Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия нового времени




Философия Эпохи Возрождения

Характеристика периода:

1) становление капитализма в Европе;

2) возврат к идеалам Античности, но не полное их копирование;

3) развитие науки и техники;

4) религия уходит на второй план, на первый план в системе ценностей выходит человек и природа, человек прекрасное подобие Бога, главная ценность;

5) стремление к естественнонаучному познанию мира.

Эпоха Возрождения провозгласила новое рождение идей анти­чной философии, прежде всего ее обращенности к человеку. Это не означало, что религия отрицалась полностью, она отошла на второй план. Некоторые представители эпохи Возрождения, кри­тикуя официальную церковь, призывали к возрождению чистого пер­воначального христианства.

Г уманизм — человеколюбие, прославление человека, его культ. Человек рассматривается как средоточие мира, венец и творец земного бытия. На передний план выдвигаются человечес­кие возможности познания, его досто­инство, сила, гармония, в том числе телесная. Человек заслуживает наслаждения жизнью - ведущий принцип эпохи. Выдающиеся представители этого времени - цель­ные, универсальные, масштабные натуры. Но человек существо несовершенное, что признавали и гуманисты. В средние века перед ним стоял идеал совершен­ства - Бог, можно было стремиться к идеалу богочеловека. Ренессанс удалил Бога с пьедестала, поставив на него че­ловека. Тем самым были заложены основы культа человекобога и по­ложено начало обезбоживанию мира.

Возрождение - новый этапом в развитии ми­ровой философии. Она опиралась в основном на античность, но и вобрала все лучшее, что дало средневековье. Философия и вся культура Возрождения подготовили интенсивное развитие философии Нового времени.

Представители: Бруно Джордано (1548—1600), Коперник Николай (1473—1543), Макиавелли Николо (1469—1527), Николай Ккузанский (1401—1464), Петрарка (1304—1374, Манетти (1396—1472), Марсилио Фичино (1433—1499), Томмазо Кампанелло (1568—1639), Пико (1463—1494).

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте философию эпохи Возрождения.

2. Что такое гуманизм?

3. Назовите представителей эпохи Возрождения.

 

Характеристика периода:

1) капитализм, рыночные отношения, ограниченная монархия;

2) развитие науки, в первую очередь экспериментально-математического естествознания, метода познания;

3)отношение к человеку – человек разумен, он может познать весь Мир.

Философские направления и школы

Относительно метода познания выделяется четыре философских направления.

Рационализм. Источником истинного знания считали разум, мышление. Рационалисты фактически предлагали дедуктивный метод познания (от общего к частному). Для этого им приходилось признать существование врожденных идей. Из этих идей можно вывести любое знание, вплоть до знания о существовании Бога. Идеи существуют до ощущений и независимо от них. Понятно, что сведения о природе мы получаем из ощущений. Мышление исполь­зует опыт и эксперимент, но оно прилагается к их результатам и служит единственным критерием истины. Образцом для методов всех наук и философии служат математические методы, данные вне опыта и исходящие из априорных аксиом, на основании которых делаются математические выводы.

Декарт Рене (1596 - 1650) – французский философ, математик, физик, физиолог. Развил метод научных размышлений. Главную роль в процессе познания отводится разуму и самосознанию. Основоположник рационализма. Мышление и протяженность – это две характеристики мира. Образец метода познания – математика. Материя лежит в основе мира, главное её качество – движение, вторичные качества материи: запах, цвет, звук. Написал: «Рассуждение о методе», «Начало философии».

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 - 1716) – немецкий философ, общественный деятель. Внёс большой вклад в развитие математики, физики, создал учение о монадах – материя не может быть субстанцией, т.к. она протяженна и в силу этого делима, субстанция не должна быть абсолютно простой. Родоначальник современной математической логики, рационалист. Написал: «Новые опыты о человеческом разуме», «Монадология», «Теодицея».

Спиноза Барух Бенедикт (1632 - 1677) - нидерландский философ – пантеист. Он считал, что только математический метод ведет к истине. В законах природы видел абсолютную упорядоченность. Этим же законам подчиняется душа, если она понимает правило, то действует объективно. Все вещи и идеи есть способы проявления субстанции. Бог или природа – основной тезис пантеизма Спинозы. Путь познания Бога – бесконечное познание вещей. Углубленное познание Бога приводит к усилению любви к нему. Написал: «Политический трактат», «Этика».

Эмпирики (сенсуалисты ). Основной метод, предлагаемый сенсуалистами, индукция. Единственным источником знания они считали опыт, данный нам в ощущениях, восприятиях, представлениях. Ап­риорные врожденные знания полностью отрицаются. Душа чело­века - чистая доска, на которую природа наносит свои письмена. Эмпирики признавали возможную обманчивость ощуще­ний, но считали, что для их верификации следует использовать экс­перимент. На основе верифицированных знаний, добытых из опыта, мы можем строить теории. Свой метод они, как и реалисты, считали универсальным для всех наук.

Бэкон Френсис (1561 - 1626) – английский философ, основатель материализма и экспериментирующий науки, государственный деятель. Целью знания способность науки утверждать власть человека над природой, через науку. Он является родоначальником методологии опытной науки и современного эмпиризма (главный источник истинного знания – опыт, главный метод - индукция). Главная задача науки это покорение природы и преобразование общества на основе познания природы. Бэкон дал классификацию наук и типологию заблуждений человеческого ума (идолов). В утопической повести «Новая Атлантида» он описал пути реорганизации науки и общества.

Гоббс Томас (1588 - 1679) – английский философ-материалист, сенсуалист, государственный деятель, создатель теории «общественного договора». Считал, что цель философии состоит в том, чтобы учить нас предвидеть следствия и использовать их для своей жизни. Написал: «Философские элементы учения о гражданине», «Левиафан»

Локк Джон (1632-1704)– английский философ, сенсуалист - яркий представитель эмпиризма. Человек рождается, без каких либо характеристик, они приобретаются в течение жизни через опыт. Сложные понятия образуются из соединения и сопоставления идей, возбуждаемых в сознании различными качествами. Истина – это соединение и разъединение идей в соответствии обозначенными ими вещами. Один из теоретиков «общественного договора». Написал: «Опыт о человеческом разуме».

Субъективный идеализм. В нашем уме существуют различные виды понятий — об отдельных предметах, их признаках, их объединениях, свойствах. Однако име­ются понятия, которым не соответствуют никакие ощущения и вос­приятия нашего ума. Субъективные идеалисты считают, что за та­кими понятиями нет никакой реальности, т.е. они суть фикции.

ДжорджБеркли (1685 -1753) – английский философ, выдвинул основной постулат субъективного идеализма, «существовать - значит быть воспринимаемым». Написал: «Трактат о началах человеческого знания», «Опыт новой теории зрения».

