Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Затратные методы ценообразования. Затратные методы ценообразования предполагают расчет цены продажи продукции путем прибавления к издержкам производства некой определенной величины




Затратные методы ценообразования предполагают расчет цены продажи продукции путем прибавления к издержкам производства некой определенной величины. К ним можно отнести следующие методы:

1) метод полных затрат;

2) метод прямых затрат;

3) метод предельных затрат;

4) метод на основе анализа безубыточности;

5) метод учета рентабельности инвестиций;

6) метод надбавки к цене.

1) Суть метода, основанного на определении полных издержек (метод «издержки плюс»), состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.

Метод полных затрат наиболее распространен на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен традиционных товаров, а также для установления цен на совершенно новый товар, не имеющий ценовых прецедентов.

Условный пример определения цены методом полных затрат приведен в таблице.

Таблица Условный пример определения цены методом полных затрат, тыс. руб. (малономенклатурное производство)

Переменные (прямые) издержки: · на материалы · на оплату труда Постоянные (накладные) расходы Итого затрат Ожидаемая прибыль (20%) Ожидаемый доход от реализации     13 800 16 560
Месячное производство продукции, шт. Цена единицы продукции, руб.   16,56

Таблица Условный пример определения цены методом полных затрат, тыс. руб. (многономенклатурное производство)

Материальные затраты на 1 ед продукции Зарпалата основных рабочих Постоянные (накладные) расходы (380%) Итого затрат на 1 ед продукции Ожидаемая прибыль (20%) Цена единицы продукции, руб.       3,8   13,8 2,67 16,56

Если предприятие отталкивается от определенного процента рентабельности производства продукции, то расчет продажной цены может быть произведен по следующей формуле:

Р = С (1 + R /100),

где Р — продажная цена;

С — полные издержки на единицу продукции;

R — ожидаемая (нормативная) рентабельность.

В общем виде цена может определяться как:

Любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных издержек (например, арендной платы), которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами для производства данного товара, — условный, и он искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия.

В связи с этим на практике используются различные способы распределения постоянных затрат:

· пропорционально заработной плате производственных рабочих;

· пропорционально затратам на материалы;

· пропорционально переменным издержкам.

Предположим, фирма производит три вида товаров. Данные о количестве производимых ею товаров, переменных затратах и полной себестоимости приведены в таблице 2.

Таблица Условный пример распределения постоянных затрат, руб.

  Товар А Товар Б Товар В ВСЕГО
1. Количество единиц 10 000 20 000   35 000
2. Переменные издержки — всего: 20 100 42 000 20 500 82 600
- на зарплату производственных рабочих     12 000 23 500
- на материалы 16 600 34 000   59 100
3. Общие постоянные издержки       55 000
4. Распределение постоянных издержек между товарами:        
4.1. Пропорционально зарплате производственных рабочих   18 723 28 085 55 000
4.2. Пропорционально затратам на материалы 15 448 31 641   55 000
4.3. Пропорционально переменным издержкам 13 384 27 966 13 650 55 000
5. Общая себестоимость при распределении постоянных издержек:        
- по способу 4.1 28 292 60 723 48 585  
- по способу 4.2 35 548 73 641 28 411  
- по способу 4.3 33 484 69 966 34 150  

Цена единицы каждого товара при рентабельности 15% к себестоимости и распределении затрат разными способами дана в таблице.

Таблица Условный пример определения цены с учетом способа распределения постоянных затрат, руб.

  Себестоимость единицы Прибыль на единицу Цена единицы
А Б В А Б В А Б В
По способу 4.1 2,83 3,04 9,72 0,42 0,46 1,46 3,25 3,50 11,18
По способу 4.2 3,55 3,68 5,68 0,53 0,55 0,85 4,08 4,23 6,53
По способу 4.3 3,35 3,50 6,83 0,50 0,53 1,02 3,85 4,03 7,85

Таким образом, каждая из трех рассчитанных цен, с учетом различных способов отнесения на себестоимость полных затрат, является вполне обоснованной, но какую цену выберет предприятие, зависит от того, какая ситуация сложилась на рынке (конкуренты, спрос и т.д.).

Методика расчета цен на основе полных издержек является одной из самых популярных среди большинства предприятий России, так как достаточно проста и удобна. Также к достоинствам данного метода ценообразования относят:

1. Снижение ценовой конкуренции. Если этим методом пользуется большинство фирм отрасли, то их цены скорее всего будут схожими, поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму.

2. Равенство покупателей и продавцов. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли.

Однако метод полных издержек имеет два больших недостатка:

1. При установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар и конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом, а продукция конкурентов может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекламе и т.п.

2. Отнесение на себестоимость товара постоянных издержек, которые являются условными и искажают подлинный вклад продукта в доход предприятия.

2) Сущность метода прямых затрат (метод минимальных издержек, метод стоимостного изготовления) состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки — прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «добавленной», или «маржинальной». (директ-костинг)

Переменные (прямые) издержки должны явиться тем пределом, ниже которого ни один производитель не будет оценивать свою продукцию. В любом случае истинная функция издержек заключается в установлении нижнего предела для первоначальной цены на продукт, в то время как ценность этого продукта для потребителя определяет высший предел установления цены на него. На практике переменные издержки могут в определенных условиях, когда имеются большие нагруженные мощности и стоит вопрос о выживании фирмы, выступать нижним пределом цены.

Суть метода: В случае метода прямых затрат фирма начинает с оценки потенциального объема продаж по каждой предполагаемой цене. Подсчитывается сумма прямых переменных затрат, и определяется величина наценки («маржинальной» прибыли) на единицу продукции и весь объем прогнозируемых продаж по предполагаемой цене. Вычитая из полученных суммарных наценок постоянные расходы, определяют прибыль при реализации продукции.

Условный пример определения цены методом прямых затрат рассматривается в таблице.

Таблица Условный пример определения цены методом прямых затрат, тыс. руб.

Предполагаемая цена единицы продукции 18,00 16,00 15,00 14,00
Сумма переменных (прямых) затрат (производственных и сбытовых) 8,4 8,4 8,40 8,4
Валовая прибыль на единицу продукции 9,6 7,6 6,6 5,6
Ожидаемый объем продаж, шт.        
Суммарная валовая прибыль        
Постоянные затраты при 100%-ном использовании производственных мощностей        
Реализованная прибыль        

Из условного примера видно, что наибольшую прибыль предприятие получит при продаже 800 изделий по цене 15 тыс. руб.

Метод прямых затрат может быть с уверенностью использован при установлении цен только тогда, когда имеются неиспользованные резервы производственных мощностей и когда все постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема производства.

3) Расчет цен на основе метода предельных издержек также базируется на анализе себестоимости, но он более сложен, чем рассмотренные выше методы. При предельном ценообразовании надбавка делается только к предельно высокой себестоимости производства каждой последующей единицы уже освоенного товара или услуги.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.