КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Философия: место и роль в жизни общества и чeлoвeка
По Основам философии Курс лекций ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФГОУ СПО РФ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Е.В. Смирнова
методическое пособие
Воронеж 2010 ББК 87. Методическое пособие курс лекций по основам философии / Сост. Е.В. Смирнова. – Воронеж: Воронеж. гос. пром. - эконом. колледж, 2010. –с. Курс лекций разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и примерной программой по «Основам философии». В пособии кратко отражены основные тенденции развития мировой философской мысли, представлены разделы об онтологии, социальной философии, философской антропологии, гносеологии, духовной жизни. Учебное пособие может быть использовано для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Рецензент:
Печатается по решению методического совета Воронежского государственного промышленно-экономического колледжа. © Воронежский государственный промышленно-экономический колледж, 2010
Содержание Введение. Философия: место и роль в жизни общества и человека. Раздел 1 История философской мысли с древнейших времен до наших дней. Философия Античности. Средневековая философия. Философия Возрождения. Философия Нового времени. Отечественная философия. Философия Новейшего времени и современности. Раздел II. Человек - сознание – познание 1. Человек в философии. 2. Основные категории человеческого бытия. 3. Сознание. 4. Познание. 5. Истина. Раздел III. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство) 1. Научная картина мира. 2. Философия и религия. Мировые религии. 4. Философия и искусство. Раздел IV. Социальная жизнь 1. Философия и история. 2. Философия и культура. 3. Философия и глобальные проблемы человечества. Литература
1. Понятие философии. Зарождение науки. Предмет философии. Главный вопрос философии. 2. Место философии в системе научного знания. Мифология и логос. 3. Философия и мировоззрение. 4. Значение и функции философии. 1. Понятие философии. Зарождение. Предмет. Философия как наука зародилась в Древней Греции около 2,5 тысяч лет назад. Ее зарождение связано с такими именами как Фалес Милетский, Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель. Философия (от греческого «филио» - любовь, «софия» - мудрость) – любомудрие, любовь к мудрости. Философия есть поиск и нахождение ответов на главные вопросы человеческого бытия. Предмет философии — все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.Философия стремится не определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы, преодолевая эти границы, понять их внутреннюю связь и единство. Соотношение «человек-мир» Человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. Разрешение их лежит в области философского мышления. Главный призыв философии – «Познай себя сам». Главным вопросом философии является человек. Философскими вопросами задается каждый человек на определенном этапе жизненного пути: кто такой человек? в чем смысл жизни? быть или не быть? кто виноват? что делать? Каково соотношение материального и идеального? 2. Место философии в системе научного знания. Структура философии. На протяжении столетий философию относили то к науке, то к морали, то к искусству. Мораль, так как философия направлена на творение добра в мире. Искусство, так как создает красоту. Научные знания должны проверяться на практике, а практикой является добро. Каждая наука — это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении — это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п. Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика): о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории); учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология); теорию познания (гносеология); проблемы творчества; этику; эстетику; теорию культуры; свою собственную историю. Задача - изучение всего существующего, всей вселенной в полноте своего содержания и смысла; она стремится к пониманию внутренних взаимосвязей и единства всего мира, со всеми его частями мира. 3. Философия и мировоззрение. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей. Три этапа развития мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное. В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение называют идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм - воззрение, признающее сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи - мозга. Идеализм - философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу - разуму, воле. Ряд современных философов считают, что материальное и духовное неразрывно связаны. Разделяя материю (физические и биологические предметы и явления) и идею (сознание, идеи, дух) нельзя познать окружающую реальность. Религиозное мировоззрение – основано на идеях той или иной религии, признает наличие Бога, высших духовных сил и их решающие значение в жизни человека и общества. Атеистическое мировоззрение - религия часть культуры, выдумкой, отрицает нематериальных духовных сил и их влияния на общество (человека). Все процессы, происходящие в обществе и природе, имеют научное, логическое объяснение. 4. Значение и функции философии. 1) мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира; 2) воспитательная и образовательная функция: участвует в формировании личности; 3) идеологическая функция: создает представление о желательном политическом и общественном устройстве; 4) футурологическая функция: отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее; 5) эвристическая (поисковая) функция: создает новые области теоретического исследования; 6) методологическая функция: формирует правила познания для всех частных наук; 7) гуманистическая функция: способствует человеческому отношению к людям. Контрольные вопросы: 1. Что такое философия? 2. В чем отличие философии от других наук? 3. Перечислите специфические для философии сферы познания. 4. В чем различие материалистического и идеалистического подходов в философии? 5. Является ли философия наукой? 6. Перечислите функции философии?