Человек воспринимает не сами вещи, а лишь их свойства, а потому в принципе не может «ухватить» самой сути любой вещи. Человеческие же ощущения - это лишь явления психики. Это оз­начает, что мы познаем не объективные вещи и явления, а их субъективные образы, возникающие в нашем восприятии. Другими словами, в позна­нии мы имеем дело лишь с совокупностью наших ощущений. Восприятия че­ловека относительны и зависят от его субъективного состояния.

Агностицизм. Основы позиции агностиков в противоречии: зна­ние может быть только логическим, а предметы исследования могут быть взяты только из опыта, который не поддается логическому ана­лизу. Опыт есть поток впечатлений, причины которых непостижи­мы. Причинно-следственные связи формируются в нашем уме и не соответствуют реальным, о степени их соответствия мы ничего не можем знать. Поэтому на вопрос «существует ли внешний мир?» Юм отвечал: «Не знаю».

Источником знаний для них может служить только вера (например, уверенность в восходе солнца). Наука и философия возможны лишь как опытные исследования, не претендующие на выведение теоретических законов. Скептицизм и позитивизм агностиков сказались на мировоззре­нии И. Канта, который зачитывался произведениями Д. Юма.

Юм Дэйвид (1711 - 1776) – английский философ, историк, экономист и публицист. Представитель субъективного идеализм, основатель новоевропейского агностицизма (учение о непознаваемости абсолютного, истинного, божественного бытия). Явился предшественником позитивизма. В теории познания придерживался убеждения, что вопрос о тождестве, единстве бытия и сознания неразрешим. Исследовал зависимость простых идей (чувственных образов памяти) от непосредственных ощущений, внешних данных. Он отрицал объективный характер причинно-следственной взаимосвязи. Через психологизацию многих наук (гражданской истории, религиоведения, этики) пытался сохранить причинно -следственную зависимость. Религиозная вера вызывается страхом человека за свое «земное» будущее. Смысл жизни у Юма - стремление к удовольствию. Основы этики искал в вечной природе человека, а гармонизацию общежития находил в общечеловеческом чувстве альтруизма, взаимной симпатии. Общественный процесс понимал как необходимое развитие форм семейной жизни, власть объяснял привычкой подчиняться вождям. Устойчивость общества в сохранении частной собственности и соблюдении соответствующих принципов. Написал: «История Англии» в 8 томах», «Эссе», «Естественная история религии».

Эпоха Просвещения

Эпоха Просвещения — еще одно мировое явление, еще один взлет человечества. Ей, так же как и Ренессансу, соответствует становле­ние капиталистических отношений в ряде стран, в которых она и достигает своих вершин.

Не все идеи просветителей оказались продуктивными. Некото­рые из них были явно идеалистическими (например, идеи равенства или просвещенных правителей). Между просветителями, как это бы­вало во все эпохи, также шла ожесточенная идейная борьба. Тем не менее философия Просвещения задала направление движения всему человечеству вплоть до конца тысячелетия.

Сегодня вокруг этих идей идет серьезная полемика. В частности, беспокойство вызывают чрезмерная рационализация, противопо­ставление человека природе, выделение его из Целостности, Кос­моса, его человекобожеские претензии.

«Виновата» ли в этом эпоха, отстоящая от нашего времени более чем на два столетия? Думается, что это вопрос чисто риторический. Любую самую хорошую идею можно довести до абсурда. Идеи, как и люди, — дети своего времени. Люди осмысливают их, отбрасывают бесперспективные, развивают полезные. Свершают великое и оши­баются, достигают вершин и падают и бездну. И только от них, вер­нее от нас зависит, какие идеи и в каком виде мы берем с собой в будущее. Французское просвещение.

Представители. Франция - Вольтер (настоящее имя Вольтера - Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778), Дидро Дени (1713-1784), Руссо Жан Жак (1712-1778). Англия - Джон Локк (1632-1704).

Романтизм

Романтизм обычно принято было считать явлением искусства, и не удивительно: основные его представители, как правило, занимались художественным творчеством. Но романтизм и особый тип философствования, важнейший этап развития европейской культуры. Содержанием мыслительной деятельности романтиков было опровержение культа разума, типичного для Просвещения, и поиск своих способов познания мира, которые они и находили в искусстве, выдвигая положение о его преобразующей роли в жизни. Тем самым они ут­верждали господство в мире духовного начала, подчиненность ма­терии духу. Это и был ответ-опровержение на абсолютизацию разума. Путь же к жизненной гармонии они видели в ду­ховном развитии индивидуума, наделенного неограниченными и уникальными творческими возможностями, которые, но мнению большинства романтиков, наиболее адекватно могли проявиться только в искусстве.

Романтизм был необходимым и закономерным этапом в развитии философии. Он сыграл огромную роль в становлении немецкой классической философии. Помимо прямых представителей романтиз­ма - Ф. Шлегеля, Ф. Шлейермахера, Л. Тика, дань ему в разной сте­пени и на разных этапах своего развития отдали великие немецкие просветители Шиллер и Гете, гиганты немецкой классической философии Кант и Фихте.

Немецкая классическая философия

К немецкой классической философии конца ХУ111-Х1Х вв.

относятся И. Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель и Л. Фейербах. Все они очень разные философы, но их творчество принято оценивать как единое целое. Их объединяют общие методологические принципы построения философского знания: рационализм, диалектика, историзм.

Немецкая классическая философия измени­ла акценты с противопоставления человека природе, разумного не­разумному на разделение универсальной категории бытия на подлинное и неподлинное.Реальность - это воплощенный разум. Но помимо реальнос­ти есть еще невоплощенные в ней, неадекватные формы разума. Здесь и проходит граница между подлинным и неподлинным бытием.

Кант Иммануил (1724-1804) - основоположник немецкой классической философии. В его творчестве выделяется два периода: 1) «докритический» - сфера интересов ограничивается проблемами онтологии, космологии, естественнонаучными исследованиями; 2) «критический» - на первый план выходят проблемы гносеологии: познавательные возможности человека, границы научного знания, структура мышления. Решает он эти вопросы с позиции агностицизма. Проблемы морали.

Разработанная им гипотеза происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных научных идей астрономии.

Второй период - необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. Но миру явлений соответствует незави­симая от человеческого сознания сущность вещей - «вещи в себе»: абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, т.е. умопостигаемая, но не данная в опыте сущность.

Кант большое место отводил диалек­тике: противоречие - необходимый момент познания. Он различает до опытное знание (априорное) и основанное на опыте (апостериорное, т.е. общие понятия, чисто логические), они позволяют воображению и мышлению осуществлять постиже­ние мира.

Человек, по Канту, - это «самый главный предмет в мире». Над всеми другими существами его возвышает наличие самосознания, которое приводит к эгоизму. Поэтому человек представляет собой индивидуальность, т.е. личность. Эгоизму Кант противопоставляет образ мыслей, при котором человек рассматривает своё Я не как весь мир, а лишь как часть его, Человековедение - это, в сущности, и есть мироведение. Мыслитель требует обуздания эгоизма и полного кон­троля разума над душевными проявлениями личности.

Говоря о необходимости самосовершенствования человека, Кант подчеркивает: «Развивай свои душевные и телесные силы так, чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут появиться, не зная при этом, какие из них станут твоими».

Нравственный закон, не будучи обусловлен ни­какой внешней целью, есть категорический императив, выражаю­щий абстрактную обязанность: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь поже­лать, чтобы она стала всеобщим законом...». Относись к людям с уважением, старайся делать им добро и приносить благо. Именно долг перед человечеством и перед своей совестью заставляет нас вести себя нравственно. Церковь есть все­общее и необходимое нравственное единение всех людей. Она пред­ставляет собой царство Божие на земле. Бог - высшее добро.

Кант признавал необходи­мость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенства всех людей перед законом, ликвидация всех юридических привилегий. Юридические законы он выводил из нравственных, подчиняющихся чистому практическому разуму.

В учении о государстве Кант источником суверенитета считал не народ, а монарха, отрицая право судить главу государства, который «не может поступать не по праву». Выступал за создание равноправного союза народов, задача которо­го - оказывать помощь государствам при нападении извне (Идея вечного мира).

Конец всего сущего может быть троякого рода: 1) естествен­ный, соответствующий моральным целям божественной мудрос­ти; 2) сверхъестественный — под воздействием причин, нашему по­ниманию недоступных; 3) противоестественный, который «мы вы­зовем сами вследствие неправильного понимания конечной цели».

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - немецкий фило­соф, вершина немецкого идеализма Х1Хвека.

Гегель развил учение о законах и категориях диалектики, впер­вые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики. Усматривая в жизни природы и человека внутреннею силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и рас­крывающей себя в нем, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея», или Мировой дух. Это - деятельное на­чало, давшее импульс возникновению и развитию мира. Деятель­ность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель - в самопо­знании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики); развитие идеи в форме «инобытия» в виде явлений природы (раз­вивается не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мыш­лении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.

Гегель установил и обосновал в философии понятия: про­цесса, развития, истории. Все находится в процессе — не существует никаких безусловных границ между различными формами бытия, нет ничего отдельного, не связанного со всем. Он счи­тал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения. В фи­лософской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов.

Поиски Мирового разума в истории привели Гегеля к обнаруже­нию исторической закономерности, в которой реализуется диалек­тика необходимого и случайного. История разви­вается не как автоматический процесс; она сла­гается из действий отдельных людей, каждый из которых стремится реализовать свои собственные интересы и цели. В результате действий людей, возникает нечто новое, отличное от их первоначальных замыслов, с чем люди вынуждены считаться как с объективной предпосылкой. Случайность становит­ся необходимостью. Цель всемирной истории - в позна­нии Мировым духом самого себя. Носителем мирового духа является каждый раз дух какого-то одного народа, в то время как другие народы уже прошли этап своего наивысшего расцвета, исчерпав свои возможности, и клонятся к закату, а иные еще только нарождаются, находясь, по историческим масштабам, в детском возрасте. Таким образом, что каж­дый народ получает право внести свою лепту в процесс восходящего самопознания Мирового духа. Но процесс этот не хаотический. Ге­гель устанавливает четкий критерий периодизации всемирной ис­тории, прогресс в осознании свободы. Четыре этапа восхождения к свободе: восточный мир; гре­ческий мир; римский мир; германский мир.

Немецкий материализм и диалектизм

Материализм есть философское воззрение, признающее субстан­цией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи - мозга.

Диалектика (от греч -. dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор), философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

Диалектический материализм - философское учение марксизма. Основные принципы которого сформулированы в 40-х гг. 19 в. К. Марксом и Ф. Энгельсом, Материя, согласно диалектическому материализму - единственная основа мира, сознание - свойство материи, движение и развитие мира - результат его внутренних противоречий. Основные законы диалектического материализма: единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.

Фейербарх Людви г (1804—1872) — немецкий философ, создатель одного из вариантов антропологического (человек – основной вопрос философии) материализма. Рассматри­вал идеальное как производное от определенного уровня организа­ции материального. Характерной чертой его материализма был ан­тропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении его в неразрывном единстве с ней. Исходным пунктом воззрений Фейербаха является идея, выра­женная в афоризме: «Не Бог создал человека, а че­ловек создал Бога». Тайна христианства - человек свои силы, придал потусто­ронний, отчужденный от самого человека смысл.

Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви. Фейербах стремился именно на этих нравственно-психологических началах создать теорию общества, в котором царст­вовали бы любовь и справедливость.

Маркс Карл (1818-1883) - немецкий философ, автор теории диалектического и исторического материализма, наиболее полный и последовательный выразитель материализма. В принцип материализма связан с революционным движением, сокрушением капитализма и построением нового - социалистичес­кого и коммунистического общества. Маркс в основном разрабаты­вал проблемы экономики, социально-философские вопросы и во­просы истории философии.

Он переработал идеалистичес­кую диалектику в материалистическую. Идеальное - от­ражение материального в голове человека, свойство высокооргани­зованной материи.

Особое место в учении Маркса занимает теория классов и клас­совой борьбы, переносимая на всю историю человечества. Неизбежна смены капитализма социализмом на базе государственной собственности и диктатуры пролетариата, провоз­гласив сен-симоновский принцип социализма «от каждого по спо­собностям, каждому по труду» и коммунизма «от каждого по способ­ностям, каждому по потребностям».

Постклассическая философия

Постклассическая философия (XIX- начало XX вв.) не имеет единого мировоззренческого центра, она многожанровая. Единственное, что объединяет неклассические школы, – критика классики.

Особенности постклассики:

- в центре внимания человек (внутренний мир, общество, культура, наука);

- признание уникальности (ни на что непохожести) социальной реальности;

- разум привносится в абсурдный мир самим человеком;

- критика способностей разума и возвеличивание на его фоне иных способностей человека;

- все вероятностно (разгул случайного);

- познание – во многом результат свободного творчества познающего;

- релятивизм (истина всегда относительна);

- ориентация на практический результат;

- критика прогресса;

- у каждого общества специфическое развитие.

Кьеркегор Серен (1813—1855) — датский теолог, философ, представитель философии жизни и писатель, считается родоначаль­ником экзистенциализма, иррационалист.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование), или философия существования, направление современной философии. Центральное понятие - экзистенция (человеческое существование); основные проявления человеческого существования - забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире.

Иррационализм (лат. irrationalis - бессознательное, неразумное) - философские течения, провозглашающие превосходство неразумного начала и делающие его основной характеристикой как самого мира, так и его миропонимания.

Кьеркегор отрицал единое идеальное начало мира, - будь то воля, разум или что-либо другое из области абсолютизированных моментов со­знания. Он выдвинул идею «экзистенциального мышления», отражающего внутреннюю духовную жизнь личности с ее интимны­ми переживаниями: именно такое мышление только и может быть подлинно конкретным, имеющим настоящий человеческий смысл. В силу этого человек не может относиться к реальности как к чему-то объективному как таковому, не «затронутому» человеческой субъек­тивностью. Вместе с тем в центре внимания неустойчивость человеческого бытия, его обреченность на смерть, такие понятия, как страх, сомнение, трепет и т.д.

Индивид самоце­нен и возвышен, но одинок и беспомощен в этом мире, как узник, бьющийся в камере-одиночке.

Возвышающая идею человека личностная интуиция привела фи­лософа к апологии страха, для преодоления которого и утешения необходимо религиозное общение с Богом. Не приняв межчелове­ческое общение за возможную форму выхода из личностного оди­ночества, Кьеркегор возвращается к христианской религии, в которой Бог также обладает личностной формой. Кьеркегор про­тивопоставил веру разуму как начало полностью иррациональное, коренящееся в воле, которая трактовалась им как предшествующий всякому разуму корень человеческого бытия.

Шопенгауэр Артур (1788-1860) - немецкий философ-иррационалист, тяготел к немецкому романтизму и к мистике. Шопенгауэр оспаривал само понятие разума как области осознанной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты. Бессознательное - универсальная иррациональная стихия, неподвластная никаким рациональным ме­тодам исследования. Интеллект, функциони­рует не по своему рациональному плану, но по указаниям воли, для него интеллект - это лишь орудие воли к жизни, как когти и зубы зверя. Интеллект утомляется, а воля неутомима.

Мир нелеп, а вся история мира - это история бессмысленных волевых искр, когда воля вынуждена по­жирать самое себя, так как кроме нее ничего нет. Проявления воли, т.е. хотения, желания, мотивы, побуждения человека к действию и сами процессы его осуществления специфичны: они в значительной степени определяют направленность и характер реализации дейст­вия и его результат. Мыслитель превратил волю в свобод­ное хотение, т.е. абсолютизировал ее, превратив из составляющей духа в самодостаточное начало, корень всего сущего. Мир мыслился им как воля и представление.

Познание осуществляется либо как интуитивное, либо как отвлеченное, или рефлективное. Интуиция - это первый и важней­ший вид знания. Весь мир рефлексии покоится на интуиции. По Шопенгауэру, истинно совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от всякого отношения к практике и интересам воли.

Этика Шопенгауэра пессимистична. Страдание прису­ще жизни. То, что называют счастьем, имеет всегда отрицательный, а не положительный характер и сводится лишь к освобождению от страданий, за которым должны последовать новое страдание либо томительная скука. Из признания ведущей роли страдания следует сострадание в качестве важнейшего этического принципа. Противоборствующим состоянием духа, препятствующим страданию, является состояние полного отсутствия желания, т.е. переход к полному аскетизму.

Бергсон Анри (1859-1941) - французский мыслитель, представитель интуитивизма и философии жизни.

Бергсон утверждал в качестве субстанции жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа: жизнь устремлена «вверх», а материя — «вниз». Сущность жизни, по Бергсону, постижима лишь с помощью интуиции, которая понималась как самопостиже­ние жизни, т.е. познание ею самой же себя. Поэтому Бергсон не противопоставлял объект субъекту.

Бергсон призывал обратиться к жизни нашего сознания: ведь она дана нам непосредственно в нашем самосознании, а оно показывает, что тончайшая ткань психической жизни есть длительность, т.е. не­прерывная изменчивость состояний. Идея длительности - центральная категория в философии Бергсона. Длитель­ность - атрибут времени, трактуемый как «живое» время, обладаю­щее особой энергией спонтанного порыва.

Бергсон противо­поставляет интеллект интуиции, полагая, что интеллект - это орудие оперирования материальными, пространственными объек­тами, тогда как интуиция дает человеку возможность схватывать суть «живой целостности» вещей. Бергсон трактовал жизнь как некий метафизически-космический процесс, как «жизненный порыв», как могучий поток творческого формирования, при этом по мере ослабления напряжения этого порыва жизнь увядает и распадается, превращаясь в материю, которую он рассматривал как неодушевленную массу — вещество. Человек же являет собой творческое существо, и через него проходит путь «жизненного по­рыва».

Ницше Фридрих (1844—1900) - немецкий философ, представитель философии жизни, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.

Ницше чужды всякие попытки построения философской систе­мы. Мир есть постоянное становление и бесцельность, что выража­ется в идее «вечного возвращения одного и того же». Централь­ным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник философии жизни. В человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей: у каждого в голове - своя индивидуальная мифология в условиях его стадного бытия.

Ницше отвергает принципы демократии и исторического про­гресса: он противопоставляет им любовь к судьбе; он отвергает идеи равенства и справедливости как «разлагающие цельность человеческой природы». Ницше, будучи сторонником принципа социальной иерархии, развивает элитарную концепцию абсолютного господства «высшей касты» - тех «немногих», которые «имеют право» воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим большинством - серостью, которую не общество, а сама природа будто бы предназначила к тому, чтобы быть «общественной пользой».

Существующая мораль играет разлагающую роль, предпо­лагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. Образ «сверхчеловека» — это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти». Для Ницше как философа жизни критерием оценки всех явлений духа служит степень автоматической включенности человека в стихийный и нерасчлененно-целостный поток бытия. Характеризуя жизнь как «спе­цифическую волю к аккумуляции силы», Ницше утверждает: жизнь как таковая «стремится к максимуму чувства власти».

Философия России

Самобытная отечественная философия зародилась в начале ХIХ века. Русская философская мысль – органическая часть мировой философии и культуры. Она обращалась к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер.

Основные темы и проблемы:

тема человека, его судьбы и смысла жизни;

проблема добра и зла;

критика рационализма, обоснование особого «интуитивно - мистического» метода познания действительности (целостным духом);

«русская идея» - выяснение особенностей русского духа, русской культуры и русского менталитета;

поиск исторического пути развития России – между Западом и Востоком;

тесный союз философии и искусства, литературы и православия;

смысла истории человечества, ее будущее;

тема Всеединства и Богочеловечества в русской религиозной метафизике – изначального единства космоса, природы, человека и Бога, единства жизни, истории и познания. Всемирно известными философами являются В.С. Соловьев, К. Н. Леонтьев, Н. А. Бердяев, С. Булгаков. Именно их идеи оказывают влияние на развитие современной мировой философии.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853 - 1900) – русский религиозный философ, поэт и публицист, основоположник философии «всеединства». В идее всеединства он пытался синтезировать христианский платонизм, немецкий классический идеализм (Шеллинг) и научный эмпиризм, научное знание. Россия - она не Запад и не Восток. В социально – политической сфере выступал за объединение этих культур по средствам объединения церквей, свободы совести и национального религиозной терпимости и гармонии. Отстаивал мысль о «целостном образно-символическом положении мира через нравственное усилие личности. Его произведения: «Чтение о богочеловечестве», «Россия и вселенская церковь», «смысл любви».

Леонтьев Константин Николаевич (1831 -1891) – русский писатель, критик, социолог, представитель неословянофилов. Следуя Н.Я. Данилевскому, выделял три стадии социального организма: первичной простоты (когда элементы целого только намечены), цветущей сложности и единства (когда они предельно индивидуализируются и включаются в строгую иерархию) и вторичного смесительного упрощения (когда они теряют своеобразие и целое распадается). Следовательно – современный ему запад с упрощением социальных связей находиться на стадии разложения, а Россия - на стадии рассвета. Написал: «Восток, Россия и славянство», «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения».

Бердяев Николай Александрович (1874 - 1948) – русский философ, основоположник «нового христианства», центральной темой философии является человек – свободный, творческий. В 1922 году эмигрировал. Свобода не может быть никем и ничем определена, она абсолютна. Мир объектов, природы лишен свободы и духовности. Творческий человек включает действительность в себя, преобразует этот мир. Каждая личность входит в общность с другими, что является «соборностью». Работы: «Философия свободы», «Смысл творчества», «Я и мир объектов», «Философия неравенства».

Булгаков Сергей Николаевич (1871 - 1944) - русский экономист и философ-идеалист, идеолог веховства, критиковал народничество, марксизм. Пытался синтезировать науку, философию и религию, что бы всё подчинить вере и одновременно избежать нелепой чистоты религии. Главной идеей в его философии была идея боговоплощения. Бог и созданный им мир внутренне связаны, что проявляется в Софии («премудрости божией»). Работы: «Свет не вечерний», «Тихие думы».

Контрольные вопросы:

Охарактеризуйте философию нового времени.

Назовите философские школы и направления Нововременной философии.

Сравните идей сенсуализма, рационализма, агностицизма и субъективного идеализма.

Охарактеризуйте идеи просветителей.

Сравните идеи И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля.

Дайте характеристику посклассической философии.

Почему Ницше считается последним философом Нового времени и первым Новейшего времени.

Назовите особенности отечественной философии.

Сравните идеи В.С. Соловьева, К.Н. Леонтьева, С.Н. Булгакова и Н.А. Бердяева.

Новейшая философия. Современная философия и ее особенности

Основные черты философии ХХ века:

1) плюрализм в философском мышлении. Сосуществуют разнообразные направления и концепции: материалистические и идеалистические, рационалистические и иррационалистические, религиозные и атеистические, сциентистские (от лат. scienta – наука – т.е ориентированные на естествознание) и антисциентистские (на иррационализм и интуитивизм). Современная философия не отвергает ни того, ни другого. Она вообще полагает, что многогранный мир можно познать при помощи различных форм познания (не только разумом!);

2) предметом изучения становятся новые объекты действительности, что ведет к возникновению новых направлений: философия культуры, философия политики, философия техники, философия науки и т.д.;

3)Терпимость (толерантность) современной философии. Диалог – главный способ взаимодействия не только внутри одной философской традиции, но и между Западом и Востоком;

4) Антропоцентризм современной философии – в центре ее идей и размышлений находится человек, его сущность, смысл его жизни и деятельности, свобода. Человек рассматривается не односторонне, а во всей целостности и противоречивости. Особенно остро поднимется вопрос о смысле существования человечества в целом, о кризисе человека и истории.

Основные направления философии современности

Аналитическая философия. Это философское направление, по существу, предлагает изменить предмет философии.Аналитическая философия — это философия языка и значений понятий. Аналитики ис­ходят из того, что живой язык многозначен и контекстуален (содержащий концепцию). Преж­ние философские проблемы, которые они называют псевдопробле­мами, возникли из-за неверного понимания одних и тех же тер­минов науки, их значений. Отсюда - двоякая задача философии: очистка прежней науки от псевдопроблем с помощью метода верификации,т.е. проверки истин­ности на основе либо опыта, либо логического доказательства на базе опыта и создание непротиворечивого однозначного логичес­кого метаязыка науки, что способствовало бы синтезу наук.

Аналитическая философия состоит из множества школ и различ­ных концепций. У истоков ее стоят Дж. Мур и Б. Рассел; последний заложил основы математической логики. Но подлинным вдохнови­телем этой школы стал Л. Витгенштейн, который, рассматривая язык как социальное явление, разработал основную проблематику аналитической философии. Проблемой усовершенствования языка логических символов занимались члены Венского кружка Р. Карнап, О. Нейрат, М. Шлик.

Экзистенциализм. Название направления происходит от латин­ского existentia - существование. Это одно из самых распространен­ных современных философских учений. Экзистенциализм исходит из единичности человеческого существования, которое характери­зуется комплексом отрицательных эмоций - озабоченностью, стра­хом, сознанием конечности бытия. Различают дванаправления экзистенциализма - атеистическое и религиозное.

Единственная подлинная действительность для экзистенциалистов - это бытие человеческой личности. Исходя из своего существования, человек может так или иначе определять себя. Он вынужден это, делать, ибо ничто другое не определяет его жизнь. Вся его жизнь зависит от его индивидуальной цели, от его выбора. Одна из основных категорий экзистенциализма - свобода человека. Но свобода эта вынужденная, это бремя, на которое осужден чело­век, ибо его окружает чуждый, бессмысленный мир. Осознание своей свободы и принятие на себя этого «креста» определяют достоинство, ответственность и истинность существования человека.

Он живет рядом с другими людьми, в обществе, он общается с окружающими, подчиняясь или подчиняя - но он одинок в своих чувствах. Принять позицию другого значит потерять свободу, свою экзистенцию, самого себя как личность, снимает с себя ответственность - основной атрибут сво­боды - экзистенции.

Человек чувствует неполноту самовыражения, реализации своих возможностей и стремится воспол­нить недостающее. Это и является стимулом к познанию. Но позна­ние у экзистенциалистов возможно только через чувство и только через самопознание. В такой ситуации нет и не может быть объек­тивной истины, истин столько, сколько людей. Это заставляет от­вергнуть современное научное рациональное познание и заменить его экзистенциальным.

Структурализм. Это направление ставит задачей выявление устойчивых структур в составе целого и тем самым выделение общего в многообразном. На появлении этого философского направления сказалось широкое применение методов формализации и математи­ческого моделирования в конкретных науках. Поэтому, осуществляя поиск устойчивых и пересекающихся структур в самых разнообраз­ных сферах культуры — языке, социальных установлениях, истории, искусстве, мифологии и т.д., структуралисты используют специаль­ные структурные методы.

Структурализм — одно из немногих философ­ских направлений современности, не ставящее в центр исследова­ния человека, делающее его одним из предметов исследования, а также недооценивающее фактор истории, ибо универсальная струк­тура стоит над ней. Это в целом ведет к дегуманизации знания.

Но он принес значительную пользу науке, прежде всего раскрытием глубинных структур культуры, а также упорядочением исторических форм развития человеческого сознания, в частности мифологического.

Постструктурализм - совокупное обозначение ряда подходов в социогуманитарном познании 70-80-х гг. ХХв. Получил развитие во Франции и США. Его обычно связывают с именами Деррида, Делёза, Гваттари, Бодрийара, Лиотара, К.Касториадиса, «позднего» Р. Барта, Фуко и т.д.

Главная задача - критика западноевропейской мировоззрения с его стремлением найти во всем логику, объяснить математическими методами. Для гуманистов понять текст, значит «присвоить» его себе, подчинив стереотипам своего сознания. Постструктуристы видят в тексте сложное переплетение внесистемных, маргинальных элементов. Всякий текст живет среди откликов, «перекличек», «прививок», «следов» одного текста в другом. Все эти нарушения структурности и системности наводят на мысль, что структура либо не существует вовсе, либо она существует, но не действует, либо, наконец, действует, но в столь измененном виде, что именно «поломка», а не «правильное» ее функционирование становится «нормой». Под давлением контекста в тексте размываются границы «внешнего» и «внутреннего»: на их место у Деррида и Делеза приходят многообразные пространственные образования - всевозможные «складки», «выпуклости - вогнутости», «вывернутые наизнанку полости». Если в структурализме человек был, прежде всего, «функционером символического порядка», носителем и защитником знания, то теперь человек - «безумец, колдун, дьявол, ребенок, художник, революционер, шизофреник», он - «слуга беспорядка», рупор стихий, превосходящих систему, его цель — «свести с ума структурализм, культуру, общество, религию, психоанализ».

Герменевтика. Изначально герменевтика являлась наукой истолкования текстов. Само слово образовано от имени Гермеса – персонажа древнегреческой мифологии, в обязанности которого входило истолкование посланий богов. Начиная с Х1Хв. Из филологической дисциплины она становится самостоятельным философским учением. Немецкие философы Ф.Э. Шлейермахер, В. Дильтей считали, что понимание можно достигнуть только в результате вживания, вчувствования в чужой субъективный мир. История (основной предмет его исследования) рассматривалась им как прошлое, которое посредством понимания - вживания, вчувствования – становится настоящим в своей целостности. Текст с этой точки зрения выполняет роль посредника между прошлыми событиями и настоящим, т.е. временем интерпретатора.

Для понимания человека, текста, исторического события необходимо, согласно Х.Г. Гадамеру, не только понять психологию данного человека, писавшего или жившего, культурную среду, в рамках которой он сформировался, но и языковую традицию, внутри которой он находился. Гадамер вводит понятие «герменевтического круга»: для того, чтобы понять целое, необходимо понимать части, из которых это целое состоит, а понимание части, в невозможно без понимания целого. Таким образом, любое понимание - это процесс, постоянно движущийся по кругу: внимание интерпретатора переходит от части к целому и обратно, от целого к части, и в результате такого движения формируется понимание. Интерпретатор, выросший в другой социо-культурной среде, подходит к предмету понимания уже с предубеждением (предпониманием), из границ которого выйти невозможно.

Неопозитивизм одно из основных направлений философии XX в., форма позитивизма. Свою задачу видит в разработке метода логического или лингвистического анализа знания (или языка), отвергая метафизическую проблематику последних оснований и принципов бытия. Основные идеи восходят к английскому эмпиризму и феноменализму (Беркли, Юм). Зародился неопозитивизм в Венском кружке (логический позитивизм, участники: Шлик, Карнап, Вайсман и др.). С 1950-х гг. понятие неопозитивизма все больше вытесняется понятием аналитическая философия. В 1960-70-х гг. на волне критики и ревизии неопозитивизма возникает постпозитивизм.

Постмадернизм – сложное и неоднородное явление, возникшее в западноевропейской культуре последней четверти XX века. В буквальном смысле слова "постмодернизм" — это то, что следует за современной эпохой, за модернизмом, и связано с осмыслением стилевых изменений в европейской художественной культуре. Призыв постмодернистов – больше хауса, дискретности, анархии и крах стереотипов. Представители - Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Бодрийар, Ж. Делез, Ф. Гваттари.

Философия религии - это теория религиозного мировоззрения, понимаемого, естественно, в светском аспекте. К «философии религии» подходят в узком и в широких планах. В узком плане философия религии — это философское отношение к тем или иным аспектам изучения религии и ее отдельных компонентов сознания, культа, организации и т.п. В широком плане философия религии — это теория религиоведения в целом. В этом отношении философия религии включает в себя как содержательный компонент — теорию и историю религии и свободомыслия. Философия религии исследует природу сверхъестественного, понятие религиозного отчуждения в структуре бытия личности, черты религиозного сознания, структуру религиозной системы и характер взаимоотношения элементов этой системы. Большое внимание уделяется и нравственно-этическому содержанию религии. Место и роль религии в системе духовной жизни общества. Изучение связи религии с политикой, моралью, искусством, правом, философией, наукой Проблема прогресса религии и свободомыслия. Общественный прогресс и религия.

Контрольные вопросы:

Почему философия ХХ – ХХ1 века проходит под лозунгом плюрализма, толерантности?

Перечислите современные философские направления.

Найдите общие идеи.

Назовите современных философов.

Какое философское учение вам ближе. Почему?

 

Раздел II. Человек - сознание – познание

1. Философия человека.

2.Фундаментальные характеристики человека.

3. Категории человеческого бытия.

4. Проблема сознания.

5. Учение о познании.

6. Истина.

Философия человека

Проблема человека — одна из основных, если не центральная, во всей мировой философской мысли. Протагор характеризовал че­ловека как меру всех вещей, что стало одним из основных мировоз­зренческих и методологических принципов науки, философии и по­литики демократических государств. Д.Дидро считал человека выс­шей ценностью, единственным создателем всех достижений культу­ры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от кото­рого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.

Философия о происхождении и сущности человека. Сейчас существует ряд теорий о происхождении человек:

эволюционная теория (Дарвин) – происхождение человека- это результат сложного эволюционного пути,

Ф. Энгельс дополнил эволюционную теорию – труд из обезьяны сделал человека,

религиозная теория, мифологическая теория,

происхождение человека – это следствие мутации высших приматов.

псевдонаучные теории (концепция существования параллельных миров, жизнь на Землю была занесена из космоса и т.д.).

Человек как дух и тело. На протяжении истории философии мыслители выделяли два начала человека – его духовную основу, отличающую его от других живых существ, и тело, животное начало, приближающее человека к животному, природному миру. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе. Проблема «я», образ «я», внутреннее и внешнее «я». Люди в одной стране, одном обществе живут в более или менее одинаковых условиях - в условиях одной культуры, одних нравов и обычаев, одного языка, но люди все равно все разные, непохожие друг на друга. Даже в одной семье дети вырастают не похожими, хотя воспитываются в одинаковых условиях.

Что делает всех людей неповторимыми и уникальными?

1) особенности психического склада: темперамент, скорость психических реакций, сообразительность. Все это дается человеку по наследству.

2) опыт детства и воспоминания о детстве. У каждого человека свой опыт детства, свои переживания, каждому по-своему открывался мир, каждый по-своему переживал детские страхи, неудачи или радости. Ребенок, который с детства чувствует любовь, живет в атмосфере любви, всю свою жизнь, словно броней, защищен от невзгод и напастей. У него, как правило, все получается в жизни, он талантлив или обладает многими незаурядными способностями. Наоборот, тот, кто вырос без любви, в холодной и суровой атмосфере равнодушия, всю жизнь чувствует себя одиноким, даже если окружен семьей или родственниками, у него все в жизни складывается трудно и тяжело. Воспоминания детства сопровождают человека до самой смерти, и с годами не только не тускнеют, но становятся ярче. Пожилые люди с трудом вспоминают, что с ними было вчера, но до мельчайших подробностей помнят свое детство с самых ранних дней.

3) особенности индивидуальной биографии: каждый проживает свою жизнь, и все, что с ним случается, и то, как он к этому относится, совершенно не похоже на жизнь других людей.

4) противоречивость жизненных ролей. У каждого в жизни одновременно несколько ролей, которые он «играет» (студент, друг, ребенок, гражданин)

Все эти четыре момента делают каждого человека как личность неповторимым и уникальным. И эта уникальность выражается в понятии «Я». «Я» у человека появляется с трех-четырех лет, когда он начинает понимать, что есть «Я», а есть другие люди. До этого почти все дети говорят о себе в третьем лице. К 10 - 12 годам складывается образ «Я». У каждого человека есть образ самого себя, сумма представлений о самом себе, каким он сам себя видит, и этот образ человек проносит через всю жизнь, немного исправляя и дополняя. Это, как правило, довольно симпатичный образ - каждый нормальный человек считает себя более или менее интересным, умным, способным, честным, добрым и т.п.

Самая страшная трагедия человеческой жизни - распадение образа, когда человек убеждается, соглашается, что он не добрый, не умный, что он, например, «дурак» или «подлец». Как правило, жизнь после этого кажется конченой, в этом случае человек может даже убить себя.

Существуют механизмы защиты «Я», которые действуют бессознательно, сохраняя личность от разрушения. Например:

- механизм вытеснения. Человек испытывает большое горе или столкнулся с чем-то настолько страшным, что его психика может не выдержать и разрушиться, срабатывает механизм, и человек либо теряет сознание, либо вдруг забывает о постигшем его несчастье;

- механизм инверсии, переворачивающий импульс на прямо противоположный. Так, у мальчиков в 12 - 13 лет просыпается половое чувство, им начинают нравиться девочки, но ребенок не может это осознать, психика может быть травмирована, и она переворачивает все отношения: мальчики начинают считать девочек своими первыми врагами, и воюют с ними - дерутся, толкают, выбивают портфель из рук.

- механизм переориентации. Психика бессознательно переключает эмоции с одного объекта на другой, более доступный. У студента большие неприятности в колледже, и, придя домой расстроенным, он вымещает свое раздражение на младшем брате или на любимой собаке. В некоторых странах по советам психологов в каждом цехе на заводе оборудуют комнату, в которой стоят чучела мастера, начальника цеха: на них можно выместить свое раздражение.

И еще целый рад механизмов имеет психика, защищающая свою целостность и гармоничность, чтобы человек не чувствовал себя в разладе с миром и окружающими.

У человека два «Я» - внешнее и внутреннее. Внешнее «Я» знакомится с людьми, учится в колледже, набирается знаний, делает какие-то дела и совершает поступки. Внешнее «Я» - это совокупность знаний, правил действия, поведения, приемов мышления.

Внутреннее «Я» - это интимное, скрытое ядро личности, это все наши мечты и надежды, воспоминания о первой любви и первой весне, все наши страсти, желания, которые мы прячем глубоко в душе. Это то, о чем нельзя рассказать другому, передать в виде слов или знаков. Человек часто сам не знает, что в нем заложено. Внутреннее «Я» и делает нас личностью, без него мы только мыслящие машины.

Фундаментальные характеристики человека.

Философы все время сталкивались с невозможностью определения человека, хотя всегда были попытки дать таковое. «Человек разумный» (homo sapiens), «человек делающий» (homo faber), «человек играющий» (homo ludens), К. Маркс говорил о человеке как о животном, производящем орудия труда, Гегель - как о млекопитающем с мягкой мочкой уха (в шутку), Ницше считал, что человек - это животное, умеющее обещать и т.д.

Видимо, человека нельзя определить однозначно и окончательно, слишком он многогранный, разносторонний в своих мыслях, делах и свершениях и ни одно из его многочисленных свойств не является главным и решающим для его понимания. Определить его можно только отрицательно, через такие качества, которые несут в себе отрицание: несводимость, непредопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость.

Можно говорить об абсолютной несводимости человека. Он никогда не совпадает ни с одной своей телесной или психологической особенностью, ни с профессией, ни с работой, ни с делом. Ни в одной вещи, которую он создает, он не выражает себя полностью, он всегда выше, значительнее любого своего дела и свершения. Если он отождествил себя со своей профессией - он уже не человек в полном смысле слова. Сущностью человека является ничто. Он ничто в сравнении со всеми другими видами жизни, окостеневшими в строгих и неизменных формах. Ни крокодил, ни обезьяна не могут быть другими - они уже миллионы лет не меняются, застыли в данной им природой форме и всегда делают одно и то же. Человек всегда меняется, всегда преодолевает свое сегодняшнее состояние.

Он ничто, которое не есть что-то (законченное и ограниченное), а есть условие всякого что-то, которое позволяет ему быть кем угодно, не совпадая ни с одной воплотившейся формой. Его ничто - это признак его универсальности, возможность свободы. Для обозначения сути человека нет другого слова, кроме ничто, так как все положительные определения ограничивают его.

Непредопределенность. Человек никогда не бывает абсолютно свободным. Он постоянно зависит от тысячи факторов, обусловливающих его поведение, отношение к окружающим: от наследственности, климата, культуры, государственного строя, зарплаты, семьи и т.д. и т.п. Пересечение этих зависимостей создает такой водоворот случайностей, предугадать которые просто невозможно. Человек может рассчитать движение планет на сотни лет вперед, но не знает, что с ним будет завтра. В результате этого незнания он часто бессилен предотвратить многие события своей жизни.

Незаменимость прежде всего выражается в том, что человек должен найти свое дело, ради которого он пришел в мир. У каждого человека есть такое дело, которое, кроме него, никто не сделает. А если и он не сделает, то во Вселенной так и будет пустое место, дыра, не заполненная чьим-либо трудом, усилием. Это дело может быть любым - от открытия новых физических законов до вбивания гвоздя. Вбивать гвоздь, писал Г. Торо, надо так прочно, чтобы, и проснувшись среди ночи, можно было думать о своей работе с удовольствием, чтобы не стыдно было за работой взывать к Музе. Каждый вбитый гвоздь должен быть заклепкой в машине Вселенной, и в этом должна быть и твоя доля. Самое сложное найти свое дело.

