КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Розничного товарооборота
Тема Анализ и планирование товарного обеспечения К л а с с и ф и к а ц и я товарных запасов представлена на рисунке 6.
Рис. 6. Классификация запасов товаров по месту в процессе воспроизводства Товарные запасы, кроме того, подразделяются: По месту нахождения: - склады промышленных предприятий; - склады оптовых предприятий; - склады розничных предприятий; - торговые залы предприятий. По назначению: - запасы текущего хранения; - запасы сезонного хранения. По времени (периоду) образования: - плановые; - фактические; - на начало и конец периода. Товарные запасы учитываются в абсолютных и относительных показателях. Абсолютная величина товарных запасов может быть измерена в денежном выражении и натуральных единицах (тн; шт.). Относительные показатели: уровень обеспеченности товарными запасами, время товарного обращения, скорость обращения. Уровень обеспеченности товарными запасами (Утз) рассчитывается по формуле:
(6.1)
Уровень обеспеченности товарными запасами характеризует, на сколько дней торговле достаточно этого запаса. Период, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения называется временем товарного обращения. Данный показатель зависит от объема розничного товарооборота и величины средних товарных запасов за определенный период. Время товарного обращения (В) определяется по следующей формуле:
(6.2)
Средние товарные запасы определяются по средней хронологической:
(6.3)
Товарооборачиваемость характеризует число дней, за которое оборачивается средний товарный запас. Товарооборачиваемость может выражаться и числом оборотов среднего товарного запаса за определенный период, определяемым как частное от деления объема розничного товарооборота на средние товарные запасы. Скорость обращения товарных запасов (С) определяется по формуле: (6.4) Пример. Определить товарооборачиваемость по торговой организации за квартал. 1. Товарные запасы на квартал: 1.07. – 1340 млн.р.; 1.08. – 1320 млн.р.; 1.09. – 1360 млн.р.; 1.10. – 1480 млн.р. 2. Розничный товарооборот за отчетный период 4140 млн.р. Решение: 1). Средний товарный запас за квартал: 2). Однодневный товарооборот за квартал: 4140 / 90 = 46 (млн.р.), где 90 – число дней в квартале. 3). Товарооборачиваемость (в днях): 1363 / 46 = 29,6» 30 (дней) За 30 дней оборачивается средний товарный запас. 4). Товарооборачиваемость в числе (количестве) оборотов: 4140 / 1363 = 3 (оборота) 3 оборота совершает средний товарный запас за квартал. Ф а к т о р ы, влияющие на состояние товарных запасов и их товарооборачиваемость можно объединить в следующие группы: 1. условия производства (объем производства, размещение предприятий, их специализация и др.); 2. транспортные условия и организация поставок (вид транспорта, формы перевозок, ритмичность поставок и др.); 3. условия потребления (динамика денежных доходов, спрос на новые товары, сезонность спроса и др.); 4. торговые условия (развитие материально-технической базы, размеры предприятий, соотношение между общей и торговой площадью; насыщенность рынка товарами и др.); 5. физико-химические свойства товаров (сроки хранения, частота поставки и др.); 6. уровень цен. РАЗДЕЛ 2. Научные основы планирования и прогнозирования на предприятии. Тема 1 Сущность, основные принципы и типы планирования Любая экономическая организация в своей деятельности неизбежно сталкивается с неопределенностью. Предприятия не обладают всеми данными; они не в состоянии предугадать все изменения, которые могут произойти в рыночной среде. Планирование — это основной инструмент преодоления неопределенности. Планирование — способ осуществления действий, основанных на сознательных, волевых решениях субъектов рыночных отношений. Задача планирования на предприятиях общественного питания и торговли как важного звена отраслевого управления состоит в учете требований экономических законов рынка, особенностей и закономерностей развития отрасли, достижений научно-технического прогресса, а также в повышении эффективности хозяйственной деятельности и качества работы, снижении издержек потребления и росте производительности труда. В экономике рыночного типа распространено планирование на уровне предприятия, которое носит, как правило, индикативный, ориентирующий характер. Основой для разработки планов предприятия должна служить оценка намечаемых действий с учетом существующих экономических и производственных условий и имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта ресурсов, а также характера рынка, который, как предполагается, будет преобладающим в течение срока действия плана. Важными факторами, которые следует учитывать при разработке планов, являются уровень конкуренции, характер отрасли, в которой действует хозяйствующий субъект, и масштаб самого предприятия. Так, большинство предприятий торговли и общественного питания не располагают возможностями роста и расширения сферы своей деятельности, поэтому г целью повышения конкурентоспособности при планировании основное внимание должно уделяться вопросам повышения качества работы предприятия. Не следует также недооценивать общий уровень экономического развития и стадию экономического цикла в стране, поскольку они накладывают:серьезные ограничения на перспективы развития некоторых видов деятельности. Возможности планирования предприятия торговли и общественного питания ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важные из них: неопределенность рыночной среды, издержки планирования, масштабы деятельности предприятия, специфика российского рынка. Неопределенность рыночной среды преодолевается с помощью двух основных способов адаптации к внешней рыночной среде: предприятие использует внутренний потенциал для контроля рыночной ситуации (в первую очередь для контроля спроса); предприятие совершенствует свое сотрудничество с другими участниками хозяйственной деятельности, что снижает затраты ресурсов и дает благоприятные результаты за более короткий период. Издержки, затрачиваемые на организацию и осуществление планирования, определяют предел планирования. Минимальным результатом планирования является недопущение грубых ошибок в жизнедеятельности предприятия, т.