатной почвой для возникновения и развития бихевиоризма. Основателем этой науки был И.М. Сеченов, идеи которого развивали И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский [].

И.П. Павлову (1849–1936) принадлежит учение о высшей нервной деятельности, ее условно-рефлекторной природе. В.М. Бехтерев (1857–1927) разработал основные положения объективной психологии – рефлексологии, в которой особое место уделялось изучению влияния социальных воздействий на человека. Именно В.М. Бехтереву принадлежит открытие таких явлений, как конформизм и групповое давление. А.А. Ухтомский (1875 – 1942) ввел в физиологию и психологию понятие о доминанте, ставшее одним из важнейших объяснительных принципов мотивации, мышления, общения и личности в целом.

Несмотря на трагизм, пронизывающий все аспекты российской жизни после Октябрьской революции, психология в нашей стране развивалась, обогащая мировую науку новыми идеями и теориями. Кратко рассмотрим некоторые из них.

Согласно теории высших психических функций Л.С. Выготского (1896–1934), структура душевной жизни человека строится и качественно меняется благодаря знаковой природе слова. Знаки языка – слова, создающиеся культурой – Выготский определял как психические орудия, изменяющие сознание индивида. Благодаря слову элементарные психические функции – восприятие, память, мышление, внимание –становятся высшими психическими функциями. Овладение ребенком речью возможно лишь в процессе общения, следовательно, развитие этих функций совершается в общении. Исследуя развитие мышления у детей, Выготский ввел понятие зона ближайшего развития. Обучая ребенка, взрослый должен создавать такую зону на основе действий, доступных ребенку лишь с опорой на помощь взрослого. Действия, которые ребенок может выполнять самостоятельно, образуют зону актуального развития. Большое значение Выготский придавал возрастным кризисам и аффективному – мотивационному – компоненту в процессе умственного развития [И.П. Яр. 375-380] Большой вклад в развитие концепции Выготского внес А.Р. Лурия (1903 – 1977) [].

Долгие годы в советской психологии доминировала теория деятельности. Исходные идеи этого подхода, заложенные М.Я. Басовым (1892–1931), получили развитие в трудах С.Л. Рубинштейна (1889–1960) и А.Н. Леонтьева (1903–1979). Основой деятельностного подхода стал принцип единства сознания и деятельности, сформулированный С.Л. Рубинштейном. Общая структура деятельности, намеченная Рубинштейном, в дальнейшем была детально разработана А.Н. Леонтьевым и его учениками и последователями []. Основные положения деятельностного подхода будут рассмотрены во втором разделе данного пособия.

Согласно концепции отношений В.Н. Мясищева (1892–1973) ядро личности составляет система субъективно-оценочных отношений человека к самому себе и к внешнему миру. Эта система отношений определяет особенности взаимодействий личности с действительностью, характер переживаний и восприятия событий и явлений. Большое влияние на систему отношений оказывает опыт взаимоотношений индивида с окружающими людьми [ ].

За последние десятилетия российская психология стала более отрытой мировому психологическому опыту и более востребованной обществом. Это, безусловно, отразилось на темпах и качестве ее развития. Активно участвуя в решении прикладных задач в педагогике, медицине, управлении и других сферах человеческой деятельности, проводя серьезные фундаментальные исследования, отечественные психологи занимают достойное место в мировом профессиональном сообществе.


 

Глава 2. Психика как особая форма жизнедеятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.