Неповторимость является фундаментальной характеристикой человека. Каждый человек уникален и неповторим. Это особенно хорошо видно на примере великих людей. Если бы Наполеон погиб в самом начале своей военной карьеры в 1796 г. на Аркольском мосту, то история Франции наверняка была бы иной, Наполеон своим неповторимым военным и политическим гением существенно изменил облик Франции и даже характер французского народа. И никто в те десятилетия не смог бы сделать ничего подобного.

Невыразимость. Объяснить нечто можно лишь через другое - свет через длину волны, звук - через частоту колебаний. Но как объяснить что такое человек? Поскольку он не сводим ни к чему - ни к вещам, ни к теориям, ни к идеям, ни к нервным или физическим процессам, то объяснить, выразить его через другое невозможно. Человека нельзя изучать объективно как некий внешний предмет. Изучить, познать что-либо объективно можно, лишь развернув его в пространстве, вывернув наизнанку. Понятно, что с человеком этого проделать нельзя.

Основополагаю­щие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, иг­ра, вера, смерть.

Счастье. Ни забвение, ни наслаждение, ни удовлетворение всех потребностей, ни власть не приносят, видимо, настоящего счастья, они дают лишь имитацию счастливой жизни, после которой быстро наступает пресыщение и разочарование. Мудрецы считали, что единственно возможный вид счастья - это жизнь в согласии с самим собой, без страха, без напрасных надежд и мечтаний, в спокойном и ясном видении проблем и невзгод. Счастье - это внутренняя умиротворенность, когда вместо страха и забот жизнь проникнута пониманием святости каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира, которые отражаются в его душе. Счастье возможно только сейчас, в эту минуту, в настоящем. Счастье длиться мгновения.

Вера – это принятие за истину без доказательства. Вера - это горение сердца силой, которая по своей значительности и ценности с очевидностью воспринимается как нечто высшее и большее, чем я сам. Вера не есть ни идея, ни система идей. Она есть жизнь и источник жизни, самосознание, которое само испытывается и действует как живая и животворящая сила. Когда человек достигает внутреннего преображения, духовной просветленности через усилия веры, то ему открывается реальность, которая по своей очевидности, ошеломляющей силе красоты и мудрости так захватывает и потрясает его, что любые эмпирические факты существования, все радости и невзгоды повседневной жизни кажутся чем-то случайным и совершенно не важным. Состояние веры отличается от состояния повседневной озабоченности, как поэтическое вдохновение от физически тяжелого и бессмысленного труда.

Смерть - важнейший фактор человеческого существования. Только вглядываясь в лицо смерти, мы начинаем любить жизнь. Если бы не было смерти, жизнь была бы бессмысленна.

Смерть, как и рождение, формирует границы человеческой жизни. Все, что вне этих границ, для человека не существует. Смерть сопровождает человека с момента его рождения. Какое бы время его жизни мы ни взяли, человек всегда достаточно зрел для того, чтобы умереть. Смерть представляет собой как бы тень человека, самую верную и привязчивую. Человек в этом смысле - самое несчастное из животных, поскольку знает заранее о своей будущей смерти. Но в, то, же время это дает огромное преимущество человеку, поскольку смерть организует человеческую жизнь, заставляет человека в краткие годы найти смысл и оправдать перед самим собой свое существование.

Творчество – создание нечто нового, ранее не существовавшего. Способность человека творить, отличает его от других живых существ и является движущей силой развития человека и общества.

Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и не способное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя. Любовь, возможно, понять как непосредственное, глубокое и интимное чувство, предметом которого выступает, прежде всего, человек (но может быть и объект, имеющий особую жизненную значимость). Любовь представляет собой средство социализации человека, вовлечение его в систему общественных отношений на основе спонтанной и вместе с тем внутренне мотивированной потребности в движении к более высоким ценностям. Любовь - единственный способ понять другого человека в его глубочайшей сущности. Истинная любовь – это чудо, встречается редко. Ее можно охарактеризовать следующими понятиями - во имя, вопреки и не смотря ни на что.

Труд – это деятельность человека, целью которого является достижение полезного результата.

Иг­ра – деятельность, направленная на процесс, а не результат. Игра – это и ведущая деятельность ребенка, помогающая ему изучить и освоиться в обществе. Все играли и играют в знакомые с детства игры. Игра – это поведение, определяемое ролями, правилами, ритуалами, целями, стратегиями, ценностями, языком, типичной пространственно- временной локализацией и типичными моделями движения.

Контрольные вопросы:

Почему проблема человека является центральной в философии.

Перечислите периоды теории происхождения человека.

Как решается проблема «Я» в философии?

Перечислите и охарактеризуйте основные характеристики человека.

Назовите основные категории человеческого бытия. Приведите примеры.

Проблема сознания

В истории философии сознание либо абсолютизировалось в виде некоего абсолютного духа, мирового разума, творящего мир. Такой позиции придерживался философский идеализм. Либо сознание объявлялось бесплотным призраком, функцией мозга, состоящей в том, чтобы отражать мир, создавать идеальные модели мира, с помощью которых человек может приспосабливаться к окружающей действительности. Это - точка зрения философского материализма.

Сознание как бы достраивает мир, завершает его, через него мир раскрывается в своей красоте, значительности, целостности, завершенности. Сознание - источник всех знаний и всех осмыслений мира. Для человека мир есть не что иное, как осознанное его мыслями, его переживаниями сущее.

Можно выделить три стороны сознания: предметное (т.е. сознание, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий); самосознание (направленное на самого себя, все время осознающее самое себя как нечто другое, чем весь остальной окружающий мир); и сознание как поток непосредственных переживаний. Первые две стороны сознания относятся к тому, что в философии всегда называлось духом. Третья сторона часто называется хорошим и простым словом - душа.

В предметном сознании и самосознании мы имеем дело с идеями, понятиями, с моделями окружающего мира, с представлениями о самом себе. В духе человек возвышается над природой, создает второй идеальный мир, познает законы Вселенной и может на основании этих законов строить машины, возводить дома, посылать в космос ракеты.

Что касается души, то она занимается совсем другим делом. Душа, ее глубина и развитость делают человека живым. В принципе, познавать мир, развивать цивилизацию, по-видимому, может и искусственный интеллект, мыслящая машина. И если бы человек не имел души, он и был бы такой машиной. Душа нечто более значительное и глубокое в человеке, чем дух. Предметное сознание и самосознание укоренены в душе. Они - словно листья и ветви дерева, а душа - его корни.

Душевная жизнь - это великая неизмеримая бездна, особая, в своем роде бесконечная вселенная, находящаяся в каком-то совсем ином измерении бытия, чем весь объективный пространственно-временной мир и мир идеальных предметностей. О мире души нельзя сказать ни где он находится, ни когда и как долго совершаются процессы его жизни, ибо он везде и нигде, всегда и никогда, в том смы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.228 сек.