Раздел 1 История философской мысли с древнейших времен до наших дней. 1. Философия Античности. 2. Средневековая философия. 3. Философия Возрождения. 4. Философия Нового времени. 5. Отечественная философия. 6. Философия Новейшего времени и современности. Философия Античности. Философия Античности (2,5 тыс. лет до н. э. – 3 век н. э.) - философия Древней Греции и Древнего Рима. Характеристика периода: 1) рабовладельческий строй; 2) развитие мореплавания, торговли, широкие культурные связи; 3) высокая ценность образования, искусства, спорта; 4) идеология: «Все познается в сравнении», «Всего должно быть в меру». Периоды античной философии: 1) натурфилософия (VI-IV вв до н.э.); 2) классический период (IV-III вв до н.э.); 3) период эллинизма (III в до н.э.-III в н.э.). Натурфилософия (Досократики) Натурфилософия - древнегреческие школы и направления, существовавшие до Сократа, объединяет их особый интерес к происхождению мира и его целостной сущности. Основные проблемы, интересующие философов – проблема единого и многого, проблема познания (разум или ощущения являются истинным источником знания). Они ищут доступные познанию причины природных явлений, первоосновы мира. Натурфилософы заложили основу современным естественным наукам. Одно из делений досократических школ: • ионийская (милетская) - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит; • пифагорейская - Пифагор и его ученики; • элейская - Парменид, Зенон; • физиологическая - Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит; • софисты - Протагор, Продик, Гиппий, Горгий. Первым философом считается Фалес из Милета (ок. 625—547 до н.э.) - родоначальник европейской науки и философии; математик, астроном и политический деятель, пользовавшийся уважением сограждан. Фалес выдвинул идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в едино-сущее и усмотрев начало всего во влаге или воде: ведь она пронизывает собой все. Фалес впервые попытался найти физическую основу бытия без посредства мифов. Положил начало естественному объяснению природы. Он полагал, что душа разлита во всем сущем. Гераклит Эфесский (ок. 530 - 470 до н.э .) - великий диалектик античности. Его называли «темным», так как современники не понимали его речей. Гераклит записал свои идеи в книге, находящейся в храме Артемиды. Считая, что умный прочтет и поймет его идеи, а остальным они не нужны. Все существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое. Ему принадлежат знаменитые слова: «Все течет, все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом. Мир не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Разум правит всем через все. Гераклит яркий представитель религиозного движения своего времени. Душа бессмертна, смерть есть рождение души для новой жизни. Пифагор с о. Самос (VI в. до н.э.) - древнегреческий философ и математик. Исходная позиция Пифагора - все есть число. Единица – точка, два – прямая, три – плоскость, четыре – пространство. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они достигли немалых успехов в поисках гармонии, обусловленной мерой и числом, математической пропорциональностью. Пифагор учил, что душа бессмертна. Учение о переселении душ в сочетании «памятью предков» и родстве всех живых существ. Все происходящее в мире повторяется через определенные периоды времени. Парменид Элейский (ок. 540 - ок. 470 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, основоположник элейской школы. Представлял мир в виде не подвижного заполненного шара, у которого центр везде, нет начала и конца. Мир не подвижен и не делим, он вечен – нет прошлого, настоящего и будущего, нет движения. Демокрит из Абдера (ок. 460 – ок. 370 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики. Он признавал два первоначала: атомы и пустоту. Атомы (неделимые частицы материи) неизменны, они вечны и находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Такие свойства вещей как звук, цвет, вкус и др. атомам не присущи, а существуют лишь условно. Из соединения атомов образуются тела, распад атомов ведет к их гибели. Бесконечное множество атомов движется в бесконечной пустоте, это приводит к рождению и гибели миров. Из этих школ резко выделяются софисты - своей ориентацией на человека, на социальные вопросы, на практические действия в повседневных ситуациях. Они обучали приемам и формам доказательства и в конкретных случаях, и обобщая их как образцы политической деятельности и философствования. Доказывать и доказать можно все что угодно. Истина относительна и язык многозначен. Взгляды софистов сыграли существенную роль и в теории познания и лингвистике. (Протагор, Горгий (V в. до нашей эры) Классический период или период высокого интеллектуализма Философы обращают внимание на духовный мир человека, на проблемы общества, государства, нравственности. Сократ (469-399 до н.э.). Внес вклад в логику, один из родоначальников диалектики. Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Познание переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!». «В споре рождается истина». Сократ развивал принципы рационализма, т.е. добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Душа бессмертна, он верил в Бога. Политические воззрения Сократа: власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Платон (427-347 до н.э.) - великий древнегреческий мыслитель, ученик Сократа, оказавший и оказывающий влияние на всю мировую философскую культуру. Платон считал, что космос полон божественного смысла, это царство идей (эйдосов), вечных, нетленных и пребывающих в своей лучезарной красоте. Мир по природе двойствен: видимый мир изменчивых предметов (многого, материи) и невидимый мир идей (единого). Так, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева остается неизменной. Идея - это смысл, сущность вещи. Высшая идея - это идея абсолютного добра. Истинные идеи находятся в третьем мире, по ту сторону неба. Идея богов - важнейшие условие устойчивости общественного миропорядка. Душа человека, по Платону, до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице. Человека нельзя ничему научить, можно лишь помочь вспомнить, то, что душа знала до рождения. Душа сама избирает свой жребий: свою участь, судьбу. Разумная часть души - основа добродетели и мудрости, пылкая - мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия. Задача человека состоит в том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным. Именно таким путем душа может восстать из своего падения в пучину чувственного мира и вернуться к исходному, обнаженному состоянию. Истинная любовь для Платона духовна, лишена физического влечения (платоническая любовь). Учение о государстве. «Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые мудро и справедливо управляют. Оно должно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Аристотель (384-322 до н.э.) - энциклопедический учёный, основоположник логики. Ученик Платона, учитель Александра Македонского, основоположник ликея. Он сумел рассмотреть отдельные науки с точки зрения философии. Его классификация научного знания послужила основой для создания современной системы научного знания. Логику он отделил от метафизики (исследует главные, основные причины мира, вещей), разработал геоцентрическую систему (Земля – центр мира). Написал: «Метафизика». Проблема единого и много - форма (единое) и материя (многое) неразрывно связаны между собой. Двигателем мира является Бог - форма всех форм, вершина мироздания. Материя вечна, несотворима и неуничтожима. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Но сама по себе материя инертна, пассивна. Чтобы ее возможности превратить в действительность, надо придать ей соответствующую форму (эйдос). Аристотель дал анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, от него - к обобщенному представлению; от мнения через понятие - к знанию, а от непосредственно ощущаемого желания - к разумной воле. Смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна. Знание начинается с ощущений. Основание опыта - в ощущениях, в памяти и привычке. Формами истинно научного знания являются понятия, представляющие сущность вещи. Он сформулировал логические законы тождества, противоречия и исключенного третьего, а также разработал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений (является основоположником логики). Добродетельно то, считал Аристотель, что служит интересам общества, что укрепляет социальный порядок. Добродетели - интеллектуальные и волевые (добродетели характера). Решающее значение имеют интеллектуальные добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие. Сущность добродетели - в сочетании мудрости и умеренности. Справедливым можно быть лишь по отношению к другому, а забота о другом в есть проявление заботы об обществе. Человек - политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Государство возникло в результате создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Аристотель выделял три правильные формы государственного правления: монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии - олигархию, от политии - демократию. В основе общественных потрясений - имущественное неравенство. При любом государственном строе общим правилом должно быть: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Период эллинизма Киники. Антисфен (ок. 450 - ок. 360 до н.э.), Диоген (ок. 400 - ок. 325 до н.э) и их последователи, проповедовали верховенство природы и разума, единство всего существующего и ничтожность всех искусственных и исторически разделенных границ, ратуя за принцип космополитизма. Человек по самой своей природе имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей - в непоколебимой доблести духа. Отсюда их осуждения правительства, частной собственности, института брака, рабства, и презрение ко всяким условностям и приличиям - в манерах, одежде, пище. Мир плох, поэтому надо научиться жить независимо от него; блага жизни непрочны - не следует стремиться к ним. Моральная свобода - это освобождение от желаний. Идеал мудреца - опрощение и смирение. Диоген (ок. 412 – 323)– киник из Синопа – греческий философ. Считал, что человек изначально морален, самодостаточен, он должен удовлетворять лишь необходимые биологические и социальные потребности, для его развития достаточно размышлений. Диоген отказался от материальных ценностей, жил в бочке, одевался в отрепья, просил милостыню. Эпикуризм. Основоположник - Эпикур Самосский (341 -270 до н.э.). Основным принципом эпикурейцев является удовольствие - принцип гедонизма.Счастье и блаженство - высшие цели и ценности жизни. Счастливая жизнь - разумная, нравственная и справедливая жизнь, дающая безмятежность духа и здоровье тела. Средство достижения такой жизни - познание Вселенной, ее законов, а также познание человека и общества, в котором он живет. Мировоззрение отличается созерцательность, благочестие и богопочитание. Ни боги, ни общество не могут дать человеку счастье. Оно - в нем самом, в его духовных наслаждениях и независимости от суетного и преходящего. Составляющие счастье - невозмутимость души, отсутствие телесных страданий и замена государства дружбой. Источник истинного знания – единство чувственных восприятий и общих представлений, основанных на них. Заблуждение объяснял несовершенством человеческого мышления. Весь мир состоит из атомов, но разных, поэтому боги не могут вмешиваться в судьбу людей. Скептицизм. Острое ощущение непознанности, переходящей в непознаваемость мира, осознание относительности даже самых устойчивых представлений о нем, социальные катаклизмы, познавательная традиция — все это привело к формированию такого направления античной философии, как скептицизм. На воззрения главного его создателя и представителя Пиррона (ок. 360 – ок. 270 до н. э.) сильное влияние оказала философия Демокрита. Основной принцип жизни, по Пиррону, безмятежность (атараксия). Философ стремится к счастью, но оно состоит в невозмутимости и отсутствии страданий. Поскольку невозможно познать суть вещей, мы не можем говорить ни о прекрасном, ни о безобразном, ни о справедливом, ни о несправедливом. Отсюда вывод: воздерживаться от каких-либо суждений о чем-либо. Этим достигается атараксия, в которой и состоит единственно доступное для философа счастье. Стоицизм. Учение стоиков просуществовало более шести веков. Это свидетельствует о востребованности и о значимости этих взглядов. Наиболее известны поздние стоики Древнего Рима Сенека, Марк Аврелий (3-й этап стоицизма), но основателем стоицизма считается философ III в. до н.э. Зенон Китионский. Второй этап (конец II - сер. I в. до н.э.) представляют древнегреческие философы Посидоний и Панеций. Жизнь полна страданий и катастроф, человек должен всегда быть готовым к ним. Мудрецу присущи умеренность, мужественность, рассудительность и справедливость.Из воли исходят все добродетели. В мире господствует принцип всеобщей целесообразности, как добра, так и зла. Покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод, есть проявление свободы: если все предопределено, если ничего в этом мире изменить нельзя, то высшие свобода и достоинство человека могут заключаться только в стойкости и непротивлении злу. Все человеческие существа равны по природе. В период правления Марка Аврелия было улучшено положение женщин и рабов. Учение стоиков послужило одной из основ раннего христианства. Контрольные вопросы: 1) Перечислите периоды философии Античности. 2) Назовите представителей натурфилософии. 3) Что общего и особенного в идеях натурфилософов. 4) Почему Сократ считается основоположником классической философии? 5) Сравните идеи Платона и Аристотеля. 6) Охарактеризуйте философию эпохи Эллинизма.