е. обеспечение его выживания. Дополнительные затраты на планирование должны обеспечить развитие организации. Масштабы деятельности предприятия ограничивают (или, наоборот, расширяют) возможности планирования. Преимущества в осуществлении планирования — у крупных предприятий, так как они: о имеют большие финансовые возможности; о располагают высококвалифицированным персоналом и в состоянии привлекать специалистов со стороны. Небольшим экономическим организациям сложнее проводить широкомасштабную плановую работу, однако они могут: использовать некоторые формы планирования, особенно оперативного; применять известные модели стратегий и стремиться к определению собственных стратегий по мере роста организаций. Специфика российского рынка ограничивает использование планирования в отечественных условиях вследствие: чрезмерно высокой степени неопределенности на российском рынке, обусловленной глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни — экономической, политической, социальной; низкого уровня накопления капитала российскими предприятиями, что не позволяет осуществлять эффективную организацию планирования; отсутствия эффективных юридических и этических норм, регулирующих поведение предпринимателей, а также невысокого уровня культуры участников отечественного рынка. Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации. Один из «отцов» современного менеджмента А. Файоль отмечал: «Управлять — это предвидеть, а предвидеть — это уже почти действовать». Файоль определил четыре основных принципа планирования: принцип единства (холизма) — системный характер планирования деятельности экономической организации. Элементами планирования в организации являются ее отдельные подразделения и отдельные части процесса планирования. Планирование деятельности подразделения организации будет эффективным, если оно не связано с плановой деятельностью отдельных единиц данного уровня; принцип непрерывности - постоянный процесс планирования на предприятии в рамках установленного цикла; принцип гибкости (взаимосвязан с принципом непрерывности) — придание планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств; принцип точности — конкретизация и детализация в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы. Классификация типов планирования в организации осуществляется по таким признакам, как степень неопределенности в планировании, временная ориентация идей планирования, горизонт планирования. В зависимости от степени неопределенности внешней среды системы планирования организации можно разделить на два типа. Детерминированные системы планирования используются в организациях, которые действуют в полностью предсказуемой среде и не имеют недостатка в информации. События в таких системах должны иметь полную определенность: можно дать 100%-ную гарантию, что если событие А произойдет, то произойдет и событие В. Но если говорить о планировании на уровне предприятия в целом, то, конечно, так не происходит, потому что всякое предприятие в рыночной экономике действует в условиях неопределенности, меняющейся среды. Текущее планирование и планирование на уровне подразделений обладают высокой определенностью и мощностью в предвидении результатов (например, планирование производства). Вероятностные (стохастические) системы планирования предполагают недостаток определенности во внешней среде и нехватку информации и соответственно не дают полной предсказуемости результата. Вариантами вероятностных систем планирования являются: планирование в системе жестких обязательств — подходит для ситуаций, в которых существует высокая степень уверенности в исходе событий; планирование под личную ответственность — менеджер вообще не может быть в чем-либо уверен и действует на свой страх и риск, возлагая всю ответственность на себя; планирование, приспособленное к случайным обстоятельствам, — является промежуточным между первыми двумя: с одной стороны, менеджер сталкивается с постоянной неопределенностью в деятельности предприятия, а с другой — учитывает возможные варианты действий в неопределенной среде и тем самым увеличивает их предсказуемость. Типы планирования различают также в зависимости от того, ориентированы ли основные идеи планирования в прошлое, настоящее или будущее: реактивное планирование (возврат к прошлому). Основной метод реактивного планирования - генетический подход, т.е. проблема исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Реактивное планирование опирается на предшествующий опыт и осуществляется «снизу вверх». Первоначально выявляются нужды нижних подразделений, которые оформляются в планах этих подразделений. Разработанные проекты планов передаются руководству следующего уровня, которое вносит коррективы с учетом своей деятельности и передает на следующий уровень, и т.д. - до окончательного выбора и подготовки свободного проекта; инактивное планирование (инертность) характеризуется ориентацией на существующее положение, не предусматривает ни возвращения к прежнему положению, ни продвижения вперед. Этот тип планирования воспринимает наличные условия как достаточно хорошие (по крайней мере как приемлемые); преактивное планирование (упреждение) ориентировано в основном на непрерывные изменения в перспективе, причем его цель не минимизация усилий, а поиск оптимальных решений. Из нескольких вариантов развития выбирается тот, который представляется экономически оптимальным. Планирование осуществляется «сверху вниз»: на высших уровнях прогнозируются внешние условия, формулируются цели и стратегии, затем определяются цели нижних уровней и программы их действий. Горизонт планирования. В зависимости оттого, какой горизонт (период) времени охватывают планы, составленные организацией, выделяют планирование: о долгосрочное — обычно охватывает периоды времени от 10 до 25 лет; о среднесрочное — конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом (до 3 лет); О краткосрочное — планы на 1—2 года, включающие в себя конкретные способы использования ресурсов организации, необходимых для достижения целей, определенных при средне- и долгосрочном планировании.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |