Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Розничного товарооборота




Тема Анализ и планирование товарного обеспечения

К л а с с и ф и к а ц и я товарных запасов представлена на рисунке 6.

 

 


 

Рис. 6. Классификация запасов товаров по месту в процессе воспроизводства

Товарные запасы, кроме того, подразделяются:

По месту нахождения:

- склады промышленных предприятий;

- склады оптовых предприятий;

- склады розничных предприятий;

- торговые залы предприятий.

По назначению:

- запасы текущего хранения;

- запасы сезонного хранения.

По времени (периоду) образования:

- плановые;

- фактические;

- на начало и конец периода.

Товарные запасы учитываются в абсолютных и относительных показателях.

Абсолютная величина товарных запасов может быть измерена в денежном выражении и натуральных единицах (тн; шт.).

Относительные показатели: уровень обеспеченности товарными запасами, время товарного обращения, скорость обращения. Уровень обеспеченности товарными запасами (Утз) рассчитывается по формуле:

 

(6.1)

 

где ТЗ - товарные запасы на определенную дату;
РТО (одн) - планируемый однодневный товарооборот.

 

Уровень обеспеченности товарными запасами характеризует, на сколько дней торговле достаточно этого запаса.

Период, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения называется временем товарного обращения. Данный показатель зависит от объема розничного товарооборота и величины средних товарных запасов за определенный период. Время товарного обращения (В) определяется по следующей формуле:

 

(6.2)

где В - время товарного обращения (дн);
- средние товарные запасы за определенный период;
РТОодн.- однодневный товарооборот соответствующего периода.

 

Средние товарные запасы определяются по средней хронологической:

 

(6.3)

где п - количество периодов (месяц, квартал и т.д.).

 

Товарооборачиваемость характеризует число дней, за которое оборачивается средний товарный запас.

Товарооборачиваемость может выражаться и числом оборотов среднего товарного запаса за определенный период, определяемым как частное от деления объема розничного товарооборота на средние товарные запасы. Скорость обращения товарных запасов (С) определяется по формуле:

(6.4)

Пример.

Определить товарооборачиваемость по торговой организации за квартал.

1. Товарные запасы на квартал:

1.07. – 1340 млн.р.;

1.08. – 1320 млн.р.;

1.09. – 1360 млн.р.;

1.10. – 1480 млн.р.

2. Розничный товарооборот за отчетный период 4140 млн.р.

Решение:

1). Средний товарный запас за квартал:

2). Однодневный товарооборот за квартал:

4140 / 90 = 46 (млн.р.), где 90 – число дней в квартале.

3). Товарооборачиваемость (в днях):

1363 / 46 = 29,6» 30 (дней)

За 30 дней оборачивается средний товарный запас.

4). Товарооборачиваемость в числе (количестве) оборотов:

4140 / 1363 = 3 (оборота)

3 оборота совершает средний товарный запас за квартал.

Ф а к т о р ы, влияющие на состояние товарных запасов и их товарооборачиваемость можно объединить в следующие группы:

1. условия производства (объем производства, размещение предприятий, их специализация и др.);

2. транспортные условия и организация поставок (вид транспорта, формы перевозок, ритмичность поставок и др.);

3. условия потребления (динамика денежных доходов, спрос на новые товары, сезонность спроса и др.);

4. торговые условия (развитие материально-технической базы, размеры предприятий, соотношение между общей и торговой площадью; насыщенность рынка товарами и др.);

5. физико-химические свойства товаров (сроки хранения, частота поставки и др.);

6. уровень цен.

РАЗДЕЛ 2. Научные основы планирования и прогнозирования на предприятии.

Тема 1 Сущность, основные принципы и типы планирования

Любая экономическая организация в своей дея­тельности неизбежно сталкивается с неопределенностью. Пред­приятия не обладают всеми данными; они не в состоянии пред­угадать все изменения, которые могут произойти в рыночной среде. Планирование — это основной инструмент преодоления неопределенности.

Планирование — способ осуществления действий, основан­ных на сознательных, волевых решениях субъектов рыночных отношений. Задача планирования на предприятиях общест­венного питания и торговли как важного звена отраслевого управления состоит в учете требований экономических зако­нов рынка, особенностей и закономерностей развития отрас­ли, достижений научно-технического прогресса, а также в по­вышении эффективности хозяйственной деятельности и ка­чества работы, снижении издержек потребления и росте производительности труда.

В экономике рыночного типа распространено планирова­ние на уровне предприятия, которое носит, как правило, инди­кативный, ориентирующий характер. Основой для разработки планов предприятия должна служить оценка намечаемых дей­ствий с учетом существующих экономических и производст­венных условий и имеющихся в распоряжении хозяйствующе­го субъекта ресурсов, а также характера рынка, который, как предполагается, будет преобладающим в течение срока дейст­вия плана. Важными факторами, которые следует учитывать

при разработке планов, являются уровень конкуренции, ха­рактер отрасли, в которой действует хозяйствующий субъект, и масштаб самого предприятия. Так, большинство предприятий торговли и общественного питания не располагают возможно­стями роста и расширения сферы своей деятельности, поэтому г целью повышения конкурентоспособности при планирова­нии основное внимание должно уделяться вопросам повыше­ния качества работы предприятия. Не следует также недооце­нивать общий уровень экономического развития и стадию эко­номического цикла в стране, поскольку они накладывают:серьезные ограничения на перспективы развития некоторых видов деятельности.

Возможности планирования предприятия торговли и об­щественного питания ограничены рядом объективных и субъ­ективных причин. Наиболее важные из них: неопределенность рыночной среды, издержки планирования, масштабы деятель­ности предприятия, специфика российского рынка.

Неопределенность рыночной среды преодолевается с по­мощью двух основных способов адаптации к внешней рыноч­ной среде:

предприятие использует внутренний потенциал для контроля рыночной ситуации (в первую очередь для контроля спроса); предприятие совершенствует свое сотрудничество с другими участниками хозяйственной деятельности, что снижает затра­ты ресурсов и дает благоприятные результаты за более корот­кий период.

Издержки, затрачиваемые на организацию и осуществление планирования, определяют предел планирования. Минималь­ным результатом планирования является недопущение грубых ошибок в жизнедеятельности предприятия, т.е. обеспечение его выживания. Дополнительные затраты на планирование должны обеспечить развитие организации.

Масштабы деятельности предприятия ограничивают (или, наоборот, расширяют) возможности планирования. Преиму­щества в осуществлении планирования — у крупных предпри­ятий, так как они:

о имеют большие финансовые возможности; о располагают высококвалифицированным персоналом и в со­стоянии привлекать специалистов со стороны.

Небольшим экономическим организациям сложнее прово­дить широкомасштабную плановую работу, однако они могут: использовать некоторые формы планирования, особенно опе­ративного; применять известные модели стратегий и стре­миться к определению собственных стратегий по мере роста организаций.

Специфика российского рынка ограничивает использование планирования в отечественных условиях вследствие: чрезмерно высокой степени неопределенности на российском рынке, обусловленной глобальными изменениями во всех сфе­рах общественной жизни — экономической, политической, со­циальной;

низкого уровня накопления капитала российскими предпри­ятиями, что не позволяет осуществлять эффективную органи­зацию планирования;

отсутствия эффективных юридических и этических норм, регулирующих поведение предпринимателей, а также невысоко­го уровня культуры участников отечественного рынка.

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации.

Один из «отцов» современного менеджмента А. Файоль отмечал: «Управлять — это предвидеть, а предвидеть — это уже почти действовать». Файоль определил четыре основных прин­ципа планирования:

принцип единства (холизма) — системный характер планирова­ния деятельности экономической организации. Элементами планирования в организации являются ее отдельные подразде­ления и отдельные части процесса планирования. Планирова­ние деятельности подразделения организации будет эффек­тивным, если оно не связано с плановой деятельностью от­дельных единиц данного уровня;

принцип непрерывности - постоянный процесс планирования на предприятии в рамках установленного цикла;

принцип гибкости (взаимосвязан с принципом непрерывно­сти) — придание планам и процессу планирования способно­сти менять свою направленность в связи с возникновением не­предвиденных обстоятельств;

принцип точности — конкретизация и детализация в той степе­ни, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятель­ности фирмы.

Классификация типов планирования в организации осуществ­ляется по таким признакам, как степень неопределенности в планировании, временная ориентация идей планирования, го­ризонт планирования.

В зависимости от степени неопределенности внешней сре­ды системы планирования организации можно разделить на два типа.

Детерминированные системы планирования используются в организациях, которые действуют в полностью предсказуемой среде и не имеют недостатка в информации.

События в таких системах должны иметь полную опреде­ленность: можно дать 100%-ную гарантию, что если собы­тие А произойдет, то произойдет и событие В. Но если говорить о планировании на уровне предприятия в целом, то, конечно, так не происходит, потому что всякое предприятие в рыночной экономике действует в условиях неопределенности, меня­ющейся среды. Текущее планирование и планирование на уровне подразделений обладают высокой определенностью и мощностью в предвидении результатов (например, планирова­ние производства).

Вероятностные (стохастические) системы планирования предполагают недостаток определенности во внешней среде и нехватку информации и соответственно не дают полной предсказуемости результата.

Вариантами вероятностных систем планирования являются: планирование в системе жестких обязательств — подходит для ситуаций, в которых существует высокая степень уверенности в исходе событий;

планирование под личную ответственность — менеджер вообще не может быть в чем-либо уверен и действует на свой страх и риск, возлагая всю ответственность на себя; планирование, приспособленное к случайным обстоятельствам, — является промежуточным между первыми двумя: с од­ной стороны, менеджер сталкивается с постоянной неопределенностью в деятельности предприятия, а с другой — учитывает возможные варианты действий в неопределенной среде и тем самым увеличивает их предсказуемость.

Типы планирования различают также в зависимости от того, ориентированы ли основные идеи планирования в про­шлое, настоящее или будущее:

реактивное планирование (возврат к прошлому). Основной ме­тод реактивного планирования - генетический подход, т.е. проблема исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Реактивное планирование опирается на предшествующий опыт и осуществляется «снизу вверх». Пер­воначально выявляются нужды нижних подразделений, кото­рые оформляются в планах этих подразделений. Разработан­ные проекты планов передаются руководству следующего уровня, которое вносит коррективы с учетом своей деятель­ности и передает на следующий уровень, и т.д. - до оконча­тельного выбора и подготовки свободного проекта;

инактивное планирование (инертность) характеризуется ориен­тацией на существующее положение, не предусматривает ни возвращения к прежнему положению, ни продвижения впе­ред. Этот тип планирования воспринимает наличные условия как достаточно хорошие (по крайней мере как приемлемые);

преактивное планирование (упреждение) ориентировано в основ­ном на непрерывные изменения в перспективе, причем его цель не минимизация усилий, а поиск оптимальных решений. Из не­скольких вариантов развития выбирается тот, который пред­ставляется экономически оптимальным. Планирование осуще­ствляется «сверху вниз»: на высших уровнях прогнозируются внешние условия, формулируются цели и стратегии, затем оп­ределяются цели нижних уровней и программы их действий.

Горизонт планирования. В зависимости оттого, какой гори­зонт (период) времени охватывают планы, составленные орга­низацией, выделяют планирование:

о долгосрочное — обычно охватывает периоды времени от 10 до 25 лет;

о среднесрочное — конкретизирует ориентиры, определенные дол­госрочным планом (до 3 лет);

О краткосрочное — планы на 1—2 года, включающие в себя кон­кретные способы использования ресурсов организации, необ­ходимых для достижения целей, определенных при средне- и долгосрочном планировании.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.