Философия средневековья (V-XV века) Характеристика периода: 1) феодальный строй, натуральное хозяйство, монархия; 2) основу идеологии составляют религиозные учения; 3) человек – грешное подобие бога; 4) низкий уровень образованности населения. Патристика (учение отцов церкви). Крупнейшими философами средневековья были Отцы церкви (от лат. pater — отец произошло название этого богословско-философского направления). Они решали проблемы бытия Бога, обоснования Его триединой сущности, отношения веры и разума, Божественной предопределенности бренной человеческой жизни, возможности загробного спасения души, проблемы существования зла в мире и подобные им. В патристике прослеживается влияние учения Платона, пришедшего в это направление через раннее христианство. Августин Блаженный Аврелий (354-430) – Епископ гиппонский (в сев. Африке), христианский богослов и философ – один из «отцов церкви», влиятельный проповедник, основатель христианской философии. В своём сочинение «О граде божьем» он противопоставляет «Земному граду» - (греховному, светскому, основанному на любви к себе) – «Град божий» (всемирное господство церкви). В работе «Исповедь» он показал противоречивость развития личности. Ближневосточная философия. Если в Европе в X-XI вв. наблюдались серьезные перемены в духовной жизни и отрицание античного наследия, то на Востоке, прежде всего в арабских странах, в этот период происходит значительный подъем, своего рода Предвозрождение. Впрочем, это название не вполне точно, так как здесь скорее надо говорить о преемственности идей античности. Ближнем Востоке, в частности в Средней Азии, наблюдается значительный подъем во всех сферах жизни. Особенно заметен он в искусстве, науке, философии. Последняя испытала определяющее влияние идей Аристотеля. В соответствии с этими идеями ведущие восточные философы-энциклопедисты развивают культ Разума и познания. Их интересуют проблемы Бога, творения, мировой души, бессмертия, возможностей и границ познания. Схоластика. СIX—X вв. ведущее положение в богословском философствовании Европы занимает схоластика. Изменения в философии связанны с разделением христианской церкви на католическую и православную ветви. На передний план для схоластов выходят отношения разума и веры, религии и науки. По проблеме троичности Бога развернулись ожесточенные споры между номиналистами и реалистами. Схоластика допускала анализ христианского вероучения с позиций не только теологии, но и философии. Была «реабилитирована» и античная философия, ряд положений которой активно переосмысливаются ведущими схоластами в духе аристотелизма с его «реализмом» и четкой логикой. Реализм - общие понятия существуют. Доказательство бытия Бога Ансельмом Кентерберийским сводилось к тому, что Высшее существо может существовать только реально; если оно - лишь мыслимо, то оно не может быть высшим. Раз Бог как высшее существо реален, то реальны и общие понятия - универсалии. Эти выводы основывались на положении Аристотеля о существовании общего в неразрывной связи с единичным, являясь его формой. Реальное существование общего, универсалий говорило о реальности бытия Бога. Отсюда поддержка этого направления официальной церковью. Сторонники реализма получили название реалистов. Номинализм – его представители считали, что общее присутствует только в человеческом разуме, в мышлении. Они отрицали существование общего как в самой вещи, так и до вещи, считали универсалии лишь именами вещей, «звуками голоса» — «номена» (отсюда название направления). По мнению номиналистов, существует только индивидуальное и лишь оно может быть предметом познания. Крайности реализма и номинализма попытался примирить П.Абеляр (1079 - 1142)– французский философ и теолог, который в целом стоял на номиналистических позициях. Для этого он выработал объединяющую, примирительную формулу концептуализма. Согласно этой теории универсалии не обладают самостоятельной реальностью, реально существуют лишь отдельные вещи; универсалии же обретают известную реальность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат абстрагирования и обобщения отдельных свойств вещей. Фома Аквинский ( 1225-1274) - самый крупный представитель схоластической философии. Его основной двухтомник «Сумма против язычников» касается философско-теологических вопросов и не затрагивает проблемы природы. Исходя во многом из учения Аристотеля, Фома Аквинский рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как «чистую форму», «чистую актуальность». Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Фома канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы («принципа порядка») с колеблющимся и неустановившимся принципом материи («слабейшим видом бытия»). Слияние первопринципа формы и материи рождает мир индивидуальных явлений. Индивидуальность человека - это единство души и тела, именно душа обладает животворящей силой человеческого организма. Душа нематериальна и самосуща: она субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Душа бессмертна. Контрольные вопросы: 1. Охарактеризуйте философию Средневековья. 2.Сравните идея Августина Блаженного и Фомы Аквинского. 3. Что такое патристика? 4. Что такое схоластика 5. Сравните номинализм и реализм